Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№1 (61) Февраль 2007



«Я буду с тобой в воздухе, на земле и на воде…».


«Отдохнем у самолета…»

Октябрь 2003 года. Плотный туман окутал весь Крикковский заболоченный лес. Вот уже шестой километр наши натертые ноги перемешивают торфяную жижу на единственной лесной тропе, ведущей нас к самолету. Шесть километров к самолету, шесть обратно, к уютному домику Виктора Костюковича, командира Кингисеппского поискового отряда «Форпост», который находится в садоводстве. Всего в день получается 12 километров, по болотной тропинке, из которых метров 700 туда и обратно приходится передвигаться по колено в воде - это самое низменное место. В первый раз мы побывали на месте падения самолета 4 октября. Именно тогда, в воскресенье, местная жительница Любовь Петровна Попова вывела нас на место, о котором знали многие любители сбора ягод и грибов. Местные жители так и говорили: «Давай отдохнем у самолета…». Место далекое, но ягодное, крыло от самолета, которое со времен войны валялось на болоте, стало излюбленным местом для отдыха ягодников. Перекусив и отдохнув, путники продолжали свой путь. А проржавевшее крыло от боевой машины, насквозь проросшее болотным мхом, так и оставалось лежать как немой свидетель давно прошедшей войны…

 

«Первые удачи…»
Первый день работы дал хорошие результаты. В восьми метрах от лежащей на болоте плоскости Константин Москвин нашел еле приметную заросшую мхом воронку. Видимо сила удара при падении была такой, что отломившееся крыло отлетело на несколько метров вперед. Проткнув длинным металлическим щупом моховую подушку на воронке, мы поняли: это действительно место падения самолета. Наш щуп, уходя на глубину более метра, все время натыкался на что-то металлическое. Сгорая от нетерпения, мы руками стали выбрасывать покрывавший воронку мох. По крылу и стойке шасси самолета определили его марку - это советский истребитель И-16. Спустя какое-то время на поверхность были подняты сильно деформированные куски дюраля и деревянной обшивки самолета. Вдруг в руках Алексея Орлова блеснула гильза от пистолета ТТ. Гильза была замята от удара, пуля отсутствовала, но капсюль был целый. Откуда в воронке, на глухом болоте, могла взяться гильза? Вывод был один - это гильза от пистолета летчика. Это первый признак того, что в обломках самолета могут находиться останки погибшего.
Осенние дни коротки, и поэтому к часам пяти вечера мы стали собираться уходить. Но день не пропал даром. Уже темнело, когда нам удалось вытащить из воронки несколько небольших обломков самолета. На карбюраторе, который от удара оторвался от двигателя, кроме положенной таблички с указанием марки, номера и даты выпуска данного изделия, были выцарапаны три цифры: 656. Возможно, это последние цифры номера двигателя. Очень часто мотористы при ремонте таким образом метили съемные части двигателя. На одном из кусков перкаля, которым был обтянут самолет, черной краской через трафарет был нанесен заводской номер самолета: 24Р21855. Это была самая большая удача. В первый же день работы установить номер самолета! Теперь мы знали даже его тип: И-16 тип 24.

 

 

Стойка шасси самолета.

 

«13-я Отдельная авиационная эскадрилья ВВС КБФ»
Возвращаясь вечером в Санкт-Петербург, в машине подводим итоги первого дня. По всем признакам самолет погиб летом 1941 года, скорее всего, при прикрытии наших наземных войск, ведущих бои в районе Нарвы или Кингисеппа. Об участии армейской авиации на этом участке фронта у нас мало информации, точнее, у нас мало свидетельств воздушных боев именно на самолетах И-16. Разговор переходит на перечисление авиаполков Краснознаменного Балтийского флота:
- 13-й истребительный авиаполк летал на И-16 и И-153 «Чайках», во 2-й эскадрилье были самолеты И-16 24 серии;
- 5-й истребительный авиаполк также был оснащен самолетами И-16, в том числе несколькими самолетами 24 типа. Наравне с И-16 полк имел самолеты МиГ-1, МиГ-3 и одну эскадрилью на И-15бис.
- 71-й истребительный авиаполк - летал на «Чайках», Яках и Мигах.
- 13-я отдельная Краснознаменная авиаэскадрилья на начало войны имела 22 экипажа на самолетах И-16, и у этого подразделения в воздушных боях под Нарвой и Кингисеппом были потери. Уже с 1-го июля 1941 года эскадрильи ставится задача прикрывать мосты через реку Нарва. С 4 июля по 5 августа (до подрыва мостов) эскадрилья выполняла эту задачу. В истории авиаэскадрильи, которая в последствии стала 14-м гвардейским ИАП ВВС КБФ, сказано: «За этот период летчики совершили 948 боевых вылетов, отразили 21 налет на мосты…».
У нас есть заводской номер самолета, и мы решаем по приезду в город внимательно просмотреть свои архивные тетрадки по самолетам КБФ. За последние два года мы отработали почти всю штурмовую и истребительную авиацию КБФ по документам Центрального военно-морского архива в городе Гатчина. С 13-й эскадрильей у нас связана история поднятия самолета И-16 в сорока километрах от Кингисеппа в 2001 году, под поселком Ивановское. И поэтому в разговоре промелькнуло: «…А представляете, если этот самолет окажется из 13-й ОАЭ ВВС КБФ…».

 

«Сабгайда… или Монахов…?»
Ночью в моей квартире прозвучал телефонный звонок. В трубке взволнованный голос Константина Тарасова: «Нашел!…».
В акте списания самолетов по 13-й ОАЭ ВВС КБФ за 26 августа 1941 года списаны три самолета: один из них И-16
№ 24Р21855 с двигателем М-63 № 630656. Кто погиб на данном самолете, сказать пока трудно, так как все три самолета списаны как погибшие в период с 16 по 26 августа. У нас имеется список безвозвратных потерь эскадрильи и несколько актов (за разное время) списания самолетов. К сожалению, в актах конкретно не указаны пилоты, погибшие на списанных машинах. Константин пытается просчитать, кто же погиб на этом самолете, откладывая в сторону тех, к кому удалось приписать самолеты. В результате получается, что с 16 по 26 августа 1941 года (именно за этот промежуток времени значатся списанными три самолета) из состава эскадрильи погибли всего два летчика:
- 23 августа 1941 года не вернулся с боевого задания младший лейтенант Геннадий Сабгайда;
- 26 августа 1941 года погиб в воздушном бою старший лейтенант Григорий Монахов.
Можно предположить, что на списанном третьем самолете летчик остался жив, скорее всего покинув подбитый истребитель на парашюте. Значит, мы нашли место гибели кого-то из этих двух пилотов. Сабгайда или Монахов?..

Илья Прокофьев

Фонд поисковых отрядов Ленинградской области

 

(Печатается с сокращениями.
Продолжение в следующем номере)



Зимний молодежный поход «Марш Памяти-2007».
События.
«Кама» подводит итоги года.
Уроженцы Республики Татарстан, найденные во время поисковых экспедиций.
К вопросу об истории поискового движения в СССР и России.
«Имена из солдатских медальонов». Спасибо всем!
Объединенный Банк данных Министерства обороны РФ.
Ключ.
Чтобы памяти нить не порвать.
«Я буду с тобой в воздухе, на земле и на воде…».
Казанские батальоны военных кантонистов.