Мы в соцсетях: Контакте

Нормативные акты



Документы Министерства Образования Российской Федерации




ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ОТЕЧЕСТВО»

(извлечения)

 

Программа

 

Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания у них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение в России с начала XX века. В истории отечественной педагогики это один из ярких примеров длительного и устойчивого сохранения и развития принципов и методов организации и осуществления образовательной деятельности.

 

Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» создавалось как сообщество детей и педагогов, интересующихся краеведением, увлеченных исследовательской деятельностью, объединенных любовью к родной земле, к России, стремящихся принести пользу своему Отечеству.

 

Организация туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и использования средств туризма и краеведения в деятельности детских коллективов.

 

Организационные и методические принципы туристско-краеведческой деятельности участников движения определяются его примерной программой.

 

Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Ведущая задача примерной программы - создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе туристок краеведческой деятельности.

 

В каждом уголке России, в каждом город поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культур составляющие тот феномен, который формируются в человеке интерес и привязанность к родной краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

 

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и взаимосвязь с природой, историей и культуре страны, мира, принять участие в созидательно деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл движения «Отечество».

 

Участие в движении, в осуществлении его про грамм позволяет значительно расширить и углу бить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки; самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др., что в конечном итоге и определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и вое питания детей.

 

Концепция движения и содержание многих тематических программ методически и организационно связаны с Комплексной долговременной программой Союза краеведов России «Краеведение». Союз краеведов России и региональные краеведческие общества оказывают организационную и методическую помощь участникам движения, рассматривая их как полноправных участников реализации программы «Краеведение».

 

Тематические программы позволяют юным туристам-краеведам и их руководителям выбрать тему по душе и посильную для реализации. Осуществление примерных программ предполагает получение и использование конкретных результатов на четырех уровнях: индивидуальном (развитие детей, удовлетворение интересов, расширение и закрепление знаний и практических навыков, овладение исследовательскими методами, моральная и физическая закалка, профессиональная ориентация); местном (учреждение образования; микрорайон, село, поселок, город); региональном (город, район, область, край, республика); федеральном (общероссийский).

 

Реализация тематических программ может осуществляться с использованием всего многообразия форм и методов туристско-краеведческой деятельности: экскурсий, краеведческих наблюдений, экспедиций, одно-двухдневных, степенных и категорийных туристских походов, встреч с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записей воспоминаний, социологических исследований, работой в музеях, архивах, библиотеках, институтах, различных учреждениях и организациях.

 

Работу по одной или нескольким программам может осуществлять любой коллектив или объединение: класс, кружок, отряд, группа, музей, клуб, научное общество, ассоциация и т.п. Могут быть использованы многообразные формы соорганизации работы с государственными учреждениями и общественными организациями. Хорошо, если детский коллектив, каждый участник движения представляет себе реальную цель, ту конкретную пользу, которую он принесет в процессе туристско-краеведческой деятельности.

 

Во многих регионах России местными организациями и объединениями осуществляются собственные проекты и программы научного, экономического, историко-культурного, природоохранительного и иного характера.

 

Одна из важнейших задач движения - привлечение его участников к реализации подобных программ.

 

Участники движения «Отечество» могут работать:
• по федеральным программам;
• по региональным и местным программам, в том числе и совместным (межшкольным, с местными государственными, научными учреждениями и общественными организациями);
• по тематическим, целевым и иным программам, разработанным в регионах и на местах.

 

Подобный подход позволяет полнее использовать научные, методические, финансовые и другие возможности учреждений и организаций, инициирующих эти программы.

 

Организационно-методическим центром туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество» является Центр детско-юношеского туризма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. На местах эти функции выполняют центры детско-юношеского туризма и краеведения, станции юных туристов, дома и дворцы детского творчества по определению органов управления образованием.

 

Организационно-методические центры осуществляют разработку местных туристско-краеведческих программ и проектов, осуществляют координацию деятельности участников движения по реализации программ и взаимодействие с местными государственными учреждениями и общественными организациями, проводят комплексные и тематические массовые мероприятия по программам движения, организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации различных категорий организаторов и участников движения, осуществляют издательскую и популяризаторскую деятельность.

 

В рамках движения «Отечество» проводятся общероссийские массовые мероприятия с участием лауреатов и победителей аналогичных региональных мероприятий:

  • туристско-краеведческие слеты участников движения;
  • тематические конференции, слеты и соревнования по тематическим программам;
  • краеведческие олимпиады учащихся;
  • педагогические краеведческие чтения.

Формы работы:

  • организация походов, путешествий и экспедиций, направленных на реализацию конкретных программ;
  • проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
  • создание конкретных баз данных по выбранным темам;
  • составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
  • подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, путеводителей, Книг Памяти;
  • формирование музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев;
  • участие в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлению природных и исторических памятников;
  • выявление останков павших воинов и гражданского населения, безымянных захоронений, установление имен погибших, розыск их родственников, установление памятных знаков, надгробий, уход за ними;
  • издание методической, учебной литературы, сборников из опыта работы, публикаций, исследований участников программы;
  • проведение конференций, олимпиад, соревнований, смотров и конкурсов;
  • пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.

Программы туристско-краеведческого движения «Отечество»:


1. Родословие.
2. Летопись родного края.
3. Земляки.
4. Исчезнувшие памятники России.
5. Исторический некрополь России.
6. Археология.
7. Природное наследие.
8. Экология.
9. Юные геологи.
10. Культурное наследие.
11. Литературное краеведение.
12. Этнография.
13. Военная история России.
14. Великая Отечественная война.
15. Дети и война.
16. Поиск.
17. История детского движения.
18. К туристскому мастерству.
19. Школьные музеи.

                     
1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7 I 8 I 9 I 10 I 11 I 12
         
         
  Приказ Минобразования России от 18 октября 1999 г. О реализации решения коллегии от 28.09.99 № 19.
  Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.
  Приказ Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности.
  Инструктивное письмо № 06-9ин/28-06 от 25.10.99. О военно-патриотическом воспитании молодежи.
  Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий.
  Письмо Минобразования России от 9 июня 1994 г. 59-М. Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися.
  Письмо министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 653/19-15 от 7 декабря 1998 г. О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество".
  Письмо Госкоммолодежи России, Минобразования России, Госкомспорта и туризма России от 12 марта 1996 г. О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан.
  Письмо минобороны России, минобразования России, госкоммолодежи России, ГКФТ России N9 01Р/249 от 23 июня 1997г. Примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи.
  Примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи.
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество".
  Примерное положение о профильном лагере (школе) учащихся. Приложение к приказу Госкомобразования СССР от 14 мая 1991 г. № 226.
  Положение о значке "Юный турист".
  Приказ Минобразования России от 28 апреля 1995 г. № 223. Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха.
  Письмо Минобразования России от 30.08.96 г. № 15-т. По системе оплаты труда руководителей детских объединений.