1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2004г.
Смена “Безнен Тарих”- 2004.
Смена “Безнен Тарих”-2004 посвящена истории населения Татарстана в 5 веке н.э. Это время - разгар эпохи Великого переселения народов, когда коренным образом перекраивалась политическая и этническая карта Евразии, рушились цивилизации Рима, Ирана и Китая и из их обломков и варварских народов, расселившихся на землях бывших империй, формировалась новая раннесредневековая цивилизация. Для территории современного Татарстана этот период связан с распространением племен именьковской культуры.
Именьковская археологическая культура получила свое название по
наиболее полно изученному памятнику – городищу у с.Именьково
Лаишевского района
РТ, исследованному казанскими археологами в 1953-1954 гг.
Именьковская культура имеет сложное происхождение. Основу её составили
пришельцы с запада, с Украины, скорее всего, позднезарубинецкие
племена. Покинув Поднепровье во время готских походов 2-3 вв.н.э.,
эти племена
в 3-4 вв. прошли через бассейн Дона (Инясевский могильник на р.Хопёр
в Романовском районе Саратовской области) и в 4 в. появились на
Волге в районе Самарской Луки. Большинство исследователей считают
позднезарубинецкое население славянами. Возможно, в миграции поднепровского
населения в Поволжье участвовали и племена черняховской культуры
– смешанное население Южной Украины, включавшее славянские, германские,
иранские (сарматские) и фракийские группы. Другими составляющими
именьковской культуры стали местные лбищенские (предположительно,
позднесарматские) и “позднегородецкие” (поволжско-финские) племена.
В течение 5 в. именьковцы заселили Нижнее Прикамье, вытеснив отсюда
военным путем.
Финно-угорские племена азелинской культуры, а к 6 в. именьковская
культура занимала огромную территорию от северо-востока Мордовии
до северо-запада Баш-кирии и от Самарской Луки до устья Свияги.
Наибольшей плотности именьковское население достигало в районе
слияния Волги
и Камы.
Поселения именьковской культуры часто располагаются группами,
включающи-ми два городища (большое и малое), несколько селищ
и могильник. Это
связано с условиями расселения на отвоёванных у местных племён
землях. Именьковцы, за-няв новую территорию, в первую очередь
быстро строили
небольшое укрепление – убежище на случай внезапного набега,
а затем, возможно, в течение нескольких лет, сооружали более
крупное
и сильно
укреплённое городище. Вокруг городищ распо-лагались неукреплённые
посёлки. Жилищами именьковцам служили либо углублён-ные в землю
полуземлянки с четырехскатной крышей и обшитыми деревом стенами,
либо слабо углублённые
(на 20-60 см) дома с двускатной крышей и каркасно-столбовой
конструкцией стен, часто разделённые перегородками на жилую и
хозяй-ственную
части. Внутри домов и рядом с ними размещались многочисленные
ямы – погреба,
зернохранилища, кладовые для утвари, мусорные ямы.
Основу хозяйства именьковских племён составляло пашенное земледелие.
На по-селениях часто находят железные сошники, серпы и косы,
каменные жернова, в ямах иногда сохраняется обгоревшее зерно.
Большую роль
играло животноводство. Наибольший почёт оказывался лошади,
вероятно, считавшейся священным живот-ным: именьковцы носили
коньковые
подвески, лепили глиняные фигурки лошадок и зарывали между
могилами своих
сородичей аккуратно сложенные шкуры коней с черепом и костями
ног.
Погребальный обряд именьковской культуры резко отличен от
обычаев местных племён: своих умерших именьковцы сжигали
на кострах,
а кремированные останки ссыпали в небольшие могильные ямы,
куда ставили
1-4 глиняных
горшка с пищей для покойного. При таком способе захоронения
восстановить костюм практически невозможно. Выделяются
только новые типы украшений
и деталей одежды: застёж-ки-фибулы, булавки с восьмерковидным
навершием, так называемые “калачиковидные” серьги, крупные
янтарные бусы
и т.д.