1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2012 г.
19 августа 2012 года в селе Кузнечиха Спасского района Республики Татарстан состоялась торжественно-траурная церемония открытия памятного знака на могиле летчиков Казанского авиационного завода погибших в годы Великой Отечественной войны 9 ноября 1941 года при выполнении правительственного специального задания по перевозке авиазапчастей из г.Саратов в г.Казань. Экипаж самолета состоял из летчика Сергея Муравьева и бортмеханика Константина Пряничникова.
Огромную работу по установлению имен погибшего экипажа и увековечения их памяти долгие годы проводила руководитель краеведческого музея «Сувар» из села Кузнечихи - Нинель Масгутовна Садриева. Благодаря ей имена погибших летчиков останутся в памяти потомков.
В этой истории первую роль сыграло письмо бывшего летчика Гражданского Воздушного Флота, участника расследования данной катастрофы в 1941 году Игоря Васильевича Чугунова, в котором он писал:
«…Самолет «ПС-40» вылетел из Казани в Саратов 5 ноября 1941-го, чтобы привезти оттуда необходимые детали для авиационного завода. Груз в тот день летчикам получить не удалось, получили на следующий день только к вечеру, поэтому разрешение на вылет им не дали. А 7 и 8 ноября в Саратове пошел сильный снегопад, разыгралась метель, так что о полете не могло быть и речи. 9-го числа, когда погода успокоилась, было получено разрешение на вылет. Пока разогревали мотор, очищали от снега взлетную полосу, неумолимо бежали часы, и в воздух самолет поднялся только в половине второго после полудня. Было ясно, что даже при удачном стечении обстоятельств он долетел бы до Казани после захода солнца. Никто бы не упрекнул пилотов, если бы они остались в Саратове еще на одну ночь. Но они знали, что их с нетерпением ждут на заводе.
После того как пролетели Куйбышев (Прим. И.П.: нынешняя Самара), когда до Казани оставалось чуть больше часа полета, погода вновь стала портиться. Земля почти не просматривалась. Муравьев повел самолет по приборам. Вскоре радиокомпас показал, что внизу — Казань. Но низкая облачность, снегопад делали посадку невозможной. И Муравьев принял единственно верное решение — лечь на обратный курс, на Куйбышев. Минут через двадцать в разрывах облаков показался лес. Летчик снизил высоту, чтобы по возможности ориентироваться по земле. Стрелка высотомера показывала 150 метров, но прибор ошибался. На самом деле Муравьев и Пряничников летели над вершинами деревьев в Куйбышевском, ныне Спасском, районе.
Небольшое снижение — и самолет, задев вершины деревьев, рухнул, пилоты погибли.
Бездыханные тела Муравьева и Пряничникова привезли в Кузнечиху. С воинскими почестями их похоронили на сельском кладбище…».
На обращение Нинель Масгутовны Садриевой с просьбой оказать помощь в увековечении имен погибших летчиков откликнулся военный комиссар Спасского района Ильхам Ильдусович Мидхатов, благодаря которому и появился на сельском кладбище в Кузнечихе достойный памятник.
21.08.2012.
Илья Прокофьев,
управляющий делами РОМО "Объединение "Отечество" РТ.
Фото Анатолия Скорюкова