Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024



Новости 2013 г.




13 февраля 2013 года в д.Исаково Зеленодольского района РТ состоится открытие памятного знака на месте погребения членов экипажа самолета Пе-2 140-го бомбардировочного авиационного полка Ленинградского фронта - младшего лейтенанта И.И.Корпачева и капитана В.Д.Золотаренка, погибших в авиакатастрофе при перелете из Казани на фронт.

В мероприятии, приуроченном к 70-летию начала наступления советских войск под Ленинградом, примут участие представители Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Военного комиссариата РТ, администрации Зеленодольского муниципального района, РОСТО (ДОСААФ) РТ, Комитета ветеранов войны и военной службы РТ, журналисты, поисковики и др.
Начало в 10 часов на кладбище д.Исаково.

О работе поисковиков «Объединения «Отечество» Республики Татарстан по установлению имен погибших летчиков и поиску их могилы - в статье Ильи Прокофьева:

"Возвращенные имена..."


10 февраля 2013 года исполнится 70 лет начала наступления советских войск в Красноборской и Смердынской операциях под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. Эти операции дали возможность советским войскам расширить коридор прорыва блокады Ленинграда и закрепится на достигнутых рубежах до января 1944 года, тем самым не дав возможности немецко-фашистским захватчикам предпринять больше ни одного наступления на Ленинград.

Ровно 70 лет назад, 10 февраля 1943 года в районе деревни Исаково Зеленодольского района Республики Татарстан разбился в катастрофе самолет Пе-2 из состава 140-го бомбардировочного авиаполка Ленинградского фронта, который перелетал с Казанского завода на фронт, чтобы принять участие в битве за Ленинград. Непосредственно 140-й БАП принимал участие в Смердынской операции в районе города Любань Ленинградской области, где уже на протяжении 20 лет работают поисковики Республики Татарстан. Тогда, в далеком 1943 году, погибших летчиков похоронили на сельском кладбище деревни Исаково. Но, к сожалению, за долгие послевоенные годы могила погибших была утеряна и их имена оставались неизвестны.
Благодаря исследовательской работе в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, проведенной специалистами Всероссийского информационно-поискового центра, удалось установить имена погибших летчиков. Поисковикам Региональной общественной молодежной организации "Объединение "Отечество" Республики Татарстан при участии старожилов села удалось определить предполагаемое место захоронения.
По достигнутой договоренности, МУП "Ритуал" города Зеленодольска Республики Татарстан (директор Мустафин Радик Рамилович) изготовлен памятник с именами погибших летчиков 140-го бомбардировочного авиаполка младшего лейтенанта И.И. Корпачева и капитана В.Д. Золотаренка.
Совместно с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Военным комиссариатом Республики Татарстан, Администрацией Зеленодольского муниципального района, Общественно-государственным объединением РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан, Комитетом общественной организации ветеранов (инвалидов) войны и военной службы Республики Татарстан торжественно-траурную церемонию открытия памятного знака планируется провести 8 февраля 2013 года, приурочив это к 70-летнему юбилею начала наступления советских войск в 1943 году под Ленинградом.

Самолеты Пе-2 на защите родного неба.



История поиска.

В 1994 году РОМО "Объединение "Отечество" Республики Татарстан начала комплексную работу по восстановлению полного списка воинов, захороненных на территории Республики Татарстан, по поиску сохранившихся захоронений и надгробий, составление схем их расположения с целью благоустройства и охраны воинских захоронений. Была проведена огромная изыскательная работа как полевыми выездами на места расположения воинских захоронений в районах республики, так и архивно-исследовательские поиски по документам различных архивов Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Татарстан. Результатом многолетних работ, стало издание в 2009 году Каталога воинских захоронений в Республике Татарстан "Я вечно помнить призываю…", в который вошли сведения о 17-и кладбищах в 13-и населенных пунктах республики, алфавитный список умерших в госпиталях, погибших при исполнении воинского долга в годы Великой Отечественной войны и похороненных на территории Республики Татарстан на 6021 воина.
В ходе работ по подготовке Каталога дополнительно были выявлены ранее неизвестные воинские захоронения в 6 населенных пунктах республики. Дополнительно установлены имена более сотни солдат и офицеров Красной Армии, похороненных на территории Республики Татарстан.

Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, город Подольск Московской области.

Так, при проведении исследовательской работы с документами Московского военного округа, которые хранятся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, специалистами Всероссийского информационно-поискового центра Рафиком и Марией Салахиевыми было установлено, что 10 февраля 1943 года при перелете по маршруту Казань - Лопатино - Киржач и далее на фронт под Ленинград, из-за пожара одного из двигателей разбился при катастрофе самолет Пе-2 (заводской номер 5/163) из состава 140-го бомбардировочного авиаполка 276-й бомбардировочной авиадивизии 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта. Катастрофа произошла в районе 30 км западнее г. Казань у дер. Исаково Нурлатского (сейчас Зеленодольского) района Татарской АССР.
Экипаж самолета был следующий:
- летчик самолета, командир звена младший лейтенант Корпачев Иван Иванович;
- штурман самолета, штурман полка капитан Золотаренок Василий Дмитриевич;
- воздушный стрелок-радист старший сержант Стрибань Григорий Федорович;
- техник самолета, воентехник техник-лейтенант Львов Петр Михайлович.
Из архивных документов также стало известно, что при катастрофе летчик самолета Корпачев и штурман Золотаренок погибли, а стрелок-радист Стрибань и техник Львов были ранены. Погибших летчиков похоронили местные жители на кладбище в дер. Исаково.
В этих документах о погибших было сказано:
- ЗОЛОТАРЕНОК ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ, 1911 г.р., уроженец: Белорусская ССР, Минская область г.Минск. Кадровый, в РККА с 1929 г., капитан, штурман полка;
- КОРПАЧЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ, 1915 г.р., уроженец: РСФСР, Тульская область, Чернский район деревня Поповка. Кадровый, в РККА с 1934 г., мл. лейтенант, командир звена.
Тем самым, поисковики узнали о еще одном ранее неизвестном в Республике Татарстан воинском захоронении, и самое главное теперь знали, имена погибших.

Деревня Исаково, Зеленодольского района Республики Татарстан.

В 2010 году группа поисковиков "Объединения "Отечество" Республики Татарстан в составе Александра Коноплева, Рафика Салахиева и Олега Арбузова, возвращаясь с разведывательной поездки в район деревни Большие Ачасыры, где, также по архивным сведениям было известно, что в годы Великой Отечественной войны разбился военный самолет, заехали в деревню Исаково.

Из рассказа Рафика Салахиева: "…На обратном пути заехали в деревню Исаково к нашим друзьям из "Снежного десанта" мехмата КГУ Александровым Елене и Владимиру (Лена Степанова была у нас командиром). Спросили у них, что известно в деревне о катастрофе самолета во время Великой Отечественной войны. Оказалось, Владимир Александров хорошо помнит по рассказам своего деда, что катастрофа была в нескольких километрах западнее деревни, в сторону деревне Ходяшево, в районе так называемых торфяников. Дедушка рассказывал, что летчики заметили неисправность самолета, решили сесть на поле. При приземлении заметили торчащие из снега деревья, испугались сесть на них и дернулись вверх, ударились хвостом, разбились. А то были не большие деревья, простые кусты. После катастрофы из Казани прилетал другой самолет, приборы и оружие с самолета, выживших летчиков увезли в Казань. Из обшивки самолета вся деревня потом делала ложки…".
Кроме того, в эту поездку удалось пообщаться и с другими старожилами деревни, которые также рассказывали о катастрофе самолета и месте захоронения летчиков.
Записи из полевой книжки поисковиков:
- Порванова Мария Петровна 1930 г.р. рассказала, что действительно самолет падал, двое летчиков погибли, двое выжили. Место падения из деревни было видно хорошо, к западу от деревни, в районе торфяников, сейчас там примет катастрофы нет. Погибших похоронили на сельском кладбище. Сама она во время похорон не присутствовала, места могилы не знает. Железок от самолета в деревню натаскали много, было в каждом доме.
- Козлов Александр Петрович 1929 г.р. рассказал, что самолет падал в районе торфяников около бывшего поселка с названием Поселок. Показал в западном направлении, что место отсюда (от их дома) видно, там лесопосадка, кусты, но никаких примет катастрофы теперь на том месте нет. Он сам видел как самолет падал, говорит никакого пожара не было. Вся ребятня на лыжах побежали к самолету, снега было много. Когда они добежали, один летчик брел вокруг самолета, его или другого летчика шлем висел на погнутом винте. Помогли вытащить остальных. Двое погибли, двое выжили. Погибших похоронили на сельском кладбище, места он не знает.
- Тимохин Александр Николаевич 1950 г.р. тоже много слышал о самолете. Говорит, у них во дворе много лет валялась дверца от самолета, вся деревня что-нибудь притаскивала. Могилу летчиков он помнит хорошо, видел сам в школьном возрасте. Наверно была соответствующая табличка, потому что будучи на кладбище часто подходили к этой могиле, как именно к могиле летчиков. Показал примерное место на кладбище, так как сейчас в том участке на многих могилах нет ни памятников, ни оград. На сохранившемся памятнике 1937 год смерти, значит участок как раз военных лет.
- Савельев Василий Михайлович, 1928 г.р. Действительно непосредственный участник событий. Председатель сельсовета поручил ему запрячь лошадь и обслуживать летчиков потерпевшего катастрофу самолета. Он привез погибших и выживших летчиков в деревню. Потом одного летчика возил на станцию Ходяшево звонить в Казань. Этот летчик рассказал, что обнаружив неполадки один летчик предложил прыгать, другой решил "садились же и с одним мотором, будем пробовать". Василий Михайлович запомнил фамилию одного из погибших - Золотарев с Украины (на самом деле Золотаренок из Белоруссии), а другого уже забыл. Погибших похоронили на сельском кладбище в отдельных могилах. Место он хорошо помнит. Показал почти то же место, что и А.Н.Тимохин.
Так благодаря памяти местных жителей поисковикам удалось установить место захоронения погибших летчиков.

Местные жители показывают предполагаемое место могилы.



Казань, Всероссийский информационно-поисковый центр.

Продолжая работу по выявлению дополнительных сведений о погибших в Обобщенном компьютерном банке данных "Мемориал" были обнаружены документы, в которых говорилось о том, что оба погибших летчика капитан В.Д. Золотаренок и младший лейтенант И.И. Корпачев до сих пор считаются пропавшими без вести, а значит, их семьи так и не узнали о причине их гибели и месте захоронения.
Документы по капитану Золотаренку:
1) "…Приказ об исключении из списков ГУК ВС № 106 от 17.02.1949. По Минскому Облвоенкомату - Капитан Золоторенок Василий Дмитриевич - штурман ближне-бомбардировочного авиационного полка. Пропал без вести в сентябре 1942 г. 1911 г.р., к.ВКП(б), в КА с 1929 г. Мать Золоторенок Анастасия Антоновна - г.Минск, ул.Московская, д.47, кв.6. Список вх.№ 0555-49 г. Основание: ЦАМО РФ, фонд 33, опись 563786, дело 2, лист 76…".
2) "… Золоторенок Василий Дмитриевич, капитан, пропал без вести в сентябре 1942 года. Основание: ЦАМО РФ, фонд 33, опись 594261, дело 42, лист 18. Вх. 555-18.01.1949, Донесение УК ВВС…".
3) "…ЦАМО, фонд 20246, оп. 2, д. 1, л. 9, Донесение со списками захороненных 276 БАД, б/н.: Золотаренок Василий Дмитриевич, место рождения: ст.Ваниполь Моск.-Белор. балт. ж.д. Кадровый, в РККА с 1929 г., капитан, 140 бап. Дата выбытия: период между 22.06.1941 и 20.02.1944. Причина выбытия: При перелете из Казани разбились. Жена Золата.. Зинаида Конс... Омск, Кировск.. ул.им 12 Окт...д.66, кв.1..". (Для справки: Фа?ниполь (белор. Фанiпаль) - город в Дзержинском районе Минской области Республика Беларусь. Город расположен в 24 км юго-западнее города Минска по железнодорожной и автомобильной магистралям Брест-Москва на водоразделе рек Птичь и Неман, на одинаковом расстоянии, как от минской кольцевой дороги, так и от города Дзержинска - 13 км)

Из приказа об исключении из списков.


Документы по младшему лейтенанту Корпачеву:
1) "…ЦАМО, фонд 20246, оп. 2, д. 1, л. 9, Донесение со списками захороненных 276 БАД, б/н. Корпачев (в документе Карпачев) Иван Иванович, Тульская обл., Чернский (в документе Черемеский) р-н, д.Поповка. Кадровый, в РККА с 1934 г., мл. лейтенант, 140 бап. Дата выбытия: период между 22.06.1941 и 20.02.1944. Причина выбытия: При перелете из Казани разбились. Жена Карпачева Александра Фиофановна проживала по месту рождения мужа…".

Кроме того при очередном посещении Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации были сделаны выписки из учетно-послужных карточек погибших офицеров:

Золоторёнок В.Д. - портрет из УПК.
Золоторёнок В.Д. - портрет из УПК.



ЗОЛОТОРЕНОК Василий Дмитриевич.
2) 20.3.1911 г.р.
3) Национальность: белорус.
5) Место рождения: ст.Фаниполь БССР.
6) Канд. ВКП(б) с 1939 г.
8) Профессия: рабочий.
9) Семейное положение: женат.
10) Образование гражданское: 4 группы ж.д. трудшколы, 1927 г.
11) Военное: Военная пехотная школа, 1932 г.
Военная школа летнабов, 1933.
Курсы штурманов, 1938.
13) Звание: Старший лейтенант, 1937 г., приказ №04070/1.
14) В походах: не был.
15) Ранения: не было.
16) Награды: не имеет.
17) СЛУЖБА. Вступил на службу в РККА 15.11.1929 г.
Белорусская военная пехотная школа им. ЦИК БССР, г.Минск, курсант, приказ №56 РВС БССР от 9.1939 г.
109-й стрелковый полк, г.Калиновичи БССР, командир взвода, 3.1932. Взято из старого послужного списка.
52-я штурмовая авиаэскадрилья, г.Гомель, командир взвода - стажер, приказ №1/12 69 ВВС БВО от 5.1932.
9-я Военная школа летнабов, г.Харьков-Рогань, слушатель, приказ №0952 ВВС РККА от 10.1932.
102-я штурмовая авиабригада, г.Омск, мл. летчик-наблюдатель, 12.1933. Взято из старого послужного списка.
Присвоено военное звание "старший лейтенант", приказ №0470 НКО от 4.1937.
4-я авиаэскадрилья 102-й штурмовой авиабригады, г.Омск, штурман звена, 8.1937, приказ №047 СибВО.
Курсы штурманов при военно-морской школе г.Ейск, слушатель, 12.1937. Взято из старого послужного списка.
5-я авиаэскадрилья 10-го штурмового авиаполка, г.Омск, флагштурман эскадрильи, 9.1939, приказ №199602 ОК ВВС.
Карту заполнял: командир звена лейтенант Землянский. 23.12.1938.
Дальнейшее прохождение службы:
140 скоростной бомбардировочный авиаполк, штурман эскадрильи, 3/9.1940, приказ №0486 ОРВО.
140 ближнебомбардировочный авиаполк, штурман полка, по переписи на 20.7.42 (последняя цифра неразборчиво).
Пропал без вести в сентябре 1942 г.
Исключен из списков ВС СССР, пр. №0106 ГУК ВС от 17.2.1949.
Прикреплена маленькая учетная карточка со званиями и должностями с 1933 по 1940 г. Все есть выше, кроме: Капитан, приказ №03563 НКО от 30.7.1940.

Корпачев И.И. - портрет из УПК.
Корпачев ИИ - портрет из УПК.



КОРПАЧЕВ Иван Иванович.
2) 1915 г.р.
3) Национальность: русский.
5) Место рождения: Тульская обл., Чернявский р-н, д.Поповка.
6) Канд. ВКП(б), член ВЛКСМ с 1934 г.
7) Социальное положение: рабочий.
8) Семейное положение: женат.
13) Звание: младший лейтенант, 1938 г.
14) Образование гражданское: школа ФЗУ, 1934 г., Тамбовское летное училище при авиашколе ГВФ, 1938 г.
15) Военное: ВВП, 1938 г.
20) СЛУЖБА. Вступил на службу в РККА 1940 г.
Пилот ГВФ закончивший летное обучение на СБ, проверенных и принятых комиссией ВВС КА зачислить в кадры КА и назначить:
ОрВО 218-й скоростной бомбардировочный авиаполк, мл. летчик, приказ №04804 НКО от 23.10.1940.
140 ближнебомбардировочный авиаполк, пилот, по переписи на 20.7.1942.
Стоит штамп: Проверено 27.4.1946 в ГУК НКО. Но записи о судьбе нет.

Параллельно архивной работе поисковики вели поиск родных погибших. Благодаря коллегам-поисковикам из Тульской области (Тульское поисковое объединение "Искатель" и поисковый отряд "Чернский узел обороны") удалось разыскать родственников летчика самолета младшего лейтенанта Ивана Корпачева: "…Корпачевы проживали в д.Поповка Чернского района. Это была очень большая семья. В настоящее время в д.Поповка проживает Николай Кузьмич Корпачев с дочерью. Это племянник Корпачева И.И. Он рассказывает, что в их семье был летчик, который погиб в годы войны. По линии жены в деревне никого нет…"
Также связавшись с Управлением по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь поисковики узнали, что в г.Минске проживала сестра штурмана капитана Золотаренка - Золоторенок Мария Дмитриевна 1907 года рождения, но она к сожалению умерла еще в 1987 году. Но, белорусские коллеги помогли связаться с невесткой Марии Дмитриевны - Петровой Софьей Митрофановной, которая и рассказала, что у Василия Дмитриевича Золотаренок детей не было, было 2 брата и 3 сестры. В семье до настоящего времени не знали, что их родной человек погиб под Казанью, и считали его пропавшим без вести.

Однополчане. Судьбы.

Кроме того, поисковики проследили судьбу выживших в той катастрофе 1943 года других членов экипажа самолета.
Так воздушный стрелок радист старший сержант Стребань Григорий Федорович 1917 г.р., уроженец: Запорожской области УССР, не вернулся с боевого задания 20 октября 1944 года. Его самолет сгорел в небе Прибалтики. Следует добавить, что Григорий Федорович к этому времени за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и отвагу был награжден медалями "За отвагу", "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда", орденами "Красное Знамя" и "Славы 3-й степени".
Авиационный техник техник-лейтенант Петр Михайлович Львов, 1908 г.р., уроженец Рязанской области прошел всю войну до конца. Как записано в его наградных документах: "…участник Отечественной войны с 22 июня 1941 года, по 12 июля 1941 года на Западном фронте, с 17 августа по 4 октября 1942 года на Сталинградском фронте, с 4 марта 1943 года по 15 октября 1944 года на Ленинградском фронте и с 16 октября 1944 года на 3-ем Белорусском фронте…". За отличное обеспечение боевых вылетов и за личную трудовую доблесть в работе Петр Михайлович был награжден медалями "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда", "За боевые заслуги" и орденом "Красная Звезда".

Изучая архивные документы на погибших, и как сейчас установлено похороненных в татарстанской земле летчиков и выживших в этой страшной катастрофе стало известно, что они принимали участие в Великой Отечественной войне с самого начала.
Младший лейтенант Корпачев в составе 218-го бомбардировочного авиаполка, который потеряв в первые месяцы войны почти все самолеты СБ, был переформирован в штурмовой авиаполк на самолетах Ил-2. Ивана Корпачева, как специалиста-пилота ГВФ (Гражданского Воздушного Флота) отлично летавшего на бомбардировщиках СБ перевели в 140-й бомбардировочный авиаполк.
Капитан Золотаренок, старший сержант Стребань, техник-лейтенант Львов встретили войну на Западном фронте, в составе 140-го бомбардировочного авиаполка.
После тяжелых боев 1941 года, переформирования, пополнения новой материальной частью и личным составом они принимали участие в боях под Сталинградом в 1942 году… Затем опять пополнение новыми изготовленными на казанском заводе самолетами Пе-2 и вылет на фронт… Их ждал Ленинградский фронт… Их ждал Ленинград…

И.Г.Прокофьев, ВИПЦ "Отечество", г.Казань.

Наверх