1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2018 г.
ПОИСКОВИКИ ТАТАРСТАНА ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ПОИСКОВО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ В РАМКАХ ПРОЕКТА «КРЫЛЬЯ ТАТАРСТАНА»
Представители поисковых отрядов «Разведка» г.Казань и «Татнефть-Поиск» Закамского региона Региональной общественной молодёжной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан в период с 26 января по 5 февраля 2018 года посетили Новгородскую, Псковскую и Брянскую области.
Данная экспедиция проводилась в рамках двух проектов авиационной направленности: «Небо Родины» под эгидой Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» и «Крылья Татарстана» РОМО «Объединение «Отечество» РТ по восстановлению прославленного самолета Пе-2, который в годы Великой Отечественной войны строился в городе Казани.
Целью поездки была совместная поисковая работа с местными поисковыми отрядами на местах падений самолетов Пе-2, для выявления обстоятельств гибели этих самолетов и установления имен экипажей и их судеб. Кроме этого, на местах гибели самолетов поисковики Татарстана смогли собрать фрагменты самолетов, которые будут использованы при реставрационных работах по восстановлению самолета Пе-2.
Экспедиция была проведена благодаря помощи ПАО «Татнефть», поисковики Татарстана выражают признательность и благодарность за помощь в организации и проведении экспедиции руководству ПАО «Татнефть» и лично генеральному директору Наилю Ульфатовичу Маганову.
Первой точкой поездки стала Новгородская область. Место падения самолета Пе-2 на болоте Сучан в Парфинском районе было обнаружено новгородскими поисковиками в прошлом году. С 27 по 30 января 2018 года поисковики Татарстана работали совместно с коллегами из отряда «Новгородская кадетская рота» Новгородской поисковой экспедиции «Долина» под руководством Анатолия Константиновича Иевлева. По обнаруженным номерам самолета и моторов удалось установить обстоятельства его гибели и судьбу экипажа.
Оказалось, что на этом самолете Пе-2 № 14/192, который был выпущен заводом №22 в городе Казани 9 мая 1943 года, разбился экипаж Героя Советского Союза, командира 72-го отдельного разведывательного авиационного полка подполковника Завражного.
Обстоятельства гибели подробно описаны в акте расследования катастрофы и в приказе по полку:
«...За август месяц полк имеет тяжелую потерю в лице командира полка подполковника Завражнова и штурмана полка майора Симончук. Обстоятельства потери, следующие: 28 августа 1943 г. в 7.03 на самолете Пе-2 вылетел на выполнение боевого задания. При подходе к линии фронта появилась течь масла правого мотора, по истечении времени течь масла увеличилась и мотор задымился. Попытка командира полка посадить на ближайшую площадку к положительному результату не привела. Самолет резко терял высоту и в районе населенного пункта Бяково упал в болото. В результате стрелок-радист мл. лейтенант Рождественский спасся на парашюте, подполковник Завражнов и майор Симончук погибли. Причину течи масла выяснить невозможно - самолет затонул…».
В результате катастрофы погибли:
- командир полка, подполковник (28 сентября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза) Иван Дмитриевич Завражнов, 1906 г.р., уроженец: РСФСР, город Рязань, жена Анна Ивановна проживала: РСФСР, Рязанская область, Рыбновский район, село Старое Батурино;
- штурман полка, майор Дмитрий Илларионович Симончук, 1912 г.р., уроженец: УССР, город Одесса, жена Елена Феодосьевна проживала: Узбекская ССР, Ташкентская область, Беговатский район, село Киятское, врачебный пункт.
Как стало известно из архивных документов, из горящего самолета успел выпрыгнуть с парашютом начальник связи АЭ, младший лейтенант Георгий Илларионович Рождественский, который в этом вылете исполнял обязанности флагманского воздушного стрелка-радиста. Тела подполковника Завражного и майора Симончука были похоронены однополчанами 30 августа 1943 года на аэродроме Макарово Бологовского района Калининской (ныне Тверской) области, где в то время базировался полк. В послевоенное время останки погибших были перенесены на воинский мемориал в пос. Выползово.
Выживший в том вылете Г.И.Рождественский прошел всю войну и завершил ее в звании старшего лейтенанта, награжденный семью боевыми орденами.
В летний период 2018 года поисковики Новгородской экспедиции «Долина» планируют на месте падения самолета и гибели экипажа установить памятный знак.
Поисковики Татарстана выражают искреннюю признательность Новгородским поисковикам и благодарят весь коллектив, принимавший участие в работе на месте падения самолета: Анатолия Иевлева, Валерия Губанова, Сергея Кондратьева, Владимира Журавина, Николая Гусева, Павла Екимова.
Вторым местом, где поработали поисковики Татарстана, стала Псковская область. На этот раз встретившись в городе Пскове с руководителем Псковской областной военно-патриотической поисковой общественной организации «След «Пантеры» Геннадием Владимировичем Корольковым, участники экспедиции выехали в Пустошкинский район. Там в период с 31 января по 2 февраля 2018 года совместно с руководителем поискового отряда «Рубеж» Сергеем Константиновичем Калининым провели поисково-разведывательный выезд на одно из озер Пустошкинского района Псковской области, где по легенде, известной от местных жителей, находились обломки погибшего в годы Великой Отечественной войны самолета.
В результате проведенных работ с применением магнитометров, была обследована поверхность озера и в одном из мест обнаружена большая аномалия, которая скорее всего говорит о том, что на дне озера находится место падения самолета. К сожалению, глубина залегания подводного объекта превышает более 6 метров и поэтому проверить принадлежность и тип самолета поисковикам не удалось.
Продолжить работы на озере поисковики планируют в летней период 2018 года.
Кроме этого, поисковикам Татарстана для реализации их проекта «Крылья Татарстана» Псковские поисковики передали фрагмент хвостового оперения самолета Пе-2, на котором сохранился заводской номер самолета №13/105, по которому еще предстоит выяснить судьбу экипажа самолета.
Обломки самолета были обнаружены в 2009 году отрядом «Рубеж» под руководством М.Н.Романова в районе деревне Третьяково Невельского района Псковской области. Михаил Николаевич был одним из лучших специалистов по исследованию истории советской авиации и поиску мест гибели советских самолетов в годы Великой Отечественной войны, к большому сожалению он ушел из жизни в 2015 году. В завершении этого этапа экспедиции поисковики посетили могилу М.Н.Романова на кладбище рядом с деревней Васильки и почтили его память.
Третьей точкой данной экспедиции стала Брянская область, куда поисковики Татарстана были приглашены руководителем Дятьковского поискового отряда «Честь и Родина» Валерием Викторовичем Кондрашовым.
Брянские поисковики передали фрагменты самолета Пе-2 (обломки двух моторов М-105 №№ Б11-088 и р125-48, стойку шасси). Этот самолет был обнаружен и поднят в 2015 году в районе населенного пункта Огорь Жиздринского района Калужской области. Данные фрагменты будут использованы в работе по восстановлению самолета Пе-2 в городе Казани в рамках проекта «Крылья Татарстана», который реализует Региональная общественная молодежная организация «Объединение «Отечество» Республики Татарстан.
Кроме этого, по установленным номерам моторов уже началась активная поисково-исследовательская работа с документами Центрального архива Министерства обороны с целью установления обстоятельств его гибели и судьбы экипажа.
За оказанный теплый прием поисковики Татарстана выражают особую благодарность руководителю Дятьковского отряда «Честь и Родина» Валерию Викторовичу Кондрашову и бойцам отряда Евгению Лукину, Владимиру Ломаченкову, Василию Рыбко, Владимиру Селиверстову, Павлу Кузякину.
Управляющий делами РОМО «Объединение «Отечество»
Республики Татарстан
Илья Прокофьев.
Фотографии РОМО «Объединение «Отечество» РТ.