1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2018 г.
ПОИСКОВИКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБНАРУЖИЛИ
МЕСТО ГИБЕЛИ ЛЕТЧИКА – УРОЖЕНЦА ТАТАРСТАНА
В рамках проекта «Небо Родины», реализуемого Общероссийским общественным движением по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» в период 2-3 июня 2018 года поисковики Вологодской областной общественной организации «Вологодский поисковый отряд» провели поисковую экспедицию на месте падения советского самолета И-153 «Чайка» в Череповецком районе Вологодской области.
Место падения самолета удалось обнаружить благодаря воспоминаниям местных жителей, которые рассказали, что осенью 1941 года в этом месте разбился военный самолет. С их слов было известно, что после катастрофы фрагменты тела погибшего летчика были отвезены в районный центр, но где их захоронили и самое главное – фамилию погибшего никто не знал.
В результате проведенных поисковых работ на месте падения на обломках самолета и мотора поисковики смогли найти заводские номера, по которым благодаря архивным документам удалось узнать имя погибшего летчика и обстоятельства его гибели. Кроме этого, в воронке были обнаружены фрагменты останков пилота.
Оказалось, что 17 сентября 1941 года на этом месте разбился самолет И-153 из состава эскадрильи сопровождения 22-го дальнебомбардировочного авиационного полка Дальней Авиации, пилотировал самолет командир звена, младший лейтенант Николай Ильич Радюш. Их группа из трех самолетов вылетела из Ярославля в Череповец, но при перелете попала в низкую облачность и дождь, и при снижении все самолеты потерпели катастрофу. Два летчика: младшие лейтенанты Радюш и Панков - погибли, а третий - младший лейтенант Архипов в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь.
В настоящее время поисковикам Вологды и Казани удалось разыскать родных погибшего летчика.
Николай Ильич Радюш родился 10 апреля 1920 года в деревне Савиново Борисоглебского сельского совета Казанского района Татарской АССР (ныне Ново-Савиновский район Казани). Во время Великой Отечественной войны его мать А.В.Кудряшева проживала по адресу Татарская АССР, город Зеленодольск, улица Ново-Подгорная, дом 2.
После окончания школы Николай окончил 3 курса техникума в Казани, и 15 декабря 1938 года поступил курсантом в 1-е Чкаловское военное авиационное училище им. К.Е.Ворошилова, учебу в котором закончил в марте 1940 года. В учетно-послужной карточке есть запись: «…подлежит выпуску младшим летчиком в истребительную авиацию с присвоением звания – младший лейтенант…». В марте 1940 года Н.И.Радюш был направлен для прохождения дальнейшей службы в 123-й истребительный авиационный полк Западного военного округа, который начал формироваться на аэродроме Балбасово в районе Орши. В феврале 1941 года Н.И.Радюш был назначен на должность командира звена.
На 22 июня 1941 года 123-й ИАП базировался на аэродромах Именин, Стригово, площадках Лышицы и Брест. 123-й полк стал одним из первых, кто принял смертоносный удар фашистов, несмотря на большую потерю материальной части в первые часы нападения, вёл ожесточенные воздушные бои в районе Бреста. Маршал авиации Н.С.Скрипко в своих воспоминаниях о первых днях войны, отмечал: «…Высокой организованностью и тактической грамотностью отличились боевые действия 123-го истребительного авиаполка…». До конца июня 1941 года остатки полка вели бои в районах Кобрина, Бреста, Пинска, Бобруйска и 1 июля были выведены в резерв. Часть летного состава стала переучиваться на новый тип истребителя Як-1 на базе 4-го запасного авиационного полка, а летчики, хорошо владеющие самолетами И-153, были направлены на пополнение 198- го и 199-го истребительных полков ПВО. В числе переведенных в состав 199- го ИАП оказался и Николай Радюш. Полк в это время дислоцировался в городе Ярославле и входил в состав 56-й ИАД Ярославско-Рыбинского района ПВО.
31 августа 1941 года в Ярославле в составе 51-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии стали формироваться истребительные эскадрильи для сопровождения и защиты дальних бомбардировщиков при взлете и посадке на аэродромах базирования. Для их формирования использовали летно-технический состав и материальную часть (самолеты И-153) 198-го и 199-го истребительных полков. Так младший лейтенант Николай Ильич Радюш попал в состав истребительной авиаэскадрильи 22-го дальнебомбардировочного авиационного полка.
О случившейся трагедии говорят сухие строки архивных документов: «…Самолеты, пилотируемые летчиками: младшими лейтенантами Радюш, Архиповым и Панковым вылетели по боевому заданию днем 17 сентября 1941 года с аэродрома Ярославль в район Череповца, попали в тяжелые метеорологические условия (низкая облачность, дождь), прижатые облачностью летчики снизились с нормальной полетной высоты до бреющего полета. Не доходя до места назначения самолеты от ударов о деревья находящиеся на пути следования и пробития бензиновых баков – загорелись и полностью сгорели…».
Несмотря на то, что факт гибели двух летчиков и тяжелого ранения третьего были зафиксированы в документах 51-й ДБАД, в учетно- послужной карточке и в приказе Главного Управления кадров ВВС Красной Армии – Николай Ильич Радюш был учтен как пропавший без вести в октябре 1941 года.
В настоящее время вологодские поисковики продолжают работу по выявлению сведений о первичном месте захоронения погибшего летчика в селе Мякса Череповецкого района, куда по рассказу местных жителей был увезен погибший, а на месте гибели пилота планируется установить памятный знак, рассказывающий от развернувшейся в этих местах трагедии в сентябре 1941 года.