1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2018 г.
ПОИСКОВИКИ ТАТАРСТАНА ПРОВЕЛИ ЭКСПЕДИЦИЮ
В ЛОУХСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
В период с 23 по 27 сентября 2018 года представители поисковых отрядов «Разведка» (г.Казань) и «Татнефть-Поиск» (Закамский регион Республики Татарстан) провели поисковую экспедицию по подъему обломков самолета Пе-2 в районе станции Боярская Лоухского района Республики Карелия.
Информацию о данном месте падения самолета татарстанские поисковики получили от поисковиков отряда «Икар» (г.Заозерск Мурманской области, руководители Владимир и Валерий Чернышовы), которые в свою очередь узнали ее от местных жителей. Со слов старожилов было известно, что самолет упал в теплый период времени, взлетев с аэродрома Боярская в направлении на Мурманск. Один из жителей станции Боярская, которому в годы войны было 14 лет, вспоминал, что самолет, надрывно гудя моторами, низко пролетел над озером, на котором он ловил рыбу, и упал в болото. Подъехавшие в скором времени военные попросили подростка перевести их на лодке на другой берег, куда упал самолет, и он вместе с ними направился искать место падения самолета. Пройдя несколько километров услышали выстрелы из пистолета и увидели, что это стрелял один из выживших членов экипажа самолета пытаясь привлечь их внимание. Оказалось, что самолет пытался совершить вынужденную посадку, но к сожалению, разбился. В живых остался только один из членов экипажа, который со сломанными ногами смог вылезти из-под обломков самолета, а остальные двое погибли. Прибывшие военные смогли вынести выжившего с болота и перевести на лодке на станцию, где его забрала санитарная машина. О дальнейшей судьбе погибших членов экипажа самолета парень не знал.
В послевоенные годы часть обломков и один из моторов самолета были разобраны и сданы в металлолом заготовителями древесины. Фамилии погибших членов экипажа никто не помнил.
Ознакомившись с данной информацией, поисковики Татарстана приняли решение провести в этом районе поисковую экспедицию, с целью извлечь оставшиеся обломки и найти заводские номера самолета и моторов, чтобы установить имена погибших членов экипажа самолета. Уцелевшие фрагменты самолета было решено попытаться достать из болота и по возможности использовать для восстановления самолета Пе-2, в рамках проекта «Крылья Татарстана», который уже второй год реализовывают поисковики Региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан.
В результате проведенных поисковых работ, участниками экспедиции из болота был извлечены один из моторов и фрагменты центроплана со стайкой шасси самолета. На обломках удалось обнаружить номера обоих номеров моторов М-105пф погибшего самолета: 41-4487 и 41-4587. Тем самым удалось установить, что данный самолет погиб как минимум в 1944 году, так как данные моторы были изготовлены в первом квартале 1944 года. Кроме этого, со дна воронки поисковики извлекли планшет штурмана самолета, в котором находились его личные вещи: штурманские линейки, циркуль, две опасные бритвы, зубная щетка, помазок, карандаши, две перьевые ручки, флакончик с чернилами, полотенце, полетные карты и записная книжка.
Оперативно связавшись с одним из лучших специалистов архивно-исследовательского поиска по авиации Борисом Владимировичем Давыдовым (г.Москва) и сообщив ему установленные номера моторов, поисковики буквально на раскопе уже знали, что данный самолет из состава 119-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й Воздушной армии погиб во время катастрофы 3 сентября 1944 года при взлете с аэродрома Боярская.
В состав экипажа самолета входили:
- летчик, лейтенант Долматов Петр Федорович, 1910 г.р., уроженец Ленинградской области;
- штурман звена старший лейтенант Виноградов Евгений Александрович, 1918 г.р., уроженец Куйбышевской области;
- воздушный стрелок-радист, старший сержант Казаков Семен Николаевич, 1918 г.р., уроженец Новосибирской области;
- механик авиационный, старший сержант Суворов Даниил Дмитриевич, 1914 г.р., уроженец Горьковской области.
Из донесения архива стало известно, что при катастрофе погибли Летчик Долматов и штурман Виноградов, тела которых были вывезены на станцию Боярская и там захоронены (в послевоенное время их останки были перезахоронены в пос. Амбарный, но в настоящее время место могилы утеряно), а тяжело раненные стрелок Казаков и механик Суворов были доставлены в армейский передвижной госпиталь № 2765, который находился на станции Лоухи, но через некоторое время стрелок-радист Казаков скончался от ран и был похоронен в братской могиле на станции Лоухи.
В настоящее время поисковики Татарстана ведут поиск родственников членов экипажа самолета, чтобы рассказать им о судьбе их близких. Так, на сайте Бессмертного полка в Кемерово уже нашлась информация, размещенная внучками воздушного стрелка-радиста самолета Семена Николаевича Казакова, где представлена его фотография.
Казаков Семен Николаевич
Поисковики Татарстана выражают признательность и благодарность за помощь в организации и проведении экспедиции руководству ПАО «Татнефть» и лично генеральному директору Наилю Ульфатовичу Маганову
Напомним, что данная экспедиция проводилась в рамках двух проектов авиационной направленности: ООД «Поисковое движение России» - «Небо Родины» и РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан - «Крылья Татарстана» по восстановлению легендарного самолета-бомбардировщика Пе-2, производимого в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в городе Казани.