1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2020 г.
К ОТКРЫТИЮ ПАМЯТНИКА НА МОГИЛЕ ЭКИПАЖА САМОЛЕТА ТБ-7 В КАЗАНИ
24 января 2020 года в 11 часов на Арском кладбище города Казани Республики Татарстан состоится торжественно-траурная церемония открытия памятника на могиле экипажа самолета ТБ-7, погибшего в ходе выполнения испытательного полета в годы Великой Отечественной войны.
Мероприятие организовано Региональной общественной молодежной организацией «Объединение «Отечество» Республики Татарстан совместно с Управлением по организации ритуальных услуг Исполнительного Комитета города Казани. Помощь в изготовлении памятника оказало Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России».
На церемонию приглашены представители правительства Республики Татарстан, ветераны, молодежь и средства массовой информации. Приедут также родственники одного из погибших членов экипажа самолета - А.Ф.Лапко.
Самолет Пе-8 производился на Казанском авиационном заводе.
Историческая справка.
13 ноября 1941 года в районе станции Канаш (Чувашская АССР) при выполнении испытательного полёта произошла катастрофа самолета Пе-8 (заводской номер 42056) из состава 433-го авиационного полка 81-й авиационной дивизии Дальней авиации (в последствии Авиация Дальнего Действия, АДД).
Экипаж самолета был смешанный и состоял из армейских и гражданских авиаспециалистов. Всего было 10 человек. Командиром экипажа был лётчик-испытатель 3 класса, начальник летно-испытательной станции (ЛИС) авиационного завода №124 НКАП (г.Казань) Людвиг Ойгетович Немет. Вторым пилотом был летчик 433-го авиационного полка (АП) лейтенант Леонид Васильевич Сумцов, штурманом самолета — лейтенант 433-го АП Николай Трофимович Журавлев, борттехником на борту самолета был старший авиамеханик звена 433-го АП, воентехник 2 ранга Иван Григорьевич Шевченко. Кроме них, в состав экипажа входили: ведущий инженер ЛИС завода №124 Яков Сергеевич Осокин, бортмеханики И.В.Шитов и С.Ф.Шарипов, радист С.В.Блинов, представитель военной приемки на заводе В.И.Григоренко и представитель Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) на авиационном заводе № 124 НКАП (г.Казань) Александр Федорович Лапко.
Основным заданием испытательного полета была обкатка четырех дизельных моторов М-40, которые недавно были установлены на этот бомбардировщик. После проведения испытаний самолет должен был быть направлен в дислоцированный под Москвой полк для участия в боевых вылетах по глубоким тылам противника.
Взлет самолета в Казани задержался на 1 час 45 мин. Оказалось, что штурман полка из-за отсутствия лётного обмундирования не прибыл к вылету и штурманское место занял лейтенант Николай Журавлев.
Взлетели в 11.45. Первый этап полёта — взлет, набор высоты 2000 м. Второй — подъем до 4000 м по направлению на Чистополь и возвращение к Казани. Третий этап — полёт на Йошкар-Олу на высоте 5000 м с выходом на Канаш, а затем возвращение на заводской аэродром. При прохождении Казани радист передал, что на борту все в порядке, посадку планируют в 16.20. Время 15.00. В районе Канаша, когда экипаж готовился к повороту домой, после внезапного удара двигатель №2 остановился и из крыла в фюзеляж потянуло дымом, а потом ворвалось пламя.
В Акте расследования произошедшей катастрофы говорится:
«…самолет поднялся на 2000 м, сделал площадку, поднялся на 4000 м, сделал площадку, поднялся на 5000 м, держа курс от Чистополя на Йошкар-Олу. В районе Канаша экипаж почувствовал сильный толчок на 2-м моторе, после чего началась сильная тряска. В пилотском отсеке появился дым из передней части Ф-3. Дым был виден пилотам и очевидцам на земле. После выключения моторов самолет перешел на крутое планирование до 4000 м. В момент планирования через открывшуюся от тряски дверь из Ф-1 в левое крыло инженер Осокин видел поток огня, направленный от 2 мотора к кабине подкрыльного стрелка. В этот момент экипаж начал выбрасываться с парашютами. 4 человека выпрыгнули на значительной высоте, пятый на более низкой…».
В своих воспоминаниях, выживший в этой катастрофе Яков Сергеевич Осокин уточнял: «…Командир дал команду покинуть самолет. Я предложил Немету помочь покинуть самолет через штурманский люк. Он отказался. Огонь и дым в кабине исключали возможность дальнейшего пилотирования самолета. Командир высунул голову в открытый фонарь. Потоком воздуха его шею сильно прижало к кромке фонаря. Я помог ему подвернуть воротник комбинезона и снова предложил свою помощь в покидании машины. Получил четкий ответ, что он остается в самолете, а я должен покинуть машину. Только с третьей попытки мне удалось это сделать через штурманский люк. На борту в это время, кроме командира, оставались еще четверо: Григоренко, Шарипов, Лапко и Шевченко, остальным удалось покинуть самолет…».
В Акте расследования без пристрастия описываются последние минуты катастрофы:
«…После выброса первых парашютистов пламя появилось снаружи самолета и было видно с земли. Самолет перешел с пологой спирали в крутую, и на высоте 500–600 м начал разрушаться и упал в лес…».
Фотография из акта расследования катастрофы самолета Пе-8 (заводской номер 42056) 13 ноября 1941 года.
В аварийном акте указано, что причиной катастрофы стал пожар в результате аварии мотора:
«…отрыв крышки главного шатуна первых цилиндров и разрушение наружной стенки правого цилиндра и верхней части картера в результате прекращения подачи смазки на шейку коленчатого вала первых цилиндров, в результате чего произошел сильный нагрев и износ шейки и вкладыша. В результате образовался большой зазор, что в свою очередь привело к ударной нагрузке на нижнюю головку шатуна и к отрыву нижней крышки с последующим разрушением картера. Масло в картере загорелось, пламя через пробоину в картере выбилось в моторный отсек. Летчик Немет покинул самолет с большим опозданием, руководствуясь стремлением спасти самолет. В момент выбрасывания из самолета последний был охвачен пламенем, которое охватило летчика и при спуске пережгло стропы. Парашют летчика был найден в 1–1,5 км от места падения тела. Бортмеханики по неизвестной причине остались в самолете до падения на землю и были убиты. Военпред Григоренко, тоже оставшийся в самолете, остался жив, получив легкие ушибы…».
По воспоминаниям Я.С.Осокина тело летчика Немета было обнаружено только на третьи сутки после катастрофы 16 ноября 1941 года. Сам Яков Осокин сумел раскрыть парашют, но удар о землю был таким сильным, что его в тяжелом состоянии отправили в больницу. Кроме этого, следует отметить, что при работе комиссии, расследовавшей причины катастрофы, во время полевых работ на месте падения обломков самолета, один из двигателей так и не нашли.
Из всего вышесказанного можно было сделать однозначный вывод: летчик-испытатель Людвиг Ойгенович Немет погиб героически, пытаясь спасти самолет и остававшихся на борту механиков.
Погибших членов экипажа самолета похоронили в Казани, на Арском кладбище. Несмотря на тяжелое военное время, похороны прошли очень торжественно — это был первый лётный экипаж, похороненный на этом кладбище.
Но прошли годы...
Место погребения погибших членов экипажа Пе-8 (командир Л.О.Немет). 2016 г.
К сожалению, это общая для многих воинских захоронений история, когда первоначально установленные деревянные памятные знаки ветшают и могила становится безымянной, а иногда могильный холмик и вовсе сравнивается с землей и исчезает. Так произошло и с могилами этого экипажа. Казанский авиационный завод при погребении летчиков установил деревянные обозначения могил, позже была сделана металлическая ограда с авиационными элементами оформления. После гибели мужей, семьи погибших разъехались из Казани по местам постоянного проживания. Известно, что после войны за могилой Людвига Немета многие годы ухаживала знакомая семьи по военным годам, это и сохранило могилу командира экипажа. После ее смерти владельцами захоронения стали совершенно посторонние погибшим летчикам и их семьям люди. К сожалению, именные знаки на других могилах со временем обветшали и исчезли.
Поисковики Объединения «Отечество» после обнаружения места захоронения экипажа Пе-8 в 2016 году, на протяжении нескольких лет вели поиск документальных доказательств расположения этих могил в одной ограде. Обращались к исследователям истории авиации Казани, краеведам-знатокам Арского кладбища, опрашивали работников кладбища разных лет, изучали документы Центрального архива Министерства обороны, республиканских архивов.
Историк авиации Ильдар Валеев
пробовал устанавить на ограде могилы памятную табличку
с именами членов экипажа, но вскоре она исчезла.
В результате поисков необходимые доказательства были накоплены. Важные документы, подтверждающие то, что погибшие члены экипажа были похоронены в один день в одном месте, были получены из Государственного архива Республики Татарстан и Управления ЗАГС города Казани. Эти архивные сведения были также подтверждены полученными от казанского историка авиации Ильдара Валеева фотографиями этого захоронения 1941 года, на которых читаются фамилии всех летчиков.
Прощание на Казанском авиационном заводе с 4 погибшими членами экипажа самолета Пе-8.
Похороны 4 погибших членов экипажа самолета Пе-8.
21 мая 2017 года место захоронения экипажа посетил внук Александра Федоровича Лапко — Александр Васильевич Лапко. Он привез фотографии, которые хранились в семье. На одном из снимков запечатлена церемония захоронения экипажа, на другом, запечатлевшем жену Александра Федоровича у могилы мужа, видны четыре могилы погибших членов экипажа Л.О. Немета. По расположению элементов ограды и надмогильных знаков с венками от Казанского авиационного завода №124 точно определились местоположения могил всех четырех летчиков.
Жена А.Ф.Лапко у могилы мужа. 1942 г.
Внук А.Ф.Лапко у могилы деда. 2017 г. Первый слева - И.И.Мидхатов.
За помощью в обеспечении защиты вновь выявленных воинских могил мы обращались в правительство республики, в Министерство по делам молодежи, в администрацию города Казани, в Управление по организации ритуальных услуг исполкома Казани, в администрацию Арского кладбища, в республиканский военный комиссариат. Привлекли в помощь коллег из Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Большую организационную помощь нам оказал помощник военного комиссара Республики Татарстан подполковник Ильхам Ильдусович Мидхатов.
Установка памятника на этой могиле - результат труда и помощи большого числа неравнодушных людей. Очень надеемся, что больше это воинское захоронение не исчезнет, и ему будет обеспечена надлежащая защита, как и следует охранять воинские захоронения.
В завершении необходимо рассказать о судьбах погибших и выживших в той страшной катастрофе ноября 1941 года. Как говорилось выше, погибли 4 человека из 10 членов экипажа самолета.
ПОГИБЛИ:
Немет Л.О.
- НЕМЕТ Людвиг Ойгенович 1897 г.р. Уроженец: Венгрия, город Золосэнтмихал. Семья проживала в городе Казань, пос. Урицкого, дом 16, кв.4. Кадровый, в РККА с мая 1923 года. В 1911 году окончил среднюю школу, в 1915 году – четыре класса технического училища. Работал слесарем. С 1915 года в Австро-Венгерской армии, до 1917 года вел подпольную работу. В РККА с мая 1923 года. В 1924 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. В 1925 году — Серпуховскую высшую школу воздушного боя. Служил в строевых частях ВВС. С 1935 года — летчик-испытатель авиазавода №124 (г.Казань), испытывал серийные самолеты АНТ-6 (ТБ-3), ДБ-А, Пе-8 (ТБ-7) и Пе-2. Начальник летно-испытательной станции авиационного завода №124. Одновременно возглавлял заводской аэроклуб. Был арестован 29 июня 1938 года и 17 декабря 1938 года обвинен по статье 58-6. Обвинение переквалифицировано на ст. 58-10 ч.1. Верховным судом ТАССР 10 марта 1939 года дело прекращено за отсутствием состава преступления. Летчик-испытатель 3 класса, начальник летно-испытательной станции (ЛИС) авиационного завода № 124 НКАП (г.Казань).
Шевченко И.Г.
- ШЕВЧЕНКО Иван Григорьевич 1914 г.р. Уроженец: Украинская ССР, Полтавская область, Яготинский район, село Фарбованое. Жена Бешкета Мария Петровна, проживала: Татарская АССР, город Казань, Козья Слобода, ул.Торфяная, д.18 (в справке Управления ЗАГС Казани: пос. Урицкого, дом 16, кв.5). Кадровый, в РККА с ноября 1936 года. Кандидат в члены ВКП(б) с 1939 года. Окончил один курс стоматологического института в 1935 году, но гражданская специальность до призыва в армию — заместитель директора и заведующий учебной частью детского дома. Вступил в РККА в ноябре 1936 года в отдельный батальон связи 48-й стрелковой дивизии. В августе 1937 года курсант 1-го Ленинградского военного авиационного технического училища им. К.Е.Ворошилова. Окончил училище в 1939 году с присвоением воинского звания воентехник 2 ранга. Для прохождения дальнейшей службы направлен на должность младшего авиатехника в 51-й скоростной бомбардировочный авиаполк 2-й армии Особого назначения. В июне 1941 года на должности авиационного техника звена 51-го дальнебомбардировочного авиационного полка (Орловский ВО). При переформировании части переведен на должность бортового авиамеханика в 433-й авиационный полк Авиации дальнего действия. Воентехник 2 ранга, старший авиационный механик бортовой 433-го авиационного полка 81-й авиационной дивизии Авиации дальнего действия (АДД).
Шарипов С.Ф.
- ШАРИПОВ Салих Фатихович (другие сведения не установлены.) Адрес: Татарская АССР, город Казань, пос. Урицкого, дом 16, кв.5. Техник бортовой авиационного отряда авиационного завода №124 НКАП (г.Казань).
|
|
Лапко А.Ф.
- ЛАПКО Александр Федорович 1913 г.р. Уроженец: Украинская ССР, Киевская обл., г.Васильков. Представитель Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) на авиационном заводе № 124 НКАП (г.Казань).
ВЫЖИЛИ:
|
|
Сумцов Л.В.
- второй пилот, летчик 433-го АП АДД лейтенант Леонид Васильевич СУМЦОВ. Родился в 1915 году в городе Коканд, ныне Ферганской области (Узбекистан). Юность провёл в городе Богучар Воронежской области. В 1935 году окончил Тамбовскую школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Работал пилотом в ГВФ. В армии с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны: в июне–августе 1941 — лётчик 212-го дальнебомбардировочного авиационного полка (Западный фронт); в августе 1941 – январе 1942 — лётчик, командир экипажа 433-го авиационного полка АДД; в январе–августе 1942 — командир экипажа 746-го авиационного полка АДД; в августе 1942 – мае 1945 — командир экипажа, командир АЭ 25-го гвардейского авиационного полка АДД. С 1945 — в запасе.
В 1945–1946 — лётчик-испытатель авиазавода № 500 (Тушино).
В 1946–1950 — лётчик-испытатель авиазавода № 51 (Москва).
В 1950–1955 — лётчик-испытатель авиазавода № 23 (Фили); испытывал серийные Ту-4, М-4. Лётчик-испытатель 1-го класса (1952), майор.
В 1955–1956 — лётчик-испытатель авиазавода № 1 (Самара); испытывал серийные Ту-16.
В 1956–1958 — лётчик-испытатель авиазавода №23 (Фили); испытывал серийные М-4, 3М.
С августа 1958 по август 1966 – на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл ряд испытательных работ на тяжёлых самолётах по тематике института.
Жил в Москве. Награждён 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-и степени, медалями.
- штурман самолета 433-го АП АДД лейтенант Николай Трофимович ЖУРАВЛЕВ. Родился в 1908 году в городе Таганроге. До войны служил в системе ГВФ. С 19 февраля 1940 года — штурман Управления Международных воздушных линий ГВФ. Приказом ГУ ГВФ от 19 июня 1941 года уволен с занимаемой должности в связи с переходом в Красную Армию. Семья проживала: Татарская АССР, г.Бугульма. 21 июля 1942 года старший штурман 24-й авиационной дивизии АДД майор Н.Т.Журавлев не вернулся с боевого задания по нанесению бомбардировочного удара по Берлину.
|
|
Осокин Я.С.
- ведущий инженер ЛИС завода № 124 Яков Сергеевич ОСОКИН. В 1939 году окончил Казанский авиационный институт и пришел работать на 124-й авиазавод. Трудовую карьеру начал с должности ведущего инженера по летным испытаниям самолета Пе-8, летал бортинженером. После войны назначен на должность ведущего инженера по самолету Ту-4, впоследствии, с 1954 по 1958 год, возглавлял летно-испытательную станцию завода. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета».
|
|
Шитов И.В.
- авиационный техник ЛИС завода № 124 Иван Васильевич ШИТОВ. Родился в 1914 году в городе Ярославле. С 1928 по 1930 год учился в школе ФЗУ Паровозно-ремонтного завода. С 1930 по 1932 год учился в авиационном техникуме в г.Ярославль. В период с 1932 по 1937 год — техник самолета в Аэроклубе имени Водопьянова г.Горький. С июля 1937 года по апрель 1939 года авиационный техник Аэроклуба г.Казани. Семья проживала в Казани в Козьей Слободе по ул.Октябрьская.
Блинов С.В.
- мастер-радист ЛИС завода № 124 Семен Васильевич БЛИНОВ. Родился в 1903 году в городе Казани. В 1915 году окончил 31-е начальное училище в г.Казани. В 1918 году перешел в 4-й класс 1-го высшего начального училища. Член союза авиаработников с 1918 года. С октября 1918 года по сентябрь 1919 года — сотрудник Революционной следственной комиссии при Ревтрибунале г.Казани. С ноября 1919 года ученик телеграфиста-радиста на станции Казань (вокзал-телеграф) Московско-Казанской железной дороги. С февраля 1931 года радист в Мурманском торговом порту (г.Мурманск). С августа 1933 года — радист Казанского аэропорта ГВФ (г.Казань). Откомандирован в г.Свердловск во 2-й отряд ГВФ, где работал бортрадистом на линии Свердловск – Москва. С декабря 1939 года по август 1940 года — начальник рации в г.Смоленске в Управлении Международных воздушных линий СССР (ГВФ г.Москва). Семья проживала по ул.Степная в Козьей Слободе.
- военный представитель на заводе № 124 г.Казань В.И.ГРИГОРЕНКО (к сожалению, найти сведения о нем пока не удалось).
Работа по поиску утерянных могил воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны и похороненных на территории республики, продолжается.
Управляющий делами РОМО «Объединение «Отечество» РТ
И.Г.Прокофьев.