1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2020 г.
ПОИСК МЕСТА КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТА ПЕ-2 В ТАТАРСТАНЕ
24 марта 2020 года поисковики Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстана провели поисково-разведывательный выезд в Лаишевский район Республики Татарстан с целью установления точного места падения самолета Пе-2.
О том, что в годы войны в районе села Никольское упал и разбился военный самолет поисковики установили еще несколько лет назад, во время подготовки к изданию Биографического каталога военнослужащих Военно-воздушных сил Красной Армии, Военно-морского флота и Гражданского воздушного флота, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Республики Татарстан.
Тогда, местные жители - очевидцы катастрофы, указали примерное направление за деревней где упал самолет. Поисковики в указанном месте нашли небольшие фрагменты авиационного дюраля.
При работе с архивными документами удалось выяснить, что в этом месте 25 мая 1942 года разбился самолет Пе-2, который проходил контрольно-сдаточный полет. Пилотировал самолет летчик-испытатель авиационного завода №22 НКАП майор Г.П.Битюцкий. В экипаж входили: военный представитель на заводе №22 военный инженер 3 ранга И.М.Косолапов и воздушный стрелок-радист 1-й авиационной эскадрильи по перегонке самолетов с завода №22 младший сержант М.И.Ляпин. В результате катастрофы воздушный стрелок-радист погиб, летчик самолета и военпред смогли спастись на парашютах.
В феврале 2020 года сотрудник Всероссийского информационно-поискового центра Рафик Салахиев в Государственном архиве Республики Татарстан работая с недавно рассекреченными фондами 22-го авиационного завода нашел документы, которые более подробно рассказывали о произошедшей катастрофе. В акте расследования говорилось, что при контрольно-сдаточном полете у самолета отказало управление рулями высоты.
В рапорте командира экипажа, майора Битюцкого, говорилось:
«...Пройдя километров 25-30 в сторону от Казани, я стал делать правый разворот в сторону своего аэродрома. Дав самолету крен градусов 25-30, самолет вначале пошел в разворот хорошо, но развернувшись градусов на 30-40 резко стал переходить в пикирующие положение. При выбирании штурвала «на себя» самолет на управление рулем глубины не реагировал и продолжал переходить в пикирующие положение. Штурвал в продольном своем движении «на себя» и «от себя» ходил совершенно свободно без обычной в полете на него нагрузки.
Убедившись, что управление рулем глубины не работает, я пробовал вывести самолет из пикирующего положения в горизонтальное триммером руля глубины, но на работу тумблером руля глубины самолет так же не реагировал.
Следующим моим действием была попытка вывести самолет из создавшегося положения дачей полного газа обоим моторам, но и эта попытка выйти самолету из пике не помогла.
Окончательно убедившись в невозможности вывести самолет из такого положения и неизбежности его гибели я принял решение и подал команду экипажу выбрасываться с парашютами из самолета...(...)...
Самолет в пикирующем положении ударился в землю и разбился. Вместе с самолетом погиб стрелок-радист т.Ляпин. Полагаю, что погибший т.Ляпин выброситься из самолета не успел, вследствие недостаточной высоты и затрудненного открытия люка Ф-3...".
Кроме этого, к документам описывающим катастрофу прилагалась схема расположения места падения самолета и его обломков. Воспользовавшись этим, поисковики Татарстана решили еще раз проверить место указанное местными жителями, сопоставив его со схемой из архива.
Для поиска точного места падения самолета поисковики использовали два глубинных металлоискателя (рамочный и магнитометр Foerster), которые были представлены поисковиками отряда «Высота-116» (г.Альметьевск). В работах принимали участие представители поисковых отрядов «Разведка», «Возрождение» (г.Казань), ВПК «Пламя» (с.Рождествено Лаишевского района) и «Татнефть-Поиск» (г.Нижнекамск).
В результате работы была определена площадь 30 на 30 метров, нахождения мелких дюралевых обломков самолета. Работы будут продолжены в теплый период времени.
Проведенный поисково-разведывательный выезд был организован в рамках двух проектов авиационной направленности: ООД «Поисковое движение России» - «Небо Родины» и РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан «Крылья Татарстана».
Поисковики Татарстана выражают благодарность за помощь в оснащении и организации экспедиции руководству ПАО «Татнефть», и лично генеральному директору Наилю Ульфатовичу Маганову.
Проект «Небо Родины» объединяет информационные, методические и организационные ресурсы участников «Поискового движения России», занимающихся поиском пропавших самолетов.
«Крылья Татарстана» - это проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется при поддержке Правительства Республики Татарстан.