1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2020 г.
СПЕЦИАЛИСТЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОГО ЦЕНТРА
УСТАНОВИЛИ ЛИЧНОСТИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ПЕ-2
В предыдущих сообщениях мы рассказывали о том, что поисковики Татарстана – инициативная группа проекта «Крылья Татарстана» - приняли участие в работе поисковой экспедиции на месте падения самолета Пе-2, организованной Ленинградским отделением «Поискового движения России» под городом Кириши Ленинградской области.
Напомним, что техническую поддержку экспедиции оказали ООО «Транснефть-Балтика», руководство и сотрудники Ленинградского районного нефтепроводного управления. В работе экспедиции были задействованы 6 единиц тяжелой техники и около 30 работников вышеназванных компаний. Их помощь оказалась просто неоценимой, так как место падения самолета находилось в труднодоступном болотистом месте, к которому благодаря их работе удалось проложить подходящую дорогу для тяжёлой техники и использовать ее в работе на месте гибели самолета.
В августе в течении нескольких дней удалось полностью проверить всю воронку оставшуюся на месте падения самолета и его последующего взрыва. Извлечь из болота фрагменты и обломки самолета, обнаружить заднюю оборонительную установку воздушного стрелка-радиста самолета и, самое главное, обнаружить на одном из капотов самолета, нанесенный красной краской, заводской номер самолета «15/12».
К сожалению, из-за долгого нахождения фрагмента самолета, на котором был нанесен номер, в болотистой почве, тогда нам не удалось четко идентифицировать этот номер. Одна из цифр читалась двояко: 15/12 или 15/02. По читаемым клеймам ОТК на обнаруженных фрагментах самолета, можно было со 100% уверенностью сказать, что это самолет был изготовлен на заводе № 39 в городе Иркутске в первой половине 1941 года. Оставалось проверить и установить судьбу этих двух самолетов. Причем, в нашей базе данных, составленной на основании архивных документов мы нашли сведения, о том, что самолет Пе-2 № 15/12 был в составе 240-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Северо-Западного фронта, и значился не вернувшимся с боевого задания по разведке тылов противника 28 декабря 1941 года.
В работе по установлению судьбы данного самолета помогли уважаемые в поисково-архивном сообществе наши коллеги Борис Владимирович Давыдов (г.Москва) и Александр Петрович Морзунов (г.Демянск Новгородской области). Оказалось, что оба самолета Иркутского завода с номерами 15/12 и 15/02 на 1941 год значились в составе 240-й ОРАЭ. И если, как говорилось выше, о судьбе самолета 15/12 у нас были сведения, то о самолете с номером 15/02 мы не знали…
И вот, благодаря помощи наших друзей, все встало на свои места. Так, самолет Пе-2 №15/02 из состава 240-й ОРАЭ был подбит истребителями противника 3 ноября 1941 года. Летчик самолета старший лейтенант Самойлюк Александр Савельевич, смог посадить горящий самолет на территорию занятую противником в районе 40 км северо-восточнее Торопец (Калининская область). Сняв с самолета все вооружение и специальное оборудование, экипаж самолета вместе с партизанами сожгли самолет, чтобы он не достался противнику, и благополучно вернулись в свое подразделение. К сожалению, А.С.Самойлюк не дожил до Победы, его Пе-2 не вернулся с боевого задания 3 февраля 1942 года, когда он уже проходил службу в составе 514-го ближнебомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта.
А вот то, что мы предположили ранее (по первичным данным) подтвердилось. Самолет Пе-2 №15/12 (моторы М-105ра №125-519 и 125-524) из состава 240-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи не вернулся с боевого задания по разведке 28 декабря 1941 года.
В состав экипажа самолета входили:
- летчик, лейтенант Рогозин (в других источниках Рагозин) Сергей Александрович. Родился 3 октября 1914 года в городе Молотов (в настоящее время Пермь), пос.Запрут ул.Карла Либкнехта, д.13, жена Е.С.Рогозина проживала: РСФСР, город Молотов ул.Островская, д.36, кв.1, кадровый, в РККА с декабря 1937 года. В начале 1942 года был награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Здесь следует отметить, что Сергей Александрович участник советско-финской кампании, Великую Отечественную войну встретил в составе 48-го БАП, затем воевал в составе 260-го ББАП, где дважды представлялся к правительственным наградам, но их не утвердили. В последнем награждении, командованием 240-й ОРАЭ он представлялся к ордену Ленина;
- младший летчик-наблюдатель, лейтенант Темченко Семен Яковлевич, 1915 г.р., уроженец: УССР Киевская область Корсунский район село Сидоровка, жена Темченко М.М., проживала: Краснодарский край, город Краснодар, улица Карла Либкнехта, д.29, кадровый, в РККА с 1936 года. Окончил Харьковское военное авиационное училище. Повторно мобилизован 11.02.1940 года. В первых боях Великой Отечественной войны принимал участи в составе ВВС Юго-Западного фронта. В составе 260-го ББАП награжден орденом Красное Знамя приказом от 27 ноября 1941 года. Следующим наградным от 7 декабря 1941 года, командованием 240-й ОРАЭ представлялся к ордену Ленина, но был награжден 16 марта 1942 года орденом Красной Звезды (посмертно);
- воздушный стрелок-радист, младший сержант Никифоров Гавриил Иванович, 1921 г.р., уроженец: РСФСР, Чкаловская область, Бузулукский район, дер.2-я Елшанка, мать М.А.Никифорова, кадровый, мобилизован Чкаловским РВК в 1940 году. Награжден орденом Красной Звезды (представлялся к ордену Ленина) приказом от 16 марта 1942 года (посмертно).
В оперативной сводке ВВС Северо-Западного фронта за 28 декабря 1941 года говорится, что целью их разведки был район Новгорода и Малой Вишеры. К сожалению, из этого вылета по разведке тылов противника экипаж не вернулся…
После дополнительных архивно-исследовательских работ с документами Совета ветеранов ВВС 13-й и 14-й Воздушных армий и перепиской Киришского РВК было установлено, что в 50-е годы 20-го столетия, один из местных жителей города Кириши сообщал, что в районе гибели самолета он находил незахороненные останки погибших летчиков. На место падения самолета выезжали работники военкомата и отдела культуры администрации Киришского райисполкома. К сожалению, в документах не удалось найти сведения о дальнейших действиях вышеуказанных организаций, но по аналогии с другими подобными событиями в Киришском районе можно предположить, что обнаруженные тогда останки экипажа самолета, были вывезены с места и торжественно захоронены как неизвестные на центральном воинском мемориале в городе Кириши.
По решению поисковиков на месте гибели экипажа самолета в скором времени будет установлен памятный знак, на котором будут увековечены их имена. Кроме того, по вновь выявленным данным поисковики выступят с ходатайством перед административными органами власти Киришского района об увековечении имен погибших членов экипажа самолета на указанном выше мемориале.
Поисковики Ленинградской области и Республики Татарстан выражают искрению благодарность генеральному директору ООО «Транснефть-Балтика» Владимиру Марковичу Радову, поисковикам-исследователям истории военной авиации Борису Владимировичу Давыдову (г.Москва) и Александру Петровичу Морзунову (г.Демянск, Новгородская область).
«Крылья Татарстана» - это проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется при поддержке Правительства Республики Татарстан.