Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024



Новости 2020 г.



ПОИСКОВИКИ ТАТАРСТАНА ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ЭКСПЕДИЦИИ,
ПРОХОДИВШЕЙ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ


С 6 по 12 сентября 2020 года поисковики Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан провели поисково-разведывательную экспедицию на одном из озер в системе Княжегубского водохранилища в Кандалакшском районе Мурманской области в рамках двух проектов авиационной направленности «Небо Родины» и «Крылья Татарстана».

«Крылья Татарстана». Мурманская область. 2020 г.

Целью экспедиции было обследование акватории озера и его дна на предмет обнаружения мест падений советских самолетов, погибших в период Великой Отечественной войны.

«Крылья Татарстана». Мурманская область. 2020 г.

Напомним, что в прошлом году поисковики Татарстана уже проводили поиски в этом месте, тогда за время экспедиции с помощью гидролокатора бокового обзора была обследована территория более 30 кв.км.

В межсезонье поисковики провели большую работу с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации и опросили местных жителей. В результате стало известно три приблизительных места, где возможно находятся обломки самолетов.

По сложившейся традиции, вместе с казанскими поисковиками в работах принимали участие представители мурманского дайвинг-клуба «Морской охотник».

На этот раз поисковики с помощью гидролокатора бокового обзора и визуального исследования прибрежной полосы обследовали указанные районы поиска. Так были обнаружены места падений двух советских самолетов.

«Крылья Татарстана». Мурманская область. Пе-2. 2020 г.

«Крылья Татарстана». Мурманская область. Пе-2. 2020 г.

Первой находкой, стало место вынужденной посадки на лед озера самолета Пе-2, из состава 80-го ближнебомбардировочного авиационного полка 7-й Воздушной армии Карельского фронта, которая произошла после выполнения боевого задания по нанесению бомбоштурмового удара по аэродрому противника Алакуртти 10 марта 1943 года. Тогда, огнем зенитных батарей и атаками истребителей противника были сбиты и погибли три наших самолета Пе-2. Четвертый самолет, подбитый ЗА и атакованный тремя немецкими истребителями Ме-109ф, был посажен летчиком на лед озера. Согласно архивным документам, севший на вынужденную посадку Пе-2 был еще раз атакован и расстрелян немецким истребителем. К счастью, экипаж самолета смог спастись, ранения получили штурман и воздушный стрелок-радист самолета.

В этом вылете в экипаж самолета входили:

- летчик младший лейтенант Казимир Антонович Булдаков;

- штурман лейтенант Константин Родионович Ивченко;

- воздушный стрелок-радист старший сержант Иван Сафронович Малюченко.

Штурман лейтенант Константин Родионович Ивченко.

Штурман лейтенант Константин Родионович Ивченко.

Как говорилось выше, члены экипажа подбитого самолета остались живы и с достоинством прошли всю войну. Сам самолет был частично разобран рембригадой 7-й Воздушной армии и списан из состава полка 7 апреля 1943 года с формулировкой: «как неподлежащий восстановлению». Обнаруженные фрагменты самолета, поднятые водолазами из воды будут использованы в дальнейшем для восстановления самолета Пе-2 в рамках проекта «Крылья Татарстана».

Второй находкой поисковиков, стали обломки самолета Як-9т. Сам самолет находится на глубине не более 2 метров на дне озера, а мотор еще в послевоенное время был вытащен лесозаготовителями на берег и частично разобран. Обследовав обломки мотора поисковики нашли его заводской номер, по которому удалось установить, что данным самолетом, сбитым в воздушном бою сентября 1944 года, управлял летчик 195-го истребительного авиационного полка 324-й истребительной авиационной дивизии 7-й Воздушной армии младший лейтенант Сергей Иванович Давыдов.

«Небо Родины». Мурманская область. Як-9т. 2020 г.

В архивных документах говорится, что сбитый самолет младшего лейтенанта Давыдова упал 2 км южнее озера Толванд, а 21 сентября 1944 года тело летчика всплыло и было подобрано местными жителями. Тогда же он был похоронен на гражданском кладбище одного из лесопунктов в 30 км от станции Жемчужная в районе озера. Благодаря информации полученной от местных жителей, поисковикам удалось установить кладбище бывшего лесопункта, где был похоронен погибший летчик и обследовать его. Местные жители хорошо помнят, что на этом кладбище был захоронен летчик под фамилией Давыдов. В результате удалось найти одну могилу, на которой нет обозначения, кто в ней похоронен (надпись не сохранилась), и установленный старый деревянный крест, отличается от тех крестов, которые установлены на могилах местных жителей.

Кладбище бывшего лесопункта. Мурманская область. 2020 г.

По документам объединенного банка данных «Мемориал» младший лейтенант С.И.Давыдов значится перезахороненным на воинском мемориале в поселке Сосновый Лоухского района Республики Карелии, что вызывает естественное недоверие, так как первичное место захоронения (которое, кстати, с искажением указано в паспорте захоронения) находится в 100 км (по прямой).

Родился Сергей Иванович Давыдов 19 сентября 1921 года в селе Поповка Новопетровского района Московской области (в настоящее время Рузский район). На военную службу был призван 30 октября 1940 года. После окончания военного авиационного училища и пребывания в запасном авиационном полку в декабре 1942 года был направлен в состав 679-го транспортного авиационного полка 7-й Воздушной армии.

Летчик младший лейтенант Сергей Иванович Давыдов.

Летчик младший лейтенант Сергей Иванович Давыдов.

В наградных документах к ордену Красной Звезды, которым С.И.Давыдов был награжден в июле 1944 года говорилось: «…до прибытия в 195 ИАП, в ноябре 1943 года, работал в транспортной авиации, где имел 103 часа налета по транспортным перевозкам и кроме того произвел 3 боевых ночных вылета на бомбометание по переднему краю обороны противника. В 195 ИАП прошел переучивание на ЛаГГ-3 и Як-7. С апреля месяца с.г., начал боевую работу и к настоящему времени имеет 31 успешный боевой вылет (из них 22 на Свирском участке фронта) на прикрытие боевых порядков наземных войск, разведку, сопровождение и прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков…».

Наградной лист на младшего лейтенанта Давыдова С.И.

В следующем году казанские и мурманские поисковики планируют поставить памятные знаки, посвященные летчикам в местах обнаружения обломков их самолетов.

Поисковики Татарстана выражают искреннюю благодарность аквалангистам дайвинг-клуба «Морской охотник» (г.Мурманск), поисковикам отряда «Икар» (п.Заозерный Мурманской области) и местным жителям поселка Зеленоборский Сергею Ивановичу Тихомирову и Александру Александровичу Ильинскому за помощь в организации и проведении экспедиции.

«Крылья Татарстана» - это проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется при поддержке Правительства Республики Татарстан.

Проект «Небо Родины» объединяет информационные, методические и организационные ресурсы участников «Поискового движения России», занимающихся поиском пропавших самолетов.



Наверх