1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2021 г.
О ВЕТЕРАНАХ…
ИХ ПОДВИГЕ…
И О НАС…
Занимаясь архивно-исследовательской работой по истории воздушных боев на Северо-Западном фронте, искал сведения об обстоятельствах боевого вылета штурмовиков Ил-2 из состава 568-го штурмового авиационного полка 7 июня 1942 года. В этот день при налете на немецкие аэродромы Хани и Глебовщина не вернулось два самолета. Одним самолетом управлял младший лейтенант Николай Григорьевич Джамбазишвили, а вторым сержант Василий Григорьевич Пискунов.
К счастью, оба летчика остались живы. Вернулись в свой полк и продолжили дальше громить врага, который пришел на нашу землю…
Здесь следует отметить, что в последствии уроженец села Тихие Горы Бондюжского района Татарской АССР Василий Григорьевич Пискунов в 1944 году получил высокое звание Героя Советского Союза. Но мы сейчас не о об этом…
Пискунов Василий Григорьевич
Выясняя судьбу летчика уроженца Грузинской ССР (село Сатыва Хашурского района) Николая Григорьевича Джамбазашвили (в некоторых документах его фамилии записана как Джамбазишвилли) прочел его наградной лист на представление к ордену Красного Знамени от 11 мая 1942 года, который меня поразил…
Джамбазашвили Николай Григорьевич
Приведу небольшую выдержку из этого документа:
«…21 апреля 1942 года в районе Омычкино (Северо-Западный фронт, 16-я немецкая армия) при выполнении боевого задания, огнем ЗА противника был пробит мотор и повреждено управление самолета, в результате чего самолет упал в нейтральной зоне, т.е., в 300 м от наших и противника войск. По самолету был открыт ружейно-пулеметный огонь противником, несмотря на это летчик снял в кабине все приборы, которые мог унести с собой, ползком добрался в расположение стрелковой дивизии, с винтовкой в руках с наземными войсками пошел в наступление, отогнал противника от самолета, снял при помощи наземных войск вооружение самолета, сдал его и только после этого пройдя 100 км пешком прибыл в полк…».
Как Вам?
Для людей, не связанных с авиацией поясню: действительно в то время, в авиации было правило - при совершении вынужденной посадки самолета, и при не возможности его эвакуировать в тыл, экипажу предписывалось, всеми возможными способами вынести в расположение своих войск часы самолета, парашют и его вооружение. Это было, в то время, очень ценное имущество. И конечно же, при возможности, экипажи самолетов и отдельные летчики беспрекословно выполняли это требование. Но опять же, ключевое слово: по возможности…
Но Вы сами вдумайтесь!!! Мог бы в этом описываемом выше случае, летчик, как сейчас модно выражаться, «отмазаться» от этого правила? Я полагаю, что он об этом даже не подумал. С молоком матери, наверное, у тех людей было впитано бережное отношение к имуществу, а тем более такому могущественному, как боевой самолет. И понятия, и отношения были совсем другие! И поэтому несмотря на огонь противника, Николай Джамбазашвили снимал приборы с панели, чтобы вынести их к своим… и поэтому, он вместе с пехотой пошел в атаку, чтобы отбить место вынужденной посадки самолета и снять вооружение. Опять же, для незнающих поясню: вооружение одноместного варианта штурмовика Ил-2 (а именно на таком самолете был подбит Николай Григорьевич) состояло из двух авиационных крупнокалиберных пушек и двух авиационных пулеметов ШКАС 7.62 мм, которые были установлены в крыльях самолета. То есть, для того чтобы их снять, пришлось не просто снять их с креплений, а еще перед этим под огнем противника, необходимо было снять технические лючки и отсоединить крепления вооружения, и вынуть их из крыла самолета.
Вот такой небольшой эпизод большой войны. Но из таких маленьких эпизодов и была соткана наша Победа. Наша – это всех, и русских, и татар, и украинцев, и белорусов, и грузин, и других национальностей.
А сейчас Вы сами подумайте, смогли бы Вы сделать подобное? Вы, сидящие в тепле и уюте!
Могли бы мы подумать, что в нашей жизни, молодое поколение начнет унижать ветеранов?
Илья Прокофьев
специалист ВИПЦ,
исследователь истории военной авиации