1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2022 г.
ПОИСКОВИКИ ТАТАРСТАНА ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ «НЕБО РОДИНЫ»
24–28 августа 2022 года представители поисковых отрядов «Разведка», «Бентос» (г.Казань), ВПК «Пламя» (с.Рождествено Лаишевского района) Региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан приняли участие в работе Межрегионального семинара-практикума «Небо Родины».
Семинар проходил на территории Новгородской области и был организован Новгородской областной общественной организацией «Поисковая экспедиция «Долина»» памяти Н.И.Орлова, поисковым отрядом «Скиф-Сокол» (г.Великий Новгород) и Всероссийским информационно-поисковым центром (г.Казань).
В работе семинара приняли участие представители поисковых формирований из Новгородской, Псковской, Ярославской, Архангельской, Ленинградской, Тверской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Республики Татарстан.
Так как участников семинара было более 70 человек, организаторами мероприятия были определены работы на местах падений 4-х советских самолетов: Як-1, Пе-2, Ил-2 и МиГ-3. В ходе семинара удалось полностью отработать самолеты Як-1 и Пе-2. На местах падений самолетов Ил-2 и МиГ-3 полностью поднять все обломки и останки членов экипажей не успели. Работы на этих самолетах продолжатся в течение сентября 2022 года в ходе плановых экспедиций, организованных штабом поисковой экспедиции «Долина» (г.Великий Новгород).
Кроме практической работы на местах падений самолетов, каждый вечер участники семинара делились своими новостями и опытом работы. Поисковики выступили с докладами и рассказали о своих исследованиях по теме авиационного поиска. В торжественном открытии семинара приняли участие глава Парфинского муниципального района Новгородской области Александр Викторович Залогин, руководитель регионального штаба движения «Бессмертный полк России» в Новгородской области Оксана Александровна Александрова, член Общественной палаты Новгородской области Александр Николаевич Ткаченко.
Обустройство полевого лагеря семинара-практикума, питания участников, логистика заброски к местам работ, в том числе с привлечением тяжелой гусеничной техники, была организована штабом Поисковой экспедиции «Долина» памяти Н.И.Орлова и поисковым отрядом «Скиф-Сокол» (г.Великий Новгород).
Семинар-практикум проходил в рамках проекта «Поисковой экспедиции «Долина» «Дорогами памяти и поиска: 1942 год на Новгородской земле», поддержанного Фондом президентских грантов.
Инициативная группа проекта «Крылья Татарстана» совместно с представителями поисковых отрядов «Новгородец» (руководитель Сергей Николаевич Севостьянов, г.Великий Новгород), «Память» (руководитель Игорь Николаевич Никитин, г.Малая Вишера) и Союза поисковых отрядов Архангельской области имени В.А.Кычева (руководитель Михаил Юрьевич Кузьмин, г.Северодвинск) работали на месте падения самолета Пе-2 в районе деревни Рамушево. Данное место было обнаружено поисковым отрядом «Скиф-Сокол» (руководитель Юрий Юрьевич Кун, г.Великий Новгород) в августе 2021 года. Тогда поисковикам удалось обнаружить заводской номер одного из моторов самолета: 23-1570. Проведя архивно-исследовательскую работу с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации оперативно удалось установить, что данный мотор был установлен на самолет Пе-2 (заводской номер 12/127, второй мотор М-105ра № к23-1571) и находился в составе 72-го отдельного разведывательного авиационного полка 6-й Воздушной армии Северо-Западного фронта.
Данный самолет (с указанными моторами) не вернулся с выполнения боевого задания по разведке Демянской группировки противника 25 декабря 1942 года, в составе экипажа:
- летчика, младшего лейтенанта Василия Васильевича ГРИГОРЬЕВА, 1921 г.р., уроженца села Богомолово Долосчанского сельского совета Себежского района Калининской (в настоящее время Псковской) области. В Красную Армию был призван 17 декабря 1939 года. По архивным документам было установлено, что его сестра Вера Васильевна Потемкина проживала по адресу: г.Ленинград-29, проспект Села Смоленского, д.61, кв.260;
- штурмана, старшины Сергея Григорьевича БАРАНОВА, 1921 г.р., уроженца п. Репьевка Майнского района Куйбышевской (в настоящее время Ульяновской) области. Кадровый, в Красной Армии с 4 октября 1939 года. В 1940 году окончил Челябинское военное авиационное училище;
- воздушного стрелка-радиста, младшего сержанта Ивана Петровича ЕРЕМЕНКО, 1922 г.р., уроженца поселка Пески г.Изюм Харьковской области Украинской ССР. В Красной Армии с 1940 года.
Григорьев Василий Васильевич. |
Баранов Сергей Григорьевич. |
Благодаря архивно-исследовательской работе было установлено, что летчик самолета В.В.Григорьев выпрыгнул с горящего самолета на парашюте, но опустившись на землю попал в плен. На Родину Василий Васильевич вернулся только в 1945 году. Штурман самолета С.Г.Баранов и воздушный стрелок И.П.Еременко погибли вместе с самолетом.
Основной задачей поисковиков, работающих на месте падения самолета, являлись полная зачистка воронки, которая образовалась при падении самолета, подъем всех оставшихся обломков самолета и поиск останков погибших штурмана и воздушного стрелка самолета. Выкачав ведрами из воронки воду, которой из-за засушливого лета было немного, сводная команда новгородских, архангельских и казанских поисковиков в течение дня полностью очистили воронку от супеси (смесь глины, песка и воды) до самого материка. Часть команды с помощью металлоискателей обследовала прилегающую местность по всему периметру воронки. Среди поднятых обломков самолета были обнаружены еще два фрагмента с номерами моторов. Найти в воронке и рядом с ней останки штурмана и воздушного стрелка самолета не удалось. Можно предположить, что они также покинули сбитый самолет на парашютах и, возможно, погибли при спуске или уже когда приземлились на землю. Поисковики планируют продолжить исследовательскую работу с архивными документами, в том числе и немецкими, проверив оперативные документы дивизии, в полосе которой, упал наш сбитый самолет.
Некоторые обнаруженные фрагменты самолета, которые могут быть использованы в работе по восстановлению и реставрации самолета Пе-2 в рамках проекта «Крылья Татарстана», поисковиками доставлены в Казань в мастерские РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан.
Поисковики Татарстана также приняли участие в работах на месте падения самолета Ил-2.
Данное место на Кузьминском болоте было обнаружено в 2006 году и осенью этого же года силами поисковых отрядов Парфинского и Солецкого районов Новгородской области на этом месте была организована и проведена поисковая экспедиция, в результате которой из воронки удалось извлечь фрагментированные останки одного из членов экипажа погибшего самолета. К сожалению, найти заводские номера самолета и мотора тогда не удалось. Останки погибшего (как неизвестного) были торжественного захоронены на воинском мемориале в поселке Ясная Поляна Парфинского района Новгородской области.
За время проведения семинара-практикума сводной группой поисковиков из воронки были извлечены остатки мотора АМ-38 и установлен его заводской номер: 4583123. Также был обнаружен на броне нанесенный краской часть заводского номера самолета: 308.. Кроме этого, поисковики подняли частичные останки одного из членов экипажа самолета.
Проведя оперативную архивно-исследовательскую работу с базами данных, основанных на документах Центрального архива Министерства обороны РФ, удалось установить принадлежность самолета и узнать имена погибших членов экипажа.
Так, руководитель поискового отряда «Находка» (Демянский район Новгородской области) Александр Петрович Морзунов сообщил, что данный мотор был установлен на самолет Ил-2 № 30835 и находился в составе 74-го штурмового авиационного полка 243-й штурмовой авиационной дивизии 6-й Воздушной армии. На 1 января 1943 года данный самолет и мотор были представлены к списанию с лицевого счета полка как боевая потеря.
Юрий Юрьевич Кун (руководитель поискового отряда «Скиф-Сокол» г.Великий Новгород) сообщил, что в архивных тетрадях Игоря Викторовича Куна (руководитель отряда «Сокол» до 2021 года) есть запись, что самолет Ил-2 №835 (полный номер 30835) не вернулся с боевого задания 26 октября 1942 года в составе экипажа:
- командира АЭ старшего лейтенанта Василия Яковлевича ОЛЕЙНИКА, 1917 г.р., уроженца: УССР, Черниговская область, Куликолвский район, д.Горбово, кадровый, в РККА с 1937 года;
- воздушного стрелка старшего сержанта Николая Федоровича ПЕТРАЧКОВА, 1921 г.р., уроженца г.Новочеркасска Ростовской области, кадровый, в РККА с 1940 года.
Олейник Василий Яковлевич. |
Петрачков Николай Федлорович. |
Эти же сведения подтвердил документально руководитель научно-поисковых проектов АНО «Центр современной истории» (г.Москва) Сергей Михайлович Катков, добавив, что самолет не вернулся из района дер. Симоново (которая находилась в 6 км западнее от места падения самолета).
Как говорилось выше, работы на месте падения самолета будут продолжены в период сентября 2022 года в рамках, проводимых штабом Поисковой экспедиции «Долина» поисковой экспедиции в Парфинском районе Новгородской области. К настоящему времени Андреем Витальевичем Хитущенко (поисковый отряд «Скиф-Сокол») с помощью коллег- поисковиков удалось в Ростовской области разыскать родных Николая Федоровича Петрачкова.
Другие участники семинара-практикума работали на местах падений самолетов Як-1 и МиГ-3.
Так, место падения самолета Як-1 в районе дер. Васильевщина было обнаружено поисковым отрядом «Новгородская кадетская рота» (руководитель Анатолий Константинович Иевлев) еще в 2015 году. Тогда, в результате проведенных работ, на месте падения были обнаружены раздробленные останки пилота и несколько номеров от мотора самолета. К сожалению, данные номера были неполные, так как при взрыве самолета при падении эти узлы были сильно повреждены и поэтому читались то первые цифры номера, то последние. К тому же, стало понятно, что данный самолет и мотор неоднократно бывали в ремонтах и при восстановлении мотора использовались различные агрегаты других моторов-доноров. Так, были обнаружены следующие номера: П 125-133*, 135-19*, П 145-2**2, ..1-1192 (121-1192), П 045 – 2062 (2162). Останки пилота (как неизвестного) были захоронены на воинском мемориале Ясная Поляна Парфинского района Новгородской области 8 мая 2015 года.
В результате проведенных дополнительных поисковых работ в рамках семинара-практикума «Небо Родины», до самого материка была полностью очищена вся воронка. Были обнаружены еще некоторые фрагментированные останки пилота. К сожалению, найти дополнительные номера не удалось.
В настоящее время продолжается архивно-исследовательская работа с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. По предположению поисковиков данный самолет относится к потерям 744-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии, но данное предположение требует документального подтверждения.
Место падения самолета МиГ-3 в районе д.Малое Волосько было обнаружено поисковиками отряда «Скиф-Сокол» (г.Великий Новгород) осенью 2021 года. При первом же обследовании, среди разбросанных обломков самолета был установлен заводской номер самолета: 5024. По сведениям Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации было установлено, что на данном самолете 1 апреля 1942 года не вернулся с боевого задания после ведения воздушного боя с истребителями противника летчик 428-го истребительного авиационного полка 2-й Ударной авиационной группы ВВС Северо-Западного фронта сержант Александр Егорович МЕЛЬНИКОВ.
По архивным документам известно, что родился Мельников Александр Егорович в 1920 году в дер. Выше Травино Рязанского района Рязанской области. Его мать Мария Николаевна в годы войны проживала по адресу: г.Москва, ул.Грузинский вал, д.11, кв.5. В Красную Армию А.Е.Мельников был призван в 1940 году Мотолотовским РВК города Москвы.
В ходе проведенных поисковых работ в рамках семинара-практикума «Небо Родины» участникам удалось полностью осушить воронку на месте падения самолета и опуститься на глубину более 4 метров. В настоящее время работы продолжаются, так как глубина залегания кабины пилота по мнению поисковиков находится примерно на глубине 7 метров.
Проект «Небо Родины» объединяет информационные, методические и организационные ресурсы участников «Поискового движения России», занимающихся поиском пропавших самолетов.
«Крылья Татарстана» - проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и ПАО «Татнефть».