1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2022 г.
ПОИСКОВИКИ ТАТАРСТАНА В ХОДЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО ВЫЕЗДА
В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ НАШЛИ МЕСТО ПАДЕНИЯ САМОЛЕТА,
ПОГИБШЕГО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
25 октября 2022 года поисковиками Региональной общественной молодежной организации «Объединение Отечество» Республики Татарстан проведен поисково-разведывательный выезд в район деревни Большие Ачасыры Зеленодольского района Республики Татарстан.
Целью выезда стала рекогносцировка местности и полевой поиск места падения одного из самолетов Р-39 «Аэрокобра», разбившихся при авиационной катастрофе 11 февраля 1944 года.
В годы Великой Отечественной войны основная часть получаемых по поставкам ленд-лиза американских самолетов Р-39 «Аэрокобра» перегонялись своим ходом по перегоночной Красноярской трассе «Аляска – Сибирь» (АлСиб). Дальнейшая перегонка самолетов от Красноярска до места конечного пути на фронт, проходила через территорию Татарской АССР.
11 февраля 1944 года в небе Татарстана произошла чудовищная трагедия. Из-за погодных условий при подлете к Казани из 23 вылетевших из Свердловска самолетов (два самолета А-20 «Бостон», один Пе-3 и 20 самолетов Р-39 «Аэрокобра») 11 самолетов разбились в катастрофах, 2 самолета пропали без вести (погибли 16 человек), 3 самолета совершили вынужденные посадки, 3 самолета были разбиты в авариях, и только 4 самолета благополучно вернулись и сели на аэродромы Янаул (Башкирская АССР) и Свердловск.
Еще в 2009 году специалистом Всероссийского информационно-поискового центра Рафиком Салахиевым при работе с документами Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ) (бывший архив Татарского обкома КПСС) было выявлено, что партийный билет одного из пропавших без вести летчиков, летчика 2-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС СФ гвардии лейтенанта И.С.Грудакова был сдан для погашения в августе 1944 года Нурлатским райкомом ВКП(б) (в настоящее время Зеленодольский район):
«…Фонд 15, опись 5, дело 859. В списке аннулированных партийных документов образца 1936 года партийный билет №5451511 принадлежащий Грудакову И.С., отправлен в ЦК ВКП(б) 29 августа 1944 года. Партийный билет найден возле аварийного самолета, тов. Грудаков погиб во время аварии…».
В дальнейшем путем обращения в СМИ к жителям Зеленодольского района было установлено, что разбившийся самолет был найден у деревни Большие Ачасыры весной 1944 года, когда с полей стаял снег. В течение нескольких лет поисковики Татарстана выезжали в этот район и пытались найти место падения самолета, но к сожалению, это не удавалось. И вот сейчас, благодаря исследовательской работе, проводимой неравнодушным жителем д.Нижние Ураспуги, бывшим офицером ВВС Рустамом Сайфуллиным, удалось найти и опросить еще нескольких местных жителей, которые в годы войны, будучи детьми, посещали место падения самолета. Их рассказы и воспоминания послужили очередным поводом для проведения полевой разведывательной работы.
В течение светлого времени суток поисковики обследовали значительный участок местности на полях между деревнями Нижние Ураспуги и Большие Ачасыры. Благодаря этому удалось локализовать участок 50 на 50 метров, где были обнаружены мелкие обломки обшивки и мотора самолета. При изучении этих находок можно сделать вывод, что они относятся к самолету американского производства Р-39 «Аэрокобра». Тем самым, подтверждается факт гибели гвардии лейтенанта И.С.Грудакова рядом с д.Большие Ачасыры.
Летчик самолета Иван Степанович Грудаков родился 15 декабря 1917 года в деревне Степановка Епифанского уезда Тульской губернии (в настоящее время Новомосковский район Тульской области). В 1933 году окончил 7 классов неполной средней школы в городе Сталиногорск Московской области. В период с 1935 по 1939 годы работал электромонтёром на электростанции им. Сталина и на химическом комбинате (г.Сталиногорск). В Красную Армию был призван 14 апреля 1939 года. Направлен краснофлотцем для прохождения службы в школу подводного плавания им. Кирова (Краснознаменный Балтийский флот).
Иван Степанович Грудаков.
В 1939 году поступает в военное училище. В 1941 году окончил Военно-морское авиационное училище им. Сталина по курсу пилота. После окончания училища направлен для прохождения дальнейшей службы в 1-й запасной авиационный полк ВВС ВМФ. С ноября 1941 года проходил службу в 27-м истребительном авиационном полку ВВС Северного флота. В апреле 1943 года переведен на должность пилота во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк (по другим данным, прохождение службы было следующим: 72 сап ВВС СФ с 18.10.41 по 16.04.42, 78 иап ВВС СФ с 16.04.42 по 13.06.42, 27 иап ВВС СФ с 13.06.42 по 24.04.43, 118 орап ВВС СФ с 24.04.43 по 11.02.44).
И.С.Грудаков и Н.М.Диденко перед вылетом на задание, 1943 год. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года гвардии старший лейтенант Николай Матвеевич Диденко удостоен звания Героя Советского Союза.
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками приказом Командующего Северным флотом от 23 июля 1942 года И.С.Грудаков награжден орденом Красного Знамени.
В настоящее время поисковики Татарстана продолжают исследовательскую работу по установлению места захоронения гвардии лейтенанта И.С.Грудакова и планируют продолжить полевую поисковую работу на месте падения самолета для поиска номерных агрегатов самолета либо мотора.
Поисково-разведывательный выезд был организован в рамках двух проектов авиационной направленности: «Небо Родины» ООД «Поисковое движение России» и «Крылья Татарстана» РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан.
Проект «Небо Родины» объединяет информационные, методические и организационные ресурсы участников «Поискового движения России», занимающихся поиском пропавших самолетов.
«Крылья Татарстана» - проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и ПАО «Татнефть».