1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2022 г.
ОДНА ИЗ ИСТОРИЙ ПРОЕКТА «НЕБО РОДИНЫ»
О РАБОТЕ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ИМЕН И СУДЕБ ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ ЛЕТЧИКОВ
Спустя десятилетия установлено имя пропавшего пилота…
Эта история началась в далеком 2001 году, когда к нам в Общественный Фонд поисковых отрядов Ленинградской области пришло известие от поискового отряда, который носил незатейливое название «24». Ребята в лесу, в районе урочище Зенино Тосненского района Ленинградской области, нашли место падения советского самолета. В очередные выходные мы вместе с ними съездили к месту падения, и в течение дня обследовали близлежащие окрестности.
По немногочисленным обломкам удалось установить тип и марку самолета. Это оказался биплан И-153, в простонародье именуемый «Чайка». В связи с тем, что место падения находилось недалеко от проезжей дороги, все основные элементы конструкции самолета и сам мотор были вывезены в послевоенные годы и, скорее всего, сданы в металлолом. В результате обследования небольшой воронки, оставшейся от падения самолета, останков пилота мы не нашли. Но, все же нам повезло. Удалось найти хорошо сохранившуюся бирку мотора М-62 с нанесенным на ней заводским номером мотора: 62309. К сожалению, данного номера в базе данных номеров самолетов и моторов, которая уже начинала формироваться у нас в объединении на основе архивных документов, не оказалось.
Весной 2006 года, во время проведения Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань», базовый лагерь которой в этот период размещался в районе урочища Зенино, мы решили небольшой группой в очередной раз обследовать место падения этого самолета. И в этот раз найти останки летчика не удалось. Но опять же, наши труды не пропали даром. Был найден фрагмент дюраля, на котором был выбит заводской номер самолета: 6118. Но, к сожалению, и этого номера в нашей компьютерной базе данных не оказалось.
В принципе, анализируя действия советской авиации в годы войны на данном участке фронта, мы предполагали, что данный самолет скорее всего относится к потерям 235-го штурмового авиационного полка ВВС Ленинградского фронта. Но доказать это документально мы не могли. Так, например, в 2008 году работая с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО) в городе Подольске, оказалось, что интересующие нас дела по списанию материальной части полка до сих пор оказываются под грифом секретно.
И только в 2022 году во время работы в ЦАМО, нашему коллеге, руководителю поискового отряда «Находка» (Демянский район Новгородской области) Александру Петровичу Морзунову удалось найти в архиве «заветное» дело, в котором хранились акты списания потерянных в годы войны самолетов и моторов 235-го ШАП. Так, в одном из документов говорилось:
«…235 ШАП, акт от 24.09.1941 г.
Тип и номер самолета: И-153 № 6118.
Тип и номер мотора: М-62 № 309.
Экипаж – летчик младший лейтенант Зотов.
Класс происшествия: не вернулся с боевого задания.
Обстоятельства и причины происшествия: после выполнения боевого задания не вернулся с боевого задания на свой аэродром. Причина неизвестна.
Мероприятия: Самолет и мотор подлежат списанию.
Командир 235 ШАП подполковник Алексеев.
Военком 235 ШАП батальонный комиссар Форманчук.
Старший инженер 235 ШАП воентехник 3 ранга Чуйков…».
Тем самым, нам стало известно, что на самолете И-153, чьи обломки были обнаружены в районе урочища Зенино Тосненского района Ленинградской области, 21 сентября 1941 года не вернулся с боевого вылета летчик 235-го штурмового авиационного полка 5 САД ВВС Ленинградского фронта младший лейтенант Николай Никитович Зотов.
Зотов Николай Никитович.
Родился Николай Никитович в с.Приволье Тульской губернии 14 апреля 1920 года. В 1937 году окончил 7 классов московской школы № 127. Вместе с семьей в это время проживал в городе Москва. В 1939 году был призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Борисоглебскую авиационную школу имени В.П.Чкалова, где ему было присвоено первоочередное воинское звание младший лейтенант. После окончания авиашколы, 20 сентября 1940 года направлен на должность младшего летчика в состав 163-го резервного авиационного полка. Начало Великой Отечественной войны встретил в составе 157-го истребительного авиационного полка Ленинградского Военного округа. При формировании 235-го ШАП попадает в его состав. С 21 июля 1941 года полк подчиняется 5-й смешанной авиационной дивизии и начинает действовать на подступах к Ленинграду на самолетах И-153.
В донесение о безвозвратных потерях 5-й САД говорится: «…21 сентября 1941 года не вернулся с боевого задания из района Липки…».
В оперативной сводке ВВС Ленинградского фронта за 21 сентября 1941 года говорилось: «…5 САД, в 6.15 18 И-153 с высоты 200 метров бомбами и пульогнем атаковали аэродром Липки. На момент атаки на аэродроме находилось до 40 самолетов Хе-126, выстроенных в три ряда и до 50 самолетов Хе-110 и Ме-109, выстроенных в два ряда. В результате огня уничтожено 14 самолетов и 25-30 самолетов повреждены и разрушены, наблюдали очаги пожаров и клубы дыма. При подходе к аэродрому взлетели три Ме-109, которые вступили в воздушный бой. В районе цели обстреляны ЗА и ЗП…».
В итоговой сводке на 4 утра 22 сентября 1941 года говорилось:
«… После атаки аэродрома Липки (смотри оперсводку №42) не вернулись на свой аэродром 2 И-153 235 ШАП младшие лейтенанты Сидоров и Зотов. Один из них сбит ЗА и один предположительно заблудился на своей территории…».
Правда боевого вылета 21 сентября 1941 года была прозаическая. С боевого задания не вернулись и стали значится пропавшими без вести оба пилота. Но проводимая поисковая работа возвращает имена и судьбы пилотов из забвения. Так, в 2021 году поисковиками киришского отряда «Высота» (руководитель Сергей Куксенко) в районе урочища Малиновка (граница Киришского и Тосненского районов Ленинградской области) в 3,5 километрах от места обнаружения самолета И-153, как теперь выяснилось младшего лейтенанта Зотова, было найдено место падения самолета и останки младшего лейтенанта Василия Григорьевича Сидорова. В найденных документах которого так и остался неиспользованный талончик на завтрак 21 сентября 1941 года…
Сидоров Василий Григорьевич.
Теперь и мы будущей весной 2023 года планируем в очередной раз обследовать место падения самолета младшего лейтенант Зотова в надежде найти его останки. Найти для того, чтобы по-человечески, по всем канонам совести и чести, с отданием всех положенных духовных и воинских почестей захоронить его останки на той земле, которую он защищал в грозные дни Отечественной войны. Один из полевых лагерей нашей поисковой экспедиции «Любань» как раз в новом году будет находиться в районе урочища Зенино и поэтому отработать район поиска мы сможем тщательней.
Остается только добавить, что оба летчика Николай Зотов и Василий Сидоров были представлены командованием 235-го ШАП к награждению боевыми орденами (Зотов – Красной Звезды, Сидоров – Красного Знамени). Их фамилии были указаны в приказе командующего Ленинградским фронтом № 0852/н от 3 декабря 1941 года… Но по причине того, что они так и остались пропавшими без вести, их исключили из приказа… Теперь в наших силах ходатайствовать перед Министерством обороны России об их награждении, посмертно…
И.Г.Прокофьев,
координатор проекта «Небо Родины»,
специалист ВИПЦ (г.Казань)