1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2023 г.
ПОИСКОВИКИ ТАТАРСТАНА ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ОЧЕРЕДНОЙ ПОИСКОВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
НА МЕСТО ПАДЕНИЯ САМОЛЕТА ПЕ-2 В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В период с 3 по 6 января 2023 года представители инициативной группы проекта «Крылья Татарстана» (Региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан) по приглашению своих коллег из Новгородской области (Новгородская Областная общественная организация «Поисковый отряд «Находка», руководитель Александр Петрович Морзунов) приняли участие в работе экспедиции по подъему обломков советского бомбардировщика Пе-2, погибшего в годы Великой Отечественной войны.
Работы проводились в районе деревни Дуброви Демянского района. Место падения самолета было обнаружено новгородскими поисковиками в 2022 году. Тогда, по «наводке» местных жителей, которые рассказали, что видели в заболоченном лесу обломки самолета, поисковики отряда «Находка» нашли место вынужденной посадки самолета-истребителя ЛаГГ-3, а буквально в 150 метрах от него воронку, рядом с которой были разбросаны фрагменты самолета-бомбардировщика Пе-2.
В первый же выезд на обломках самолета ЛаГГ-3 удалось обнаружить заводской номер самолета 31213245, благодаря которому было установлено, что на данном самолете 4 сентября 1942 года не вернулся с выполнения боевого задания командир звена 238-го истребительного авиационного полка 239-й ИАД 6 ВА старшина МЕРЛИН Алексей Иванович. Его самолет был сбит в воздушном бою, сам летчик получил тяжелые ранения в голову и ногу (в результате чего потерял глаз). Раненный, на подбитом самолете пытался перетянуть линию фронта, но не дотянув, произвел вынужденную посадку рядом с линией фронта, и, к сожалению, попал в плен к немцам (из плена освобожден в апреле 1945 года союзными войсками, а в 1957 году награжден орденом Славы 3-й степени).
Старшина Мерлин Алексей Иванович.
А вот обстоятельства потери самолета Пе-2 было необходимо установить. Хотя именно в первый выезд поисковиками также был обнаружен заводской номер самолета: 1103. Данный самолет был в составе 58-го Краснознаменного бомбардировочного авиационного полка 241-й БАД 6 ВА и значился не вернувшимся с боевого задания 5 сентября 1942 года (на следующий день, после потери самолета ЛаГГ-3 старшины Мерлина).
Но, указанное в боевом донесении место падения самолета с данным номером находилось на значительном расстоянии от места находки обломков самолета. Необходимо было найти заводские номера моторов, чтобы полностью подтвердить потерю данного самолета в этом месте, так как по архивным документам было известно, что самолет Пе-2 № 1103 в июле 1942 года находился в ремонте на аэродроме Олехново (после ремонта был перегнан на аэродром Хотилово) и поэтому вполне возможно, что какие-то номерные запчасти могли попасть на другой самолет.
Поэтому было принято решение провести новую экспедицию в зимнее время, когда лесные ручьи замерзнут и появится возможность на тяжелой технике подъехать к самому месту падения самолета. И вот данный выезд был определен на «большие» выходные начала января 2023 года. Кроме новгородских и казанских поисковиков в работе экспедиции принимали участие представители поискового отряда «МЕХВОД» (сформированного на базе Орловского техникума агробизнеса и сервиса в г.Мценске) под руководством председателя Совета Регионального отделения ООД «Поисковое движение России» в Орловской области Сергея Александровича Щербатого.
Подготовительные работы по заброске техники и необходимого оборудования были проведены поисковиками отряда «Находка» в декабре 2022 года и уже 3 января этого года наши коллеги приступили к работам. В первый же день они смогли поднять из воронки обломки одного мотора самолета. На нем были обнаружены несколько заводских номеров (ПА 125-699, Р 125-37, РА 145-1011), что говорило о том, что мотор также неоднократно находился в ремонте.
В последующие дни, общими усилиями всех участников экспедиции был поднят на поверхность и второй мотор самолета. На нем также были обнаружены разные номера: 21-94 и ПА 135-766. Это также говорило о том, что и этот мотор ремонтировался. Но, самое главное, нам точно удалось подтвердить то, что, мы работаем на месте падения самолета с номером 1103, который был списан с лицевого счета 58-го КБАП с моторами М-105ра №№ 145-1011 и 21-94. Кроме этого, воронка от взрыва самолета была полностью очищена до самого материка, в результате чего было выяснено, что в ней полностью отсутствуют фрагменты кабины и фюзеляжа самолета (при вскрытии и очистке воронки не попалось ни одного прибора или механизма, не было и элементов парашютной либо пристяжной систем). Вполне возможно, что эти части находились рядом с воронкой, отброшенные при взрыве, или же вытащенные ранее (в период войны немцами, или нашими солдатами, или же уже в послевоенный период). На это указывала и находка новгородских поисковиков в 2022 году: тогда ими в 100 метрах от воронки самолета были обнаружен деформированный шлемофон одного из членов экипажа самолета и элемент от пристяжной системы летчика из кабины. Тем самым, поисковики планируют летом 2023 года провести еще одну экспедицию, с целью поиска кабины самолета.
Как говорилось выше, самолет Пе-2 № 1103 значится не вернувшимся с боевого задания 5 сентября 1942 года. Согласно оперативным документам 58-го Краснознаменного бомбардировочного авиационного полка в экипаж данного самолета, входили:
- летчик лейтенант Александр Емельянович ВАСИЛЬЕВ;
- штурман старший лейтенант Филипп Егорович РОМАНЕНКО;
- воздушный стрелок-радист старший сержант Сергей Александрович СЕРОВ.
Лейтенант Васильев Александр Емельянович.
Ставить точку в истории установления данного самолета еще рано. Необходимо провести дополнительные работы как архивно- исследовательские, так и полевые…
Поиск продолжается.
И.Г.Прокофьев,
управляющий делами РОМО «Объединение «Отечество» РТ