1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2023 г.
УСТАНОВЛЕНА СУДЬБА ЕЩЕ ОДНОГО ПИЛОТА…
На днях пришли радостные вести. В Центральном архиве военно-морского флота (ЦВМА, г.Гатчина Ленинградской области) удалось найти сведения о списании и обстоятельствах потери самолета И-16, обломки которого мы нашли в далеком 2007 году! Тем самым, удалось узнать имя пилота, который управлял этим самолетом и выяснить его судьбу.
Тогда поисковики из отряда «Форпост» (г.Кингисепп, руководитель Виктор Викторович Костюкович) смогли осмотреть место падения советского самолета И-16 неподалеку от деревни Овинцево, что находится между поселками Вруда и Молосковицами в Волосовском районе Ленинградской области. На это место поисковиков вывел один из местных жителей, который охотился в этих местах, где они с товарищами нашли обломки самолета. На болоте стало понятно, что место падения сильно пограблено после войны на металлолом. Судя по обломкам самолета стало понятно, что самолет падал в болото отвесно, и при падении взорвался, скорее всего сдетонировало авиационное топливо. Рядом с воронкой на поверхности были обнаружены одна стойка шасси, коленчатый вал от звездообразного мотора, на котором удалось обнаружить несколько номеров: на противовесе в двух местах был выбит номер: 9719, на шатуне противовеса — 32970, внутри одного поршня — 940 48, а на рабочей поверхности поршня были выбиты следующие цифры: 105450Е8, под этим номером — 2385, и ниже — 631251, что и являлось заводским номером мотора М-63.
Анализировав потери советской авиации в этих местах, мы пришли к выводам, что это может быть самолет либо 191-го истребительного авиационного полка 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО города Ленинграда, либо потеря одного из истребительных полков ВВС Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Именно в этих местах, по архивным документам указывались потери летчиков, которые отражали налеты немецких бомбардировщиков и прикрывали наши отступающие части в конце июля – начале августа 1941 года.
Вернувшись в город, мы стали просматривать накопленные за годы исследовательской работы в архивах документы авиационных полков, проверять созданную базу данных на погибших и пропавших без вести летчиков, и потерянные в ходе боевых действий самолеты и моторы. По документам 7-го ИАК ПВО найденный нами номер не проходил. А вот в документах Центрального военно-морского архива установленный номер оказался. По учетным документам стало известно, что мотор М-63 с номером 631251 был на учете в составе ВВС КБФ: в январе 1941 года самолет И-16 №2421з60 с мотором М-63 №631251 прибыл из Управления 61-й АБр в состав 5-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ и находился в полку (по учетным месячным ведомостям) вплоть до 1 июня 1941 года. А вот далее, согласно книги учета моторов ВВС ВМФ значилось: мотор М-63 №631251 из состава ВВС КБФ, дата исключения из состава 25 декабря 1943 года, инспекторское свидетельство № 189, приказ о списании ВВС ВМФ № 00101, причины — боевая убыль, списать.
К сожалению, в то время отработать окончательно архивные документы ВВС флота не удалось. Но, основываясь на опыте предыдущей работы с архивными документами ВВС КБФ, стало понятно, что данный мотор попал в такой поздний приказ о списании по итогам проводимой штабной работы по учету и сверке наличия самолетов и моторов в частях ВВС ВМФ. В действительности же, этот мотор в 100% относился к потерям 1941 года. Но, единственной «неувязкой» оставалось то, что проверив все потери самолетов и летчиков по составу 5-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ, такого номера мотора не проходило. Тем самым становилось понятно, что данный самолет должен был относится к какому-то другому авиационному подразделению Балтийского флота. Скорее всего, данный самолет с указанным мотором был передан из состава 5-го ИАП в период июня–июля 1941 года.
И это подтвердилось, когда к нашей архивно-исследовательской работе по этому самолету присоединился историк военной авиации ВМФ Юрий Абрамович Этингоф, с которым мы вместе стали распутывать это клубок. Именно благодаря работе Юрия Абрамовича удалось найти приказ Главнокомандующего ВВС КБФ №93 от 12 декабря 1943 года, в котором командованию всех частей ВВС было предписано представить точную информацию по наличию и состоянию матчасти и предложения по списанию утраченных самолетов и моторов с учета ВВС КБФ.
В соответствии с этим приказом среди прочих был составлен Акт технического состояния самолета (авиамотора) представленного на списание (фонд 596, оп.6, д.46, лист 520):
«…Акт 15.12.1943 г. комиссией в составе [офицеров ВВС КБФ] Свирина, Криштона, Грена в соответствии с приказом № 93 от 12.12.1943 г. проведена проверка учета моторов М-63 № … (перечислялись номера моторов, в списке которых оказался и искомый номер: 631251 (!)... Моторы погибли при перебазировке из гор. Таллина в 1941 году. Моторы подлежат списанию с учета ВВС КБФ…».
Акт подписал начальник отдела снабжения ВВС КБФ подполковник Спирин и члены комиссии.
Это было первым подтверждением нашей версии о том, что данная потеря относится к боям 1941 года. Но, мы опять столкнулись с некоторым несоответствием. В нашей базе не было ни одного похожего случая потери самолета И-16 именно при перебазировании авиационных полков из Таллина в 1941 году. Поэтому в порядке рабочей гипотезы Юрий Этингоф принял, следующие: интересующий нас самолет И-16 погиб в воздушном бою в период с 22 июня по середину сентября 1941-го. По всем известным и доступным источникам был определен круг всех боевых потерь самолетов И-16 за этот период, которые могли иметь хоть какое-то отношение к Овинцево. Мы с Юрием Абрамовичем (по отдельности) составили таблицы, которые в последствии сверили. Тем самым в нашем общем понимании остались только три кандидатуры летчиков. Но, точку в этом деле поставил Юрий Этингоф, который буквально на днях в архивных «залежах» обнаружил долгожданный документ. Причем этот документ — «Сведения о потерях самолетов с моторами» — так и остался в рукописном виде (даже не перепечатанный на машинке). Донесение было составлено штабом 104-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ВВС КБФ 12 августа 1941 года. В этом документе говорилось о потерях четырех самолетов И-16 (один был потерян во время бомбардировки аэродрома, а три — в воздушных боях), и вот среди них оказался самолет И-16 № 2421з-60 с мотором М-63 №631251. Было указано, что данный самолет был потерян 30 июля 1941 года.
Именно в этот день, из состава 104-й ОИАЭ ВВС КБФ был сбит только один самолет. Пилотировал его летчик лейтенант Василий Иванович Малышев. Он смог спастись на парашюте.
В журнале боевых действий 61-й авиационной бригады ВВС КБФ за 30 июля 1941 года было записано:
«…08.13. Три И-16 104 АЭ вылетели на прикрытие ж.д. Вайвара–Волосово…».
«…08.45. Два И-16 104 АЭ произвели посадку с прикрытия ж.д. Нарва-Волосово. Летчик Малышев не вернулся…».
В оперсводке ВВС КБФ (на 16.00 30.07.1941г.) этот вылет был описан подробнее:
«…104 АЭ патрулированием в воздухе охраняла участок Нарва–Волосово. При патрулировании три И-16 ведущий Агуреев в 8.35 на Н-2000 мт в районе станции Молосковицы заметили далеко идущих впереди по курсу на восток два Ме-109, погнались за ними, самолеты противника из виду скрылись, в это же время семь Ме-109 атаковали звено И-16 и сбили самолет летчика лейтенанта Малышева, самолет упал, летчик выпрыгнул на парашюте и приземлился в районе южнее Молосковицы в 5 км. Спуск на парашюте Малышева охраняли наши два И-16 до момента приземления…»
Данная территория на 30 июля 1941 года находилась в тылу наших войск. Немецкие танковые колоны подошли к Молосковицам только 16 августа 1941 года. Поэтому летчик смог спокойно опуститься на своей территории и уже 31 июля 1941 года вернуться в свое подразделение. В архивных документах говорилось, что пилот имеет ожоги рук и первая медицинская помощь ему была оказана сразу же после приземления.
5 ИАП ВВС КБФ. 1940 г.
Здесь следует пояснить, что 104-я ОИАЭ была сформирована в июле 1941 года (приказ Народного Комиссариата ВМФ от 30.06.1941 г.) и вошла в состав 61-й авиационной бригады ВВС КБФ. Судя по личным делам летчиков данной авиационной эскадрильи, основной летно-подъемный состав был привлечен из состава 5-го истребительного авиационного полка, хотя официально они были приписаны к ОИАЭ только в сентябре 1941 года. 5-й ИАП и 104-я ОИАЭ почти весь начальный период войны базировались на одних и тех же аэродромах, да и материальная часть АЭ также была привлечена за счет 5-го ИАП. Тем самым становится понятно, почему изначально данный самолет был учтен (перед войной) в составе 5-го ИАП.
Летчики 5 ИАП у самолета. 1940 г.
Более полные сведения о судьбе Василия Ивановича Малышева мы смогли узнать с помощью красноярского поисковика, исследователя, военного историка — полковника Вячеслава Викторовича Филиппова. Данные сведения были получены им при работе с документами Центрального военно-морского архива.
Малышев Василий Иванович.
Родился Василий Иванович Малышев 18 января 1915 года в селе Муромцево Дмитровского уезда Московской губернии (с 1928 года рабочий поселок Краснофлотский, с 1929 года поселок Красноармейский, с 1947 года город Красноармейск Пушкинского района Московской области). В 1932 году окончил 7 классов средней школы. Работал ремонтировщиком.
31 августа 1935 года по спецнабору поступил курсантом в Военно-морское авиационное училище им. Сталина (г.Ейск, Краснодарский край). В это время семья В.И.Малышева проживала по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос. Фабрики им. Красной Армии и Флота. После окончания обучения в ноябре 1937 года был направлен для прохождения дальнейшей службы на должность пилота в состав 38-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС КБФ. В это время АЭ базировалась на аэродроме под Петергофом и на аэродроме Купля (Кингисеппский район), и на вооружении эскадрильи находились самолеты И-15 и И-16 (в 1938 году из личного состава 38-й и 37-й АЭ был сформирован 42-й авиационный полк, который просуществовал меньше года, и весной 1939 года 38-я ОАЭ была снова восстановлена). Перед войной с Финляндией в 1939 году 38-я АЭ была переименована в 13-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью с местом базирования аэродром Купля. В войне с Финляндией эскадрилья в составе 61-й истребительной авиационной бригады ВВС Балтийского флота выполняла задачи — штурмовые удары по островам: Бьерке, Сейскар, Лавенсаари, Пенисаари, Гогланд, Койвисто. Во взаимодействии с войсками нанесение ударов по кораблям противника, отражение самолетов противника, сопровождение бомбардировщиков и разведка. Материальная часть в этот период состояла из самолетов И-15бис и И-16. 21 апреля 1940 года 13-я ОАЭ была награждена орденом Красного Знамени. Поэтому в личном деле В.И.Малышева период службы с января 1938 года по июнь 1940 года записан так: старший летчик в/ч 8111/3 ВВС КБФ.
После этого, лейтенант В.И.Малышев был переведен в состав 5-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ (приказ о назначении от 18.04.1940 г.). В этом же полку он встретил начало Великой Отечественной войны. Как говорилось выше, боевые вылеты в составе 104-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи совершал еще в июле 1941 года, а приказ о переводе был подписан только 8 сентября 1941 года.
В одном из наградных документов упоминалось, что на Ленинградском фронте был ранен в правую ногу и имел ожог лица 3-й степени. Что скорее всего сказывалось в последствии. Так в еще одном наградном за 1943 год, указывалось: «…несмотря на слабое состояние здоровья тов. Малышев всегда находится в строю, принимая самое активное участие в перегонке самолетов на фронт…».
Да, именно так. Действительно, после расформирования 104-й ОИАЭ в октябре 1941 года, часть личного состава убыла в город Саранск, где базировался 1-й запасной авиационный полк ВВС ВМФ. С 14 ноября 1941 года В.И.Малышев назначен на должность пилота в состав недавно созданного 64-го авиационного полка специального назначения Главного Управления ВВС ВМФ по перегонке самолетов. Данный полк был сформирован на аэродроме Рузаевка в октябре 1941 года. Полк специализировался на перегоне одноместных истребителей отечественного производства с авиационных заводов в авиаполки ВМФ. 8 июня 1942 года полк был переформирован (аэр. Измайлово, г.Москва) с новым наименованием 65-й ап ОН ГУ ВВС ВМФ (приказ НК ВМФ от 18.05.1942 г.). На сайте историка авиации Василия Харина «Авиаторы Второй Мировой» говорится:
«…В период Великой Отечественной войны летчики полка участвовали в обеспечении боевых действий Военно-Морского Флота, в частности, осуществляли перегонку самолетов "Аэрокобра", "Кинг-Кобра", "Каталины", "Бостоны" и другие типы, поставляемые союзниками по ленд-лизу, а также выполняли боевые задачи, связанные с транспортными перевозками личного состава и боевой техники действующей армии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.44 г. полк награжден орденом Красного Знамени.
Приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота N 0384 от 13.05.44 г. для 65 авиационного полка установлен годовой праздник — 8 июня — в честь дня его формирования в 1942 году…».
15 декабря 1941 года В.И.Малышеву присвоено очередное воинское звание старший лейтенант. До мая 1943 года в составе 65-го АП ОН ВВС ВМФ командир звена В.И.Малышев перегнал на фронт 29 самолетов- истребителей. А к июню 1944 года на его счету было уже 105 лично перегнанных самолетов на фронт. В одном из наградных листов, говорилось:
«…перегнал без летных происшествий по маршрутам: Москва – Анапа, Саратов – Новороссийск, Горький – Миха-Цхакая (Черноморский флот), Саратов – Ленинград…».
Летом 1943 года группа летчиков полка была перенацелена на перегонку самолетов иностранного производства, которые поступали по поставкам ленд-лиза по южному коридору через территорию Ирана.
В книге Вячеслава Викторовича Филиппова: «Из Азербайджана на фронт» (история южной трассы ленд-лиза 1941-1945) говорится:
«…Перегон самолетов-истребителей из Ирана в СССР осуществляли специально созданные для этого 6-й и 71-й перегоночные истребительные авиационные полки (ПИАП).
К 6-му ПИАП с 5 июля 1943 года была прикомандирована эскадрилья морских летчиков из 65-го авиационного полка особого назначения ВВС ВМФ под командованием майора Елисеева М.В., и с 16 июля 1943 года – эскадрилья 982-го истребительного авиационного полка ПВО под командованием капитана Замарашкина В.И.
Боевая задача полка — перегон импортных самолетов-истребителей с авиабазы Абадан (Иран) в СССР на аэродромы Аджикабул и Кировабад и переучивание летчиков на импортную матчасть. Расстояние по маршруту до Аджикабула — 1290 км, до Кировабада — 1450 км, в пути надо преодолеть два горных перевала на высоте 10000–16000 футов…
Самолеты "Спитфайр" в Абадане, Иран.
…(…)… штаб полка с февраля по сентябрь 1943 года размещался в азербайджанском городе Аджикабул рядом с железнодорожной станцией Кази-Магомед, куда первоначально и перегонялись самолеты. С сентября 1943 года по ноябрь 1944 года штаб полка находился в г.Кировабад.
…(…)… С июля 1943 года к 6 ПИАП для перегонки самолетов прикомандированы:
- из 65 АП ОН ВВС ВМФ (Москва) — 10 человек…
…(…)...Несмотря на сложность маршрута (расстояние 1450 км с одной промежуточной посадкой в Тегеране, полет проходил на высотах от 3 до 5 тысяч метров в сложных условиях, через пустыню и два горных перевала), потери за год были минимальны — всего один летчик. Случаев потери ориентировки не было вовсе, хотя пыльные бури над пустыней иногда достигали высоты 6-7 тысяч метров…».
На 1 апреля 1944 года прикомандированный личный состав от 65 АП ОН ВВС ВМФ был определен в составе 6-го ПИАП как 3-я авиационная эскадрилья полка. На это время в штат эскадрильи входило всего 10 летчиков (оставались еще 4 вакансии).
В архивных делах 6-го ПИАП говориться, что личный состав за 1943 год перегнал 2386 самолетов-истребителей. Переучили на самолетах Р-39 «Аэрокобра» 17 летчиков, на самолетах Р-40 «Киттихаук» – 6, на самолетах «Спитфайр» – 3, на самолетах «Харрикейн» – 12. С 1 января по 20 июня 1944 года перегон из Тегерана в Кировабад на расстояние 745 км. Перегнали 1034 самолета. Переучили на Р-47 «Тандерболт» – 9 летчиков, Харрикейн – 8, Спитфайр – 9, Р-39 – 3. С 20 июня 1944 года по 1 января 1945 года перегнали из Ирана в СССР 511 самолетов, внутри СССР и на фронт 163 самолета.
В личной характеристике на В.И.Малышева, данной командиром 6-го перегоночного истребительного авиационного полка говорилось: «…летает на самолетах-истребителях отечественного производства: И-153, И-15, И-16, Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ла-5, Як-7 и на иностранных: «Харрикейн», «Киттихаук» и «Аэрокобра». Техника пилотирования отличная. Летает грамотно и уверенно в сложных метеоусловиях…». В июне 1944 года командованием 65-го авиационного полка Особого Назначения представлялся к ордену Ленина, но 22 июля 1944 года был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
После завершения Второй Мировой войны В.И.Малышев продолжил службу в авиации ВМФ. С 1 ноября 1945 года он был переведен на должность командира звена 32-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ, а с 13 ноября 1947 года – командир звена Управления 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ВВС КБФ. 31 мая 1949 года присвоено очередное воинское звание капитан. Уволен в запас 3 декабря 1955 года с должности штурмана наведения командного пункта 366-го базового района ПВО Лиепайской Военно-Морской Базы.
За годы войны и службы был награжден орденом Отечественной войны 1 степени (22.07.1944), тремя орденами Красной Звезды (24.07.1943, 19.08.1944, 15.11.1950), орденом Красного Знамени (30.12.1956), медалями «За боевые заслуги» (10.11.1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
И.Г.Прокофьев,
управляющий делами РОМО «Объединение «Отечество» РТ,
г.Казань. 26.1.2023.