Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024



Новости 2023 г.



НЕМЕЦКИЕ АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РАСКРЫВАЮТ СУДЬБЫ
ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ СОВЕТСКИХ ЛЕТЧИКОВ


Но начнем мы с цитирования советских архивных документов.

В оперативных документах штаба 232-й штурмовой авиационной дивизии 14-й Воздушной армии Волховского фронта есть боевой приказ командира дивизии на 13 января 1943 года. Напомним, что это был второй день операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.

Боевой приказ 232 ШАД. ВИПЦ.

Боевой приказ 232 ШАД. ВИПЦ.

Боевой приказ штаба 232-й штурмовой авиационной дивизии.

В документе говорится (приводится в сокращении, касаемо только 801-го ШАП):

«…Противник на правом фланге Волховского фронта на рубеже Липки, Вороново медленно отходит, оказывая упорное сопротивление наступающим нашим частям, одновременно подтягивает резервы по железной дороге Чудово – Тосно – Мга, Тосно – Шапки и грунтовым дорогам, идущих на восток от ж/д Чудово, Тосно, Мга…(…)…

801 ШАП – 13.01.43г., в период 10.00–15.30 бомбардировочными и штурмовыми действиями групп 2-4 Ил-2 не допускать ж/д перевозки на участке: Чудово, Тосно, Мга и уничтожать подходящие резервы, идущие по дорогам на восток от ж/д Чудово, Тосно, Мга.

Маршрут полета к цели и обратно – решением командира авиаполка. Удар первой группы 10.00, последующих согласно графика. Напряжение 24-32 самолетовылета.

При условии облачности не менее 400 метров, боевые действия полков обеспечивают сопровождением к цели и обратно 230 и 704 ШАП – 12 ИАП, 801 ШАП – 1 ГИАП…».

По итогам боевого дня в журнале боевых действий дивизии было записано:

«…Дивизия в течении дня 13 января 1943 года подавляла и уничтожала артиллерию, огневые средства и живую силу противника в опорных пунктах пос. Михайловский, пос. 1-й Эстонский, ст. Апраксин, ст. Сологубовка, Сиголово, разрушала ж/д полотно и эшелоны на станциях Чудово, Торфянное, Любань, Ушаки, Рябово, Бабино. Уничтожала резервы противника в районах Иваньково, Карловка, Метино, Рамцы.

Задача выполнена. Произведено 54 самолетовылета. Налет 47 часов 36 минут. Израсходовано: ФАБ-100 – 193 шт., РС-82 – 261 шт., ВЯ – 6600 шт., патрон ШКАС – 9340 шт.

Уничтожено и повреждено: Дзотов – 6, подавлен огонь батарей ЗА – 5, подавлен огонь на опорных пунктах – 1, разрушено ж/д полотно – 2, повреждено и разбито ж/д вагонов – 20, паровозов – 1, разбито вокзалов – 1, подвод – 6, автомашин – 7, гараж – 1. Рассеяно и частично уничтожено до 2-х взводов пехоты противника.

Три самолета Ил-2 (летчики: капитан Грашин, младший лейтенант Иванюхин, младший лейтенант Есаков) с боевого задания не возвратились…».

Так три летчика 801-го штурмового авиационного полка стали значиться в списках, пропавших без вести. К этому можно было еще добавить, что еще один Ил-2 из состава 801-го штурмового авиаполка, который пилотировал заместитель командира АЭ по политчасти старший лейтенант Виктор Алексеевич Образцов, был подбит и сел на вынужденную посадку в районе 25 км севернее ст. Будогощь (Киришский район Ленинградской области). Самолет был разбит, но летчик остался жив и вернулся в полк.


А теперь перенесемся в наши дни. Некоторое время назад многие российские исследователи истории авиации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стали использовать в своих работах документы немецких архивов. Эти документы хранятся в Федеральном архиве Германии, находящемся в городе Кобленц (федеральная земля Рейнланд-Пфальц). Большинство архивных дел оцифровано и доступно любому исследователю и не только по теме авиации, на сайте: www.bundesarchiv.de.

В коллекции архива значительную нишу занимают документы Люфтваффе (немецкой авиации). Кроме этого, большинство подразделений зенитной артиллерии немцев также находились в ведении Люфтваффе, и поэтому документы немецких зенитчиков также интересуют историков авиации. Именно в этих документах находятся интересующие многих исследователей данные о сбитых советских самолетах.

Так в конце 2022 года на поисковом форуме «Тризна» в разделе «Авиация» Андрей Баранов, один из исследователей немецких архивных документов, стал выкладывать в общий доступ выявленные им в Федеральном архиве Германии документы немецких зенитчиков. В этих донесениях (зачастую с приложениями и схемами) указывались даты и место события, тип сбитого самолета, иногда координаты или географические привязки куда упал самолет. В некоторых документах приводились номера, которые были обнаружены немецкими солдатами на обломках советских самолетов. Правда не всегда указываются заводские номера самолетов и моторов, зачастую встречаются переписанные или перерисованные бирки с различных агрегатов самолетов или моторов, найденные немцами на месте падения (иногда в приложениях встречаются и сами шильдики). Эти номера являлись подтверждением того, что самолет действительно был сбит и говорило о том, что на данном месте падения самолета побывали представители немецкого подразделения, заявившего эту победу.

В нашем случае Андрей Баранов разместил документы под названием «Abschusmeldung» (что в переводе с немецкого, буквально – «Донесения о сбитии», «Донесение о воздушной победе») 833-го и 431-го зенитных полков, в которых говорилось о сбитых советских самолетах Ил-2. На каждый самолет были составлены отдельные донесения, в которых указывалось: дата, точное время, высота, номера дивизионов и полков (которые подбили пролетавшие самолеты), тип подбитого (сбитого) самолета, характер полученного повреждения и описывался результат работы зенитчиков, судьба экипажа. Кроме этого, к некоторым донесениям прикладывались карты или схемы, где наносились расположения зенитных батарей, ведущих огонь, и места падений самолетов.

Немецкие 37-mm зенитки.

Немецкие 37-mm зенитки.

Ознакомиться и изучить данные документы нам помогли наши друзья и единомышленники – историк-исследователь Константин Борисович Стрельбицкий (г.Москва) и журналист-поисковик Ирина Васильевна Филатова (г.Калачинск Омской области), которые сделали доскональный перевод этих донесений. Все донесения были датированы 13 января 1943 года. В них говорилось, что артиллерийскими дивизионами указанных полков в районе станции Любань были сбиты три наших самолета.

В первом донесении указывалось время: 10.34. Здесь следует отметить, что немцы в своих документах отражали свое «берлинское» время, которое имело отклонение от московского в один час. Поэтому выходило, что по советскому времени самолет был сбит 11.34. К донесению были приложены две схемы (причем одна из них была очень подробная), на которых указывалось, что сбитый самолет Ил-2 заходил для удара по ж/д станции Любань с севера вдоль железной дороги, и подбитым упал 1,5 км западнее станции Любань. На схеме точно указывалось, что самолет упал на окраине поселка Любань, рядом с дорогой, которая вела на деревню Кирково.

Немецкое донесение о самолете Есакова.

Немецкое донесение о самолете Есакова.

Только-только взглянув на эту схему, нам стало понятно, что речь идет о самолете Ил-2 из состава 801-го штурмового авиационного полка, который пилотировал младший лейтенант Владимир Петрович ЕСАКОВ. Дело в том, что место падения этого самолета было обнаружено и останки летчика в 2011 году были торжественно захоронены на воинском мемориале «Березовая аллея» в пос. Любань Тосненского района Ленинградской области.

А история поиска этого самолета была такова: в 2007 году после очередной торжественно-траурной церемонии захоронения погибших летчиков в пос. Любань к поисковикам подошли местные жители, которые рассказали, что на территории самой Любани находится место падения советского самолета. Одна из женщин – Клавдия Петровна Веселова, рассказывала, что еще в 1948 году местные мужики доставали из воронки останки летчика. Место падения самолета находилось в районе лесопункта (район между городом Любань и пос. Сельцо). Со слов Клавдии Петровны, были обнаружены документы летчика, которые местные жители сушили на солнце. Из найденных документов она помнила только то, что летчик был родом из Москвы 1919–1922 года рождения. На отдельном листке были стихи, посвященные девушке. Рассказать о дальнейшей судьбе документов и останков летчика она не смогла. Со слов еще одного жителя Любани стало известно, что действительно многие местные жители рассказывают, что в этом районе иногда находят обломки самолета. Якобы в послевоенные годы вытащили только верхнюю часть туловища летчика, а остальное осталось в обломках самолета.

После услышанного рассказа поисковики из отрядов «Любань» и «Рубин», входящие в Общественный фонд поисковых отрядов Ленинградской области, выехали на место. К сожалению, местные жители, которые в тот раз с нами выехали, не смогли точно показать место падения самолета, указанный район находился в зарослях кустарника между городом Любань и поселком Сельцо.

В октябре 2010 года место падения наконец-то удалось разыскать поисковикам отряда «Любань», которые в течении нескольких дней раскапывали воронку, которая за эти годы оплыла и затянулась, так как оказалось, что место падения находилось недалеко от речки Тигоды и в весеннее паводки уходило под воду.

Место падения самолета Есакова.

Место падения самолета Есакова.

При проведении поисковых работ поисковикам удалось извлечь из воронки раздробленные останки пилота, который был одет в теплый меховой комбинезон и унты. Обрывки одежды неплохо сохранилась, так как глина послужила хорошим консервантом. Это говорило о том, что обнаруженные ранее документы летчика, скорее всего были найдены рядом с воронкой, с частью выброшенного при взрыве телом летчика. Также удалось найти дублированные заводские номера самолета и мотора. Так, на бронелистах, защищающих моторный отсек с двух сторон, был нанесен краской номер 1047, а на обломках мотора в нескольких местах был продублирован номер 2692.

Проведя исследовательскую работу с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации было установлено, что на самолете Ил-2 № 301047 с мотором АМ-38 № 292692 из состава 801-го штурмового авиационного полка не вернулся с боевого задания по нанесению бомбоштурмового удара по железнодорожной станции Чудово старший сержант ЕСАКОВ Владимир Петрович. Его самолет был потерян из виду другими летчиками при возвращении с боевого задания в районе станции Любань.

В донесении о потерях самолета указывалось, что воинское звание летчика старший сержант, а в донесении по учету безвозвратных потерь звание Владимира Петровича Есакова было указано как младший лейтенант. Дело оказалось в том, что приказ о присвоении офицерского звания пришел в полк с запозданием.

Захоронение останков летчика В.П.Есакова.

Захоронение останков летчика В.П.Есакова.

9 мая 2011 года состоялась торжественно-траурная церемония захоронения. Останки Владимира Петровича Есакова были захоронены на воинском мемориале «Березовая аллея».

Совсем немного повоевал 19-летний паренек Владимир Есаков. К сожалению, даже в Центральном архиве Министерства обороны в его учетных документах не сохранилось его фотографии.

Родился Владимир Петрович ЕСАКОВ в 1924 году в городе Москве (в учетно-послужной карточке год рождения указан как 1923). В школе вступил в комсомол. Окончил восемь классов. В 1941 году Кировским РВК города Москвы был мобилизован в Красную Армию. По адресу город Москва, ул. Чайковского, д.16, кв.65 остался проживать его отец Петр Васильевич Есаков.

15 августа 1942 года его зачисляют курсантом в Балашовскую военную авиационную школу пилотов. В сентябре 1942 года школу срочно эвакуируют в город Славгород Алтайского края. В конце 1942 года В.П.Есаков окончил военную школу по ускоренной программе и с присвоением воинского звания сержант его направляют для прохождения дальнейшей службы на Калининский фронт. По приказу командующего 1-й Воздушной армии его назначают на должность старшего летчика в 801-й штурмовой авиационный полк 232-й штурмовой авиационной дивизии.

В конце декабря 1942 года полки 232-й ШАД перебрасываются под Ленинград, для участия в операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда и входят в состав 14-й Воздушной армии Волховского фронта.


Второе донесение тоже было датировано 13 января 1943 года (перевод с немецкого):

«… в 8:40 утра, в 2-х километрах восточнее Белово (южнее н.п. Шапки), на высоте 50-80 м подразделениями 2, 3, 4 дивизионов 833-го зенитного полка, 3 и 4-го дивизионов 431-го зенитного полка был сбит самолет Ил-2.

Заводской № 9026, структурный № 1879026, мотор № ЗНС 31501 разрушен.

Раненый летчик совершил вынужденную посадку с немецкой стороны фронта и был пойман воинской частью 28-го Армейского корпуса. Летел курсом от 5 до 11, позже – 1.

Самолет в районе Померанье был обстрелян, получил множественные повреждения правого горизонтального оперения и пошел на Любань, пролетел еще 25 км. Северо-западнее Любани вторичными ударами плоскость разорвана. Мотор несколько раз останавливался. Замечено пламя с черным дымом. Ил-2 развернулся, поменял курс на 12, начал резко терять высоту и скрылся в тумане (или дымке).

Немецкие самолеты в воздух не поднимались. Было произведено 73 выстрела калибра 37 мм, применялись патроны для фугасных гранат…».

Немецкое донесение предположительно о самолете Грашина.

Немецкое донесение предположительно о самолете Грашина.

Кроме этого в донесении указывались координаты расположения немецких зенитных батарей, но схемы к донесению не прилагалось. Но самое главное в донесении указывался заводской номер самолета – 1879026. Проверив накопленную за годы историко-архивных исследований базу данных на потерянные в годы войны самолеты и моторы Красной Армии, мы сразу же поняли о каком самолете идет речь. Здесь следуют отметить, что указанный номер 31501 как номер мотора, к заводскому номеру мотора никакого отношение не имел. Скорее всего, немецкие солдаты, осматривая обломки самолета, переписали для отчета, один из технологических номеров, который увидели на обломках двигателя.

Согласно архивных документов ЦАМО РФ было известно, что самолет Ил-2 № 1879026 с мотором АМ-38 № 294464 был в составе 801-го штурмового авиационного полка. 13 января 1943 года на данном самолете при выполнении боевого задания в районе Любани пропал без вести заместитель командира АЭ по политчасти капитан ГРАШИН Иван Павлович. Также по другим архивным документам было известно, что капитан И.П.Грашин попал в плен 13 января 1943 года в районе Любань. 29 (30) января 1943 года был доставлен в лагерь для военнопленных летчиков в польском городе Лодзь.

Карточка на советского военнопленного И.П.Грашина.

Карточка на советского военнопленного И.П.Грашина.

Карточка на советского военнопленного И.П.Грашина.

Родился Иван Павлович ГРАШИН в селе Рязаново Инсарского уезда Пензенской губернии 7 сентября 1911 года (в годы войны Мордовская АССР, Старо-Шайговский район). В городе Рузаевка окончил 7 классов средней школы, работал слесарем. В августе 1933 года был призван Рузаевским РВК в ряды Красной Армии. Окончил Энгельскую военную авиационную школу пилотов. Его супруга Анна Васильевна Грашина проживала по адресу: Читинская область, ст. Бада, ж/д им. Молотова, п/я № 7, д.8, кв.26. На 1945 год указан следующий адрес: ст. Бада, пос. им. Макарова, корпус №18 (сейчас станция Бада относится к Хилокскому району Забайкальского края).

Начало Великой Отечественной войны встретил в составе 624-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, который на вооружении имел самолеты СБ. В декабре 1941 года полк был переброшен в состав Северо-Западного фронта, где вошел в состав 6-й смешанной авиационной дивизии. При переформировании полка в штурмовой, в июне 1942 года старший политрук И.П.Грашин был переведен в состав 230-го штурмового авиационного полка Калининского фронта, затем 13 октября 1942 года в состав 801-го ШАП.

Из плена Ивана Павловича освободили в 1945 году. В Управление кадров ВВС Красной Армии он прибыл только 22 мая 1945 года. Направлен на специальную проверку в состав 32-го запасного стрелкового полка 12-й запасной стрелковой дивизии (ст. Алкино, Башкирская АССР). После проверки был уволен из рядов Красной Армии 5 июня 1945 года (по другим данным 27 ноября 1945 года).

Но давайте вернемся к немецкому архивному документу. В донесении зенитчиков было записано, что подбитый самолет Грашина совершил вынужденную посадку в районе 2 км восточнее дер. Белово (южнее н.п. Шапки). Причем в донесении говорилось, что летчик имел ранения, а мотор самолета разрушен, что говорило о жёсткой вынужденной посадке. К сожалению, к указанному донесению не было схемы. Поэтому, для географической «привязки», нам пришлось указанное место падения самолета наносить на современную карту весьма приблизительно.

И вот тогда мы обратили внимание, что в 1,5 км восточнее от бывшей деревни Белово (на дороге Любань – Шапки), еще в середине 2000-х годов нами было обнаружено место падения и обломки неизвестного самолета Ил-2.

Поисковики на месте падения самолета Ил-2 в Белово. Сентябрь 2005 г.

Поисковики на месте падения самолета Ил-2 в Белово. Сентябрь 2005 г.

Первоначально место падения было обнаружено в 2003 году поисковым отрядом «Рубеж-2» из города Пушкин, под руководством Александра Лайтаренко. Осенью 2005 года на этом месте мы уже работали сводной группой поисковиков из отрядов «Рубеж-2», кингисеппского «Форпоста» (под руководством Виктора Костюквича) и питерского «Рубина» (под руководством Николая Михайлова). А в октябре этого же года Общественный Фонд поисковых отрядов Ленинградской области провел на этом месте поисковую экспедицию в рамках ежегодного итогового семинара-практикума, где приняли участие свыше 40 поисковиков из большинства поисковых отрядов Ленинградской области. В результате всех этих выездов и работ было проведено доскональное обследование места падения этого самолета Ил-2. Оказалось, что обломки самолета была растащены на большое расстояние от эпицентра падения. К этому добавлялся и тот факт, что место падения находилось относительно рядом от хорошо проезжей дороги Любань – Шапки, и поэтому в послевоенное время большие обломки самолета были вывезены в металлолом. Кроме этого, выяснилось, что в конце 80-х в этих местах проводилась вырубка леса, и прямо по месту, где находилась кабина самолета, прошел волок.

Находки на месте падения самолета Ил-2 в Белово.

Находки на месте падения самолета Ил-2 в Белово.

Тем не менее, нам удалось обнаружить две пряжки от парашюта с кусочками парашютных лямок, приборы, стрелянные гильзы в ленте от пулемета ШКАС – 1940 и 1941 годов выпуска. На одном куске брони керном был выбит номер 12704. На держателе для баллонов с кислородом был выбит номер 3501, а на креплении направляющих для РС номер 211. Но всё это были технологические номера. К сожалению, заводских номеров самолета и мотора мы не нашли. Тем самым, данный самолет «завис» в нашей базе найденных самолетов и оставался в списках не установленных.

Но опять же, точно утверждать, что данное место падения самолета Ил-2 относится к месту жёсткой вынужденной посадки капитана Грашина, мы не можем. Хотя, и место падения приблизительно совпадает с указанными топографическими ориентирами из немецкого донесения, и на месте падения были найдены элементы парашюта, который И.П.Грашин мог вполне логично бросить на месте после приземления. Но, еще раз напомним, что без подтверждения этой версии обнаруженными номерами самолета или мотора, говорить об этом рано.


А вот третий немецкий архивный документ стал для нас самым потрясающим. К этому донесению тоже не была приложена карта-схема, но в документе указывались точные координаты места падения самолета и был указан его заводской номер: Ил-2 № 1879625. По нашей базе данных, основанной на архивных документах Центрального архива Министерства обороны РФ, этот самолет относился к потере 801-го штурмового авиационного полка. Он значился пропавшим без вести 13 января 1943 года в районе Любани. Пилотировал этот самолет младший лейтенант Виктор Иванович ИВАНЮХИН.

Немецкое донесение о самолете Иванюхина.

Немецкое донесение о самолете Иванюхина.

Как говорилось выше, в донесении вместо топографической привязки к местности место падения самолета было указано в виде координат. Но проблема была в том, что они были указаны «в немецких координатах»: «…R. 6402.3 H. 6580.8...».

Разобраться с ними и привести их в соответствие с нашей системой помогли коллеги Константин Борисович Стрельбицкий (г.Москва) и Сергей Николаевич Соловьев (г.Анапа). В пересчете вышло, что место падения самолета находилось в точке с нашими принятыми координатами, где указывались градусы, минуты, секунды: N59°19'47.8 Е31°17'00.9.

Координаты места падения самолета Иванюхина.

И вот получив эти данные, мы занесли их на компьютерную карту. И каково же было наше удивление и потрясение! Эти координаты полностью (со смещением всего 50 метров) совпали с координатами обнаруженного нами еще в 2000-е годы тоже неизвестного самолета Ил-2. Тем самым, нам наконец-то стало известно имя погибшего пилота!

История данного самолета была нам известна еще со слов и записей любанского исследователя истории родного края, ветерана Великой Отечественной войны Германа Федоровича Чекура.

Герман Федорович Чекур.

Герман Федорович Чекур.

В его записях говорилось, что данный самолет упал зимой 1942-1943 годов рядом со старой лесной дорогой, которая шла параллельно железной дороге Ленинград – Москва. Труп погибшего летчика был похоронен рядом с самолетом. В 1963 году при проведении мероприятий по укреплению воинских захоронений, данную могилу перенесли на братское воинское захоронение на гражданском кладбище в деревне Померанье.

Но спустя какое-то время, на месте бывшей могилки (в 1980-е годы), на могильном холмике появилась табличка: «Неизвестной летчице, погибшей за освобождение Любани. 1942 год».

Табличка «Неизвестной летчице, погибшей за освобождение Любани. 1942 год». Фото 2002 г.

Табличка «Неизвестной летчице, погибшей за освобождение Любани. 1942 год». Фото 2002 г.

Но, с этой надписью был категорически не согласен Герман Федорович Чекур. К этому же склонялись и мы, так как за многолетние архивные исследования нами были установлены сведения о всех женщинах, воевавших в составе ВВС на Ленинградском и Волховском фронтах. И ни одна из погибших никак не подходила к данному месту. Тем более, к этому времени мы обследовали прилегающую территорию к могиле и обнаружили рядом небольшую воронку от места падения самолета. По найденным немногочисленным фрагментам, удалось установить его тип – это оказался одноместный вариант самолета Ил-2.

Челябинские поисковики на месте падения самолета Иванюхина. 2002 г.

Челябинские поисковики на месте падения самолета Иванюхина. 2002 г.

В 2002 году, по согласованию с местной администрацией, мы решили проверить старую могилу – можно было предположить, что в 60-е годы, мероприятия по перезахоронению могли быть символические. Совместно с бойцами челябинского поискового отряда «Булат» (руководитель Александр Васильевич Плаксин) мы провели обследования могилы. Результатом работы стало подтверждение сведений о перезахоронении – останков погибшего летчика в могиле не было. Но там оставались брошенные за ненадобностью элементы от парашютной системы (карабины и пряжки) – это говорило о том, что изначально погибший летчик был похоронен завёрнутым в шелк парашюта. К сожалению, найти каких-либо номерных фрагментов или обломков самолета и мотора нам не удалось. И тем самым, могила на Померанском кладбище так и оставалась с надписью: «Неизвестный летчик».

И вот теперь благодаря немецким архивным документам, работе поисковиков и исследователей истории военной авиации, удалось вернуть имя пропавшего без вести из забвения! Этим пилотом, чья судьба долгое время оставалась неизвестной, чье имя так долго шло к нам через годы – оказался Виктор Иванович ИВАНЮХИН.

Родился Виктор Иванович Иванюхин в 1921 году в селе Марково Спас-Деменского уезда Калужской губернии (в годы войны Спас- Деменский район Смоленской, в настоящее время Калужской области). В 30-е годы семья переехала в город Москву, где Виктор окончил 8 классов средней школы. Родители отец Иван Титович и мать Александра Григорьевна проживали: г.Москва-23, Большой Семеновский переулок, д.51, кв.3.

В Красную Армию В.И.Иванюхин был призван в 1940 году Сталинским РВК г.Москвы. В 1942 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов с присвоением воинского звания сержант (запись от 28.08.1942). Для прохождения дальнейшей службы направлен на должность пилота в состав 801-го штурмового авиационного полка. В донесении 232-й ШАД в феврале 1943 года говорилось: летчик 801-го ШАП сержант Иванюхин Виктор Иванович пропал без вести 13 января 1943 года, не вернулся с боевого задания из района Любань на самолете Ил-2 № 1879625 с мотором АМ-38 № 292242. Первоочередное воинское звание младший лейтенант В.И. Иванюхину было присвоено уже после его смерти…

Воинские могилы на кладбище деревни Померанье.

Воинские могилы в деревне Померанье.

И вот теперь, спустя 80 лет после свой смерти, имя погибшего летчика обретет свою память, и будет увековечено на могиле Померанского кладбища под Любанью, где еще много безымянных могил. А значит, дело которым мы занимаемся еще актуально и востребовано. И самое главное это – нужно нам, нужно живым!

Могила летчика на кладбище деревни Померанье.

Могила летчика на кладбище деревни Померанье.

Данная история еще раз наглядно показывает как важно в архивно-исследовательской работе использовать все возможные источники, тем более, что в настоящее время все больше и больше таких документов появляется в открытом доступе.

И.Г.Прокофьев,
управляющий делами РОМО «Объединение «Отечество» РТ,
специалист ВИПЦ,
г.Казань. 9.2.2023.



Наверх