1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2023 г.
ПОИСКОВИКИ ТАТАРСТАНА ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ОЧЕРЕДНОЙ
АВИАЦИОННОЙ ПОИСКОВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В МУРМАНСКУЮ ОБЛАСТЬ
В период с 18 по 25 марта 2023 года инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» из представителей поисковых отрядов «Разведка», «Бентос», «Татнефть-Поиск» Региональной молодежной общественной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан совместно с представителями поискового отряда «Икар» (г.Мурманск), аквалангистами мурманского дайвинг-клуба, представителями музейного комплекса «Экологический этнографический комплекс «Поморская тоня Тетрина», были продолжены работы на месте падения самолета Пе-3бис из состава 95-го истребительного авиационного полка Особой морской авиагруппы ВВС Северного флота, пропавшего без вести при перелете с аэродрома Ваенга (г.Североморск Мурманской области) на аэродром Ягодник (г.Архангельск) 8 мая 1943 года.
Тогда, 8 мая 1943 года, при перелете пропали без вести два самолета Пе-3. Один из них, разбился в районе Бабозера. Место его падения было обследовано инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» в мае 2021 года.
Экипаж погибшего самолета в составе летчика, младшего лейтенанта Свириденко Ивана Ермолаевича, штурмана, младшего лейтенанта Лудцева Степана Федоровича, механика по радио, старшего техника-лейтенанта Бойцова Ивана Николаевича и авиамеханика старшего, техника-лейтенанта Грудина Василия Александровича были изначально захоронены 5 июня 1958 года захоронены в поселке Краснощелье Ловозерского района Мурманской области, а 7 сентября 1967 года их торжественно перезахоронили в центральном поселке района Ловозеро, на берегу реки Вирма.
История же самолета, который обследовали поисковики в этот раз, была следующей.
Первоначально место падения удалось найти охотникам из села Варзуга в мае 1947 года. Тогда было обнаружено тело одного погибшего члена экипажа, перевезено в село Варзуга и похоронено на сельском погосте (Успенское кладбище). У погибшего были обнаружены орден Красной Звезды и документы на имя старшего авиамеханика 2-й АЭ старшего техника-лейтенанта Ивана Михайловича Дробного. В 1982 году на сельском кладбище были захоронены останки еще одного члена экипажа, тоже доставленного охотниками с этого же самолета. Имя погибшего установить не удалось. После этого, в 1983 году на месте падения самолета побывали военнослужащие ВВС Северного флота под руководством полковника Владилена Алексеевича Бондаренко (начальник отдела кадров ВВС СФ), который был идейным вдохновителем и создателем музея авиации ВВС СФ в поселке Сафоново Мурманской области. В октябре 1985 года на место падения самолета военнослужащими Северного флота была предпринята еще одна экспедиция, с целью вывести для музея хорошо сохранившийся хвост самолета. При обследовании были обнаружены еще разрозненные останки членов экипажа самолета и они также были доставлены в село Варзуга, а в 1986 году были захоронены в уже существующую братскую могилу. Кроме этого, В.А.Бондаренко была проведена большая архивно-исследовательская работа, благодаря которой удалось установить имена членов экипажа погибшего самолета и находящився на его борту пассажиров. Так стало известно, что 8 мая 1943 года погибли:
- летчик 2 АЭ старшина (младший лейтенант с 18.04.1943) Новиков Иван Никифорович, 1923 г.р.;
- воздушный стрелок-бомбардир 2 АЭ младший лейтенант Соколов Михаил Дмитриевич, 1917 г.р;
- авиамеханик 2 АЭ старший техник-лейтенант Бройтман Цезарь Петрович, 1915 г.р.;
- старший авиамеханик 2 АЭ старший техник-лейтенант Дробный Иван Михайлович, 1918 г.р.
Кроме этого на борту самолета находился заместитель командира 2 АЭ по политчасти, капитан Стерин Григорий Абрамович 1915 г.р. Это удалось выяснить В.А.Бондаренко при переписке с ветеранами 95-го ИАП и проведении архивно-исследовательской работы. Изначально, в соответствии с оперативной сводкой штаба ВВС СФ, капитан Г.А.Стерин значился пропавшим без вести в составе экипажа старшины Свириденко, который разбился у Бабозера.
В результате поисковой экспедиции, проведенной на этом месте в июне 2022 года, были обнаружены останки еще одного члена экипажа самолета, не найденного ранее. При погибшем были обнаружены личные вещи, истлевший партийный билет и медаль «За боевые заслуги», которой в мае 1942 года был награжден Цезарь Петрович Бройтман.
Останки погибшего и личные вещи были переданы поисковиками руководителю проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» Александру Борисовичу Комарову (п.Умба) для дальнейшего захоронения по согласованию с администрацией Терского района Мурманской области в селе Варзуга, где похоронены останки других членов экипажа погибшего самолета.
Для объективности следует отметить, что со слов местных жителей в конце 1980-х – начале 1990-х годов в село Варзугу приезжали военнослужащие одного из авиагарнизонов ВВС СФ для переноса братской могилы. Забрали с могилы немного земли и убрали установленный на могиле обелиск. Тем самым, в 1992 году на воинском кладбище в пос. Катунино Приморского района Архангельской области (а это по прямой 290 километров, через всё Белое море) появилась братская могила экипажа данного самолета. Воинское захоронение было паспортизировано и в учетной карточке указаны имена погибших.
В 2021 году инициативной группой проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» (пос. Умба Терский район Мурманской области) уничтоженное воинское захоронение на Успенском кладбище в селе Варзуга было восстановлено. Причем, на могилу был установлен именно тот бетонный обелиск с красной звездой, который возвышался над ней ранее, и находился поваленным рядом со старой могилой.
Тем самым, после проведения торжественно-траурной церемонии захоронения останков старшего техника-лейтенанта Ц.П.Бройтмана в селе Варзуга, поисковикам совместно с местными органными власти и военного управления, еще придётся привести в соответствие документы учета воинских захоронений, как в самой Варзуге, так и в поселке Катунино Архангельской области.
В результате нынешней экспедиции поисковиками были извлечены из болота многочисленные обломки и фрагменты самолета, которые в последствии будут использованы в проекте «Крылья Татарстана» по восстановлению и реставрации в Казани самолета Пе-2 и пополнения музейной коллекции под открытом небом на базе музейного комплекса «Экологический этнографический комплекс «Поморская тоня Тетрина» (Терский район Мурманской области).
Поисковики Татарстана выражают искреннюю благодарность за поддержку и помощь в проведении данной экспедиции руководителю проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» Александру Борисовичу Комарову (п.Умба), руководителям поисковой группы «Икар» (Мурманская область) Валерию Петровичу и Владимиру Валерьевичу Чернышовым, аквалангистам мурманского дайвинг-клуба Игорю и Андрею Пустоваловым, Евгению Решетову, Анатолию Каширскому.
Особую благодарность поисковики Татарстана выражают генеральному директору ПАО «Татнефть» Наилю Ульфатовичу Маганову и АНО «Поисковый отряд «Высота-116» (г.Альметьевск) за оказанную помощь в подготовке и оснащении экспедиции.
Данная экспедиция проводилась в рамках двух проектов авиационной направленности «Небо Родины» и «Крылья Татарстана».
«Крылья Татарстана» - проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и ПАО «Татнефть».
Проект «Небо Родины» объединяет информационные, методические и организационные ресурсы участников «Поискового движения России», занимающихся поиском пропавших самолетов.
И.Г.Прокофьев,
управляющий делами РОМО «Объединение «Отечество» РТ,
г.Казань. 27.3.2023.