1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2023 г.
УДАЛОСЬ УСТАНОВИТЬ ИМЕНА ЛЕТЧИКОВ, ПОГИБШИХ В 1942 ГОДУ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТИИ
На днях, благодаря архивным данным удалось установить имена членов экипажа самолета, разбившегося в 1942 году в Каракулинском районе Удмуртской Республики. А история данного поиска началась в этом году, когда поисковики провели на территории района семинар-практикум «Небо Родины».
Напомним, что данное мероприятие прошло 16–18 июня 2023 года, в котором приняли участие представители поисковых отрядов Региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан и Удмуртской республиканской молодежной организации «Долг».
Такие семинары проводятся в рамках проекта «Небо Родины», объединяющего информационные, методические и организационные ресурсы поисковиков и историков-исследователей военной авиации, занимающихся поиском пропавших самолетов.
Полевые работы проводились в районе бывшего населенного пункта Большие Калмаши Каракулинского района Удмуртской Республики. По легенде, которую рассказали местные жители, зимой 1942 года в этом районе разбился советский двухмоторный самолет. Тела четырех погибших членов экипажа были похоронены местными жителями на сельском кладбище.
В ходе трёхдневных полевых работ поисковикам Удмуртии и Татарстана удалось локализовать основное место падения самолета. На месте были обнаружены многочисленные мелкие обломки самолета и моторов, которые полностью подтвердили информацию, что в этой катастрофе погиб дальний бомбардировщик ДБ-3ф.
Кроме этого, при обследовании старого сельского кладбища в бывшей деревне Большие Калмаши выяснилось, что воинское захоронение погибшего экипажа самолета не состоит на государственном учёте и не паспортизировано. Над могилой в настоящее время находится обелиск, на котором записано: «Вечная Память воинам-летчикам, погибшим на нашей земле». К сожалению, имена погибших оставались неизвестными.
В преддверии полевой экспедиции специалисты Всероссийского информационно-поискового центра (г.Казань) провели архивно-исследовательскую работу, в результате которой удалось установить, что 23 марта 1942 года на этом месте разбился самолет ДБ-3ф из состава 455- го дальнебомбардировочного авиационного полка. Самолет перегонялся из города Красноярска в город Ярославль для авиационных полков формирующейся там 36-й авиационной дивизии Авиации Дальнего Действия (АДД).
Пилотировал данный самолет летчик лейтенант Колодкин Александр Аверьянович, 1916 г.р., уроженец д.Дворище Богородского района Кировской области. В извещении, которое было выслано в адрес его жены Таисии Емельяновны, говорилось, что он захоронен на кладбище в селе Большие Калмаши.
Колодкин Александр Аверьянович.
Достоверно узнать и подтвердить имена других членов экипажа погибшего самолета тогда не удалось. Лишь при внимательной обработке баз данных по личному составу ВВС Красной Армии, созданных поисковиками за годы архивной и исследовательской работы с различными документами, было предположительно установлено, что в этот же день из состава 455-го ДБАП значатся погибшими без указаний обстоятельств и точного места захоронения следующие военнослужащие:
- старший авиамеханик младший воентехник Рупеко Владимир Григорьевич, 1918 г.р., уроженец: Иркутская область Эхирит-Булагатский район участок Тургеньевский. Его мать Рупеко Елена Семеновна, проживала по адресу: Иркутская область с.Баяндай. Кадровый, в Красной Армии с 1938 года. До 455-го ДБАП проходил службу в составе 204 ДБАП, затем в 53 ДБАП;
- воздушный стрелок-радист сержант Линович Зуня Владимирович, 1909 г.р., уроженец: Белорусская ССР, Полесская область, с.Калинковичи. Его жена Линович Фаня Даниловна, проживала по адресу: г.Ленинград, Фрунзенский район, ул.Достоевского, д.4, кв.4 (по другим документам: кв.28). Мобилизован Фрунзенским РВК города Ленинграда 25.06.41г. (по другим данным 16.07.41г.). В одном из архивных документов учтен как Липович Зуся Владимирович. До 455-го ДБАП проходил службу в составе 203 ДБАП.
К сожалению, сведений о четвертом члене экипажа самолета поисковикам найти не удалось. Поэтому предстояла кропотливая работа с документами Центрального архива Министерства обороны РФ. И вот сейчас благодаря поддержке депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателя регионального отделения Российского военно-исторического общества в Удмуртской Республике Ларисе Николаевне Бурановой удалось получить архивную справку из Центрального Архива Министерства обороны РФ, в которой указывались полные данные на погибший экипаж самолета.
И.Г.Прокофьев передает Л.Н.Бурановой книги с исследованиями авиакатастроф.
Тем самым удалось подтвердить нахождение на борту разбившегося самолета воентехника 2 ранга (так звание погибшего указано в архивной справке) Рупеко Владимира Григорьевича (в справке указано, что на станции Баяндай Иркутской области также проживала его жена Рупеко Анна Григорьевна).
Четвертым неизвестным для поисковиков членом экипажа самолета оказался стрелок-бомбардир старший сержант Елкин Михаил Матвеевич, 1919 г.р., уроженец: Орловская область, Мценский район, д.Азарово. Кадровый, в Красную Армию призван в 1939 году Приморским РВК города Ленинграда. Его отец Елкин Матвей Антонович проживал по адресу: Алтайский край г.Барнаул, дом 5 ИТР (дом инженерно-технических работников) кв.26.
Единственно, что в архивной справке не указан воздушный стрелок-радист самолета Зуня Владимирович Линович. Но, это объясняется тем, что основные данные на погибших получены из журнала боевых потерь 53-го ДБАП. А дело в том, что сержант З.В.Линович выписанный 25 октября 1941 года из Красноярского госпиталя ЭГ № 1515, после ранения полученного в составе 203-го ДБАП, был направлен в Красноярский военный пересыльный пункт, и оттуда направлен для прохождения дальнейшей службы сразу в состав 455-го ДБАП (это подтверждается именным списком 455-го ДБАП), и тем самым его гибель не была отражена в журнале потерь 53-го ДБАП.
Для пояснения добавим, что именно 23 марта 1942 года 53- й ДБАП 40 ДБАД был расформирован и его материальная часть и личный состав были переданы на укомплектование 455-го ДБАП 36-й АД Авиации Дальнего Действия с базированием на аэродроме Туношное (Ярославль). И как говорилось выше, разбившейся самолет как раз перегонялся экипажем из города Красноярска в город Ярославль. А согласно архивной справке погибшие А.А.Колодкин, М.М.Елкин и В.Г.Рупеко ранее проходили службу в составе 53-го ДБАП.
В настоящее время поисковики Удмуртской Республики и Республики Татарстан начинают поиск родных погибших летчиков. Данной публикацией обращаемся в адрес наших коллег-поисковиков и всех неравнодушных людей помочь нам в этом деле.
В скором времени имена погибших будут увековечены на могиле экипажа на старом Большекалмашском кладбище. Кроме этого, имена погибших членов экипажа будут в последствии увековечены на памятных досках мемориала землякам-участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов в центре села Малые Калмаши. А рядом с местом падения бомбардировщика будет установлен мемориальный знак, рассказывающий о данной катастрофе, с именами погибших летчиков.
И.Г.Прокофьев,
эксперт-координатор проектов
«Небо Родины» и «Крылья Татарстана».
г.Казань, ноябрь 2023.