1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2023 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ МОНИТОРИНГА ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ
ЗАХОРОНЕНИЯ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ЗАХОРОНЕНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ»
Рассмотрим «Методические рекомендации по проведению паспортизации и организации государственного учета воинских захоронений» в части захоронений ветеранов Великой Отечественной войны и захоронений в рамках проекта «Без срока давности».
Специалисты Всероссийского информационно-поискового центра (ВИПЦ) продолжают проведение мониторинга состояния воинских захоронений на территории Российской Федерации.
Ни для кого не секрет, что сотрудники ВИПЦ - это поисковики с многолетним стажем, и поэтому, как и все поисковики, регулярно принимают участие в работе полевых экспедиций. Но, в связи с основным направлением работы ВИПЦ, в ходе полевых командировок, еще одной задачей сотрудников ВИПЦ является по возможности, произвести осмотр, и зафиксировать состояние воинских захоронений, которые попадают в географический район полевого поиска. Поэтому, по итогам проведенных поисковых экспедиций, в базе ВИПЦ появляются не только отчетные документы поисковых отрядов (протоколы раскопов и эксгумации с фотофиксацией и акты захоронений), но и накапливается материал для анализа и обобщения состояния солдатских могил. Понятно, что полученная при осмотре захоронения, информация систематизируется и заносится в базу данных ВИПЦ. После этого, полученные сведения сопоставляются с уже имеющимися в свободном доступе материалами и документами, на интересующее нас захоронение. Таким образом получается актуальная картина происходящих изменений, связанных с захоронением (изменился-ли внешний вид, какие проведены охранные или реставрационные работы, захоронение пришло в неудовлетворительный вид, либо наоборот, благодаря реконструкции стало выглядеть лучше). Кроме этого, отслеживается информация, которая внесена в учетную карточку захоронения (паспорт), в которой должны отражаться изменения, связанные с количеством захороненных воинов, и именами погибших солдат и офицеров.
Так, в сентябре 2023 года в ходе проведения межрегионального семинара-практикума «Небо Родины» в Тамбовской области, специалисты ВИПЦ с другими участниками семинара, посетили сельское кладбище в селе Тулиновка Тамбовского района. По легенде от местных жителей, поисковики узнали, что на этом кладбище имеется воинское захоронение, в котором, со слов старожилов, были похоронены два члена экипажа, разбившегося в годы Великой Отечественной войны советского самолета ДБ-3ф (на месте падения которого и работали участники семинара-практикума). Могилу показали местные краеведы. Данная могила огорожена забором, и на постаменте установлен металлический памятник со звездой. На памятнике закреплена табличка, на которой указывается, что здесь покоятся неизвестные советские воины, погибшие в годы войны. Видно, что за могилой ухаживают, возложены венки и цветы, в цветочной клумбе установлена поминальная свеча. При посещении данного кладбища сотрудники ВИПЦ зафиксировали состояние воинского захоронения.
Вернувшись из экспедиции, данное захоронение было внесено в базу данных ВИПЦ, и настало время проверить сведения о нем, по доступным источникам. Оказалось, что в соответствии с базой данных ОБД «Мемориал», куда внесены все паспортизированные воинские захоронения, которые учтены Департаментом Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества данное воинское захоронение отсутствует. То есть, на государственном учете оно не состоит. Но проверяя все учетные карточки (паспорта) воинских захоронений в Тулиновке, которые были оформлены военным комиссариатом и администрацией Тамбовского района Тамбовской области, были выявлены оформленные документы на захоронения участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (ветеранов), умерших в послевоенный период естественной смертью.
Конечно же, могилы наших ветеранов, переживших все тяготы суровых лет Великой Отечественной войны должны находиться в надлежащем порядке, быть ухожены и благоустроены. И тем не менее, на взгляд специалистов ВИПЦ, к вопросу паспортизации таких захоронений, ответственные исполнители (отвечающие за паспортизацию) должны относиться более конструктивно и вдумчиво. Так в соответствии с положениями Департамента Министерства обороны по увековечению памяти погибших при защите Отечества данные захоронения – воинскими, не являются. Пример письмо Минобороны России от 10 октября 2023 года (исх.№ 328/2/3802) в адрес руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, где говорится о недостатках при составлении и представление в Минобороны паспортов воинских захоронений:
«…представление паспортов на захоронения военнослужащих – участников Великой Отечественной войны, умерших естественной смертью (не являются воинскими захоронениями)…»
Но, как мы знаем придание захоронению статуса - «воинское», определяется порядком установленным Законом Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее – Закон №4292-1), где говорится, что в соответствии со ст. 1 Закона № 4292-1 увековечению подлежит память:
«… - погибших в ходе военных действий, при выполнении других
боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;
- погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
- умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества,
независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести
в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении
служебных обязанностей;
- погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой
обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине…».
Тем самым, в законе однозначно прописаны условия придания захоронению статуса - «воинское», и в частности говорится: «…умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий…».
То есть вполне возможно, что умерший после войны участник Великой Отечественной войны мог скончаться по причине полученных в годы войны ранений, и срок наступления смерти определен законом как – независимый от времени. Тем самым, данное захоронение участника войны – будет являться воинским захоронением, без разницы когда умер бывший солдат в 1945 или 1965 году.
Но, как теперь (спустя десятилетия) установить ответственным исполнителям от военкоматов и местных администраций, которые отвечают за паспортизацию, эти параметры – следствием каких причин, стала смерть того или иного ветерана войны. Отталкиваться от даты смерти? Понятно, что первые десятилетия после Победы, многие участники войны (тогда, даже не имеющие статуса ветерана Великой Отечественной войны) умирали именно в результате полученных в ходе сражений увечий и ранений. Чуть позже уже стали уходить из жизни по старости… Но опять же, а кто знает критерии (обстоятельства), которые могли сказаться на их здоровье и жизни, после того, что им пришлось пережить в годы войны?
По нашему мнению, на сегодня это открытый вопрос.
Наверное, было бы правильней закрепить уход за данными захоронениями (захоронения участников-ветеранов войны) за каким-нибудь социальным ведомством органов государственной власти (социального обеспечения или социальной защиты граждан). Законодательно более детально определить статус данных захоронений.
В настоящее время захоронения ветеранов Великой Отечественной войны регламентируются Законом Российской Федерации "Об обращении с захоронениями и могилами" от 12 января 1996 года № 8-ФЗ, в котором говорится, что ответственность за уход за могилой лежит на законных наследниках покойного, если таковые имеются, и они не отказались от своих обязанностей. Если законные наследники отсутствуют, уход за могилой может быть возложен на органы местного самоуправления или на уполномоченных на то граждан. Отдельно стоит отметить, что согласно статье 4 указанного закона, уход за могилами ветеранов Великой Отечественной войны является "особым случаем охраны захоронений", и должен осуществляться в соответствии с установленными законом правилами.
Здесь необходимо заострить внимание на том, что придание захоронению статуса «воинское» возлагает на органы местного самоуправления по месту нахождения захоронения, обязанности по сохранению и благоустройству захоронения, установке охранной зоны и поддержанию мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших, в надлежащем состоянии. Тем самым, ставя (оформляя) на учет такие неоднозначные воинские захоронения, органы государственной власти сами на себя возлагают ответственность за их сохранность.
И еще один вопрос, который в ближайшем времени будет актуален, в вопросах увековечения памяти погибших в годы войны. Причем заметьте, мы не указываем в этом привычном словосочетании слова «защитников», а подразумеваем память всех погибших, в годы войны - и защитников, и жертв войны!
Сейчас мы затронем проект «Без срока давности», который направлен на сохранение исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
Всероссийский проект «Без срока давности» был инициирован Поисковым движением России и впервые представлен в декабре 2018 года на 40-м заседании Российского организационного комитета «Победа». В 2019 году Правительством Российской Федерации были разработаны поручения для руководителей субъектов, а также ряда министерств и ведомств по реализации проекта. В рамках проекта представителями ООД «Поисковое движение России» с другими добровольцами и следственными органами Российской Федерации проводятся поисковые экспедиции, с целью поиска гражданских захоронений с останками жертв нацистов – мирных жителей, стариков, женщин и детей. Ежегодно поисковики и следователи эксгумируют заброшенные и ранее неизвестные захоронения. Результатом данной работы становятся вновь образованные захоронения жертв геноцида Советского народа в годы Великой Отечественной войны. Только в период с 2019 года по настоящее время, на территории Российской Федерации обнаружены и торжественно захоронены останки свыше 2000 жертв войны (статистика не полная).
В соответствии с письмом Минобороны России от 10 октября 2023 года (исх.№ 328/2/3802) в адрес руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, где Департамент Министерства обороны по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяет, что захоронения мирных жителей, погибших (умерших) в ходе Великой Отечественной войны – воинскими, не являются. Значит учетная карточка (паспорт) захоронения не оформляется и на государственный учет Министерством обороны Российской Федерации не ставится.
Но как тогда быть с теми захоронениями, где церемонии захоронений обнаруженных останков поисковиками, производятся на уже существующих воинских мемориалах? Зачастую, одновременно проводят церемонии захоронения как останков военнослужащих, погибших в боях, так и останков жертв войны, обнаруженных, в так называемых расстрельных ямах, или санитарных захоронениях.
Кроме этого, при эксгумации захоронений жертв войны, зачастую в одной яме находят останки советских военнопленных – военнослужащих Красной Армии, партизан, подпольщиков (которые приравнены к воинам) и мирных жителей (женщин, детей, стариков).
Как указывать в учетных карточках (паспортах) данных захоронений сведения о количестве захороненных военнослужащих, и мирных жителей?
Можно предположить, что данные захоронения было бы правильней регистрировать и ставить на государственный учет как Памятники культурного наследия. Но, здесь необходимо предусматривать, наличие дополнительных площадей под новые захоронения. Так как внесения изменений в проектные документы данных мемориалов весьма проблематично.
Можно пойти по примеру Республики Беларусь, где аналогичное нашему российскому Департаменту Минобороны России, существует Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь. Где видно даже по названию учреждения, что априори предусматривается работа и с захоронениями жертв войн.
Информацию подготовил И.Г.Прокофьев,
ВИПЦ, г.Казань.