Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024



Новости 2024 г.



ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ…


Весной 2024 года, по старой традиции поисковые отряды Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан принимали участие в работе Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань», которая уже 35 лет проводит поисковые работы на территории Тосненского района Ленинградской области.

С 1999 года основные места проведения поисковых экспедиций находятся в районе наступления войск 54-й Армии Волховского фронта. В декабре 1941 года эти войска начали прорыв обороны противника под Волховом и к маю 1942 года вышли в район населенных пунктов Макарьевская Пустынь, Смердыня, Кородыня, Дидвино, Малиновка, Липовик, создав так называемый Погостьевский выступ. Это название образовалось от печально знаменитой станции Погостье, расположенной на железнодорожной ветке Мга – Кириши. Погостье и ставшей отправной точкой для начала Любанской наступательной операции по прорыву блокады Ленинграда. В боях за саму станцию и в ее окрестностях погибли десятки тысяч наших солдат и офицеров. В центре выступа остались взятые с тяжелыми боями бывшие деревни Кондуя и Зенино, а также множество бывших хуторов (обозначавшихся на военных картах как "сараи"), располагавшихся вдоль небольших торфяных речушек Смердынька и Кородынька и множества безымянных ручьев.

Вот именно в районе одного из таких безымянных ручьев, который находился северо-восточнее урочища Зенино, в период двух экспедиций (осенью 2010 и весной 2011 годов) поисковики МПЭ «Любань» проводили работы по переносу разрушенного мародерами воинского захоронения. Детально изучив архивные документы, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, нам удалось найти сведения и карты, по которым точно установлено, что это захоронение принадлежит 318-му отдельному медико-санитарному батальону 281-й стрелковой дивизии, дислоцировавшемуся в этих местах осенью 1942 и зимой 1943 годов.

Общими усилиями всех отрядов, входящих в Любанскую экспедицию, удалось эксгумировать и торжественно захоронить 10 мая 2011 года на мемориале в деревне Чудской Бор останки 231 солдата и офицера. По именным спискам умерших в 318-м отдельном медико-санитарном батальоне, выявленным в архивных документах, установлены имена всех захороненных.

МПЭ «Любань». Захоронение 10 мая 2011 года.

МПЭ «Любань». Захоронение 10 мая 2011 года.

МПЭ «Любань». Захоронение 10 мая 2011 года.

В 2016 году, силами поисковиков, на мемориале в Чудском Бору установлены плиты с именами солдат, найденных и установленных за годы работы экспедиции. Эти плиты были изготовлены в Казани, благодаря отзывчивости руководителя МУП «Ритуал» Радика Рамиловича Мустафина, за что мы искренне выражаем ему благодарность.

МПЭ «Любань». Мемориал Чудской Бор.

МПЭ «Любань». Мемориал Чудской Бор.

Среди более 600 фамилий, занесенных на эти плиты, на граните было увековечено имя красноармейца 1066-го стрелкового полка 281-й стрелковой дивизии Калама Шеймердинова, 1899 года рождения, умершего от ран 10 февраля 1943 года - именно так были записаны его данные в книге учета умерших и похороненных 318-го ОМСБ.

МПЭ «Любань». Мемориал Чудской Бор.

Кроме увековечения имен погибших на плитах воинского мемориала, все установленные имена были опубликованы в книге «Имена из солдатских медальонов». Эти сведения также были размещены на сайтах РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан, а также на информационных ресурсах Министерства обороны Российской Федерации: ОБД «Мемориал» и «Память Народа».

Спустя 13 лет в адрес РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан поступило волнующее сообщение - нашлись родственники красноармейца Шаймерденова! Оказалось, что все послевоенные годы семья солдата не имела сведений о его судьбе и считала его пропавшим без вести. В архивных документах, составленных в боевой обстановке в лесах под Любанью, в имени и фамилии солдата была допущена ошибка: его правильное имя - Кауш, а фамилия - Шаймерденов. Это оказалось достаточным, чтобы на все эти годы родные и близкие солдата оставались в неведении о его судьбе.

9 мая 2024 года на мемориале в деревне Чудской Бор состоялась трогательная встреча. На могилу деда из далекого Казахстана приехали его внук Жасулан Шаймерденов и внучка Райхана Бакирова вместе со своими близкими. Они смогли преклонить колено на могиле погибших воинов и, наверное, про себя сказать: «Здравствуй, дед! Мы тебя нашли».

МПЭ «Любань». Семья красноармейца Кауша Шаймерденова с 
поисковиками. Чудской Бор. 2024 год.

Проделать такой долгий путь из Петропавловска и не побывать на месте первичного захоронения родного человека, они, конечно же, не могли. Внуки хотели воочию увидеть те места, где перестало биться сердце их предка.

Добравшись до нашего экспедиционного лагеря, расположенного в районе урочища Зенино, мы экипировали наших гостей из собственных запасов, подобрав им по размерам сапоги и полевую форму. От лагеря до места, где во время войны находился 318-й медсанбат, надо было пройти более 3 километров. Рассадив родственников на наш гусеничный вездеход, мы отправились в путь. Дорога заняла не более часа, поскольку накануне мы уже проделали этот путь и расчистили его, даже соорудив настил из бревен и веток в качестве импровизированного моста через безымянный ручей.

И вот мы на месте...

МПЭ «Любань». Семья красноармейца Кауша Шаймерденова на месте его 
гибели. Тосненский район. 2024 год.

Как мы говорили ранее, с момента наших предыдущих поисковых работ в этих местах прошло 13 лет. Несмотря на то, что мы тогда рекультивировали участок, земля просела в тех местах, где были братские могилы медсанбата. Эта местность и так была низменной, братские могилы медсанбата находились на берегу ручья. Сейчас, в весеннее время, воды стало еще больше, и весь участок бывшего кладбища был влажным. Однако на насыпном бугре, который мы тогда сделали и установили на нем большой 5-метровый крест, было сухо.

Мы присели с Сашей Коноплевым (тогда, в 2011 году – он был руководителем Любанской экспедиции) на поваленный старый ствол дерева. Родные солдата, пробравшись на островок сели кругом и стали читать молитву. И наверное еще раз прозвучали слова: «…Ну вот мы и пришли к тебе, дед…»

МПЭ «Любань». Семья красноармейца Кауша Шаймерденова на месте его 
гибели. Тосненский район. 2024 год.

Потом, рассевшись рядом на старом дереве, поваленном ветром, мы долго разговаривали. Мы рассказывали о том, как нашли и установили это захоронение, а родные вспоминали, что знали со слов бабушки и родителей о своем дедушке, о семье, о жизни… Как все в жизни взаимосвязано… Как бывает, что совсем незначительные на первый взгляд ошибки, приводят к такому результату, когда на десятки лет, родные не могут узнать о судьбе своего родственника. Поговорили о Вере… Внук солдата, Жасулан отметил, что они мусульмане, ничуть не расстроились, читая строки из Корана, молитвой поминая деда, что над бывшими могилами стоит большой православный крест. Бог – для всех един. И не было на войне атеистов. В подтверждение этих слов, мы рассказали, что буквально на этой «Вахте» подняли на останках наших погибших солдат, у одного в нагрудном кармане красную звездочку для шапки ушанки, с прилипшим к ней нательным серебряным крестиком, а у другого погибшего оказался медный образок Святого Николая Чудотворца. Солдаты молили Бога и Аллаха, чтобы вернуться с войны, чтобы были здоровы их родные и близкие. И молились, чтобы выстоять, а если и принять смерть, то только во славу Отечества. Сколько их таких безымянных молитв прочли солдаты перед боем, и, наверное, именно так, и выстояла наша страна, в те страшные годы Великой войны.

Символично что, обнаружив у погибшего солдата иконку Святого Николая Чудотворца мы вспомнили, что в селе Добром в довоенные времена находилась церковь, которая была построена в 1710 году, и освещена во имя Святого Николая Чудотворца. В ходе боев 1942-1943 годов эта церковь была уничтожена артиллерийским огнем, и сейчас от нее остался только фундамент.

МПЭ «Любань». Церковь в селе Доброе.

А ведь именно в тот день - 10 февраля 1943 года, когда был ранен и скончался от ран солдат Кауш Шаймерденов его 1066-й стрелковый полк 281-й стрелковой дивизии пошел в атаку на немецкие укрепления, которые находились в деревнях Смердыня – Басино – Егорьевка, от этой церкви в селе Доброе, где находилась передовая полка.

МПЭ «Любань». Донесение 318 ОМСБ

МПЭ «Любань». Карта 1066 СП 281 СД на 10 февраля 1943 года

Из журнала боевых действий Волховского фронта:

«…10 февраля 1943 года. 54 армия – продолжая оборонять занимаемые позиции на флангах в 11.30, после 1,5 часовой артподготовки, перешла в наступление с рубежа Макарьевская Пустынь, Егорьевка, имея задачей прорвать оборону противника и развивать наступление в направлении на Шапки…(…)…

281 СД вела бой на западных опушках леса восточнее Смердыня, Егорьевка. 1066 СП частью сил форсировал р.Тигода и вел бой между Смердыня и Басино…».

А вот архивные документы 54-й армии:

«…В период артиллерийского наступления части дивизий первого эшелона, под прикрытием арт. минометного огня произвели выдвижение на исходные рубежи для атаки. Саперы в этот период проделывали проходы в препятствиях противника для пропуска пехоты и артиллерии ББ. В 11.30 пехота поднялась в атаку.

Противник не проявлявший себя во время артиллерийского и авиационного наступления – с подъемом нашей пехоты в атаку, встретил ее сильным пулеметным и минометным огнем из уцелевших огневых точек.

Все попытки ворваться на передний край обороны противника, отражались интенсивным огнем. В первые же часы штурма из-за отсутствия хорошего взаимодействия сапер с пехотой и поддерживающими огневыми средствами, штурмовые отряды понесли большие потеря, своих задач не выполнили и в большинстве случаев перестали существовать…(…)… К исходу дня 10 февраля 1943 года, части ударной группы войск 54 армии, несмотря на неоднократные попытки, прорвать оборону противника не смогли и были отведены в исходное положение…».

Так неудачно и трагично складывался первый день наступления войск 54-й Армии в ходе начавшейся Смердынской наступательной операции… Именно в этот день не стало родного человека людей, спустя 81 год приехавших из Казахстана под Ленинград, чтобы увидеть места, где воевал их дед.

Мы продолжали сидеть на поваленном дереве, рассказывая друг другу, что помним и знаем, а над нами открылось чистое голубое небо и мы услышали звонкое щебетание птиц, а ведь раньше, когда мы приходили в это место, нас всегда встречал темный и безмолвный военный лес.

А уже вечером, в нашем лагере, поминая погибших, мы рассказывали о том, что уже второй год мы работаем над реализацией инновационного проекта по ДНК-идентификации солдат, который получил свое название «Память, сильнее времени». Этот проект направлен на сбор образцов палео-ДНК погибших, составление компьютерной базы данных, где будут сравниваться данные с ДНК родных и близких, кто ищет своих родственников, не вернувшихся с войны. И уже за эти годы есть первые результаты. Но многое еще надо сделать и приобрести, для полноценной работы. Родные солдата Кауша Шаймерденова живо откликнулись на это сообщение и предложили открыть специальный счет для сбора добровольных пожертвований, на котором возможно будет аккумулировать средства для этого проекта.

Ниже размещаем QR-код для сбора средств, в целях реализации вышеназванного проекта.

QR-код для сбора средств, в целях реализации проекта "Память 
сильнее времени"

И.Г.Прокофьев,
ведущий специалист ВИПЦ,
руководитель отдела РОМО "Объединение "Отечество" РТ,
г.Казань.


Проект «Память сильнее времени» выполняется АНО ВИПЦ при поддержке Правительства Республики Татарстан и ПАО «Татнефть» и Ваших пожертвований.



Наверх