1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2024 г.
ОДНОДНЕВНАЯ РАЗВЕДКА ПОД КОЩАКОВО
Поисковики Республики Татарстан продолжают реализацию проектов «Крылья Татарстана» и «Восстанавливаем легенду – самолет Пе-2».
30 мая 2024 года. Всего полчаса на машине, от дома до села Кощаково в Пестречинском районе. Затем еще минут 15 по полевым дорогам, где за нашими машинами поднимаются клубы желтой пыли. И вот мы в зеленой дубраве, тут прохладней. Сейчас в Татарстане установилась жара. Вчера было + 28, сегодня более сносно – всего +24. Но все равно, даже утром душно. Выходим из машин, переодеваемся в полевую форму, собираем наши поисковые инструменты – лопаты и металлоискатели. Из-за появившихся в огромном количестве комаров и мошки, приходится опрыскиваться разными «пшикалками». Но, они защищают ненадолго. Вся «защита» сходит очень быстро - вместе с потом. У нас сегодня не просто прогулка по лесу. У нас цель и задача обследовать место падения советского самолета Пе-2, который упал в этих местах, в жаркое лето 1942 года. Алюминиевые и железные обломки скрываются под слоем опавшей листвы и пожухшей прошлогодней травы. Свежая трава не сильно поднялась, и еще не набрала жесткости. Поэтому катушка металлоискателя плавно и легко сканирует поверхность земли. «Металлики» пищат как сумасшедшие. Рваные обломки самолета разной конфигурации и масштаба находятся на глубине не более 10-15 см. Работаем лопатами. Кучка фрагментов из обломков самолета растет все больше. Попадаются характерные технологические лючки, которые устанавливались на фюзеляже и плоскостях самолета Пе-2. На местности, в лесу, видны две небольшие канавы, это скорее всего следы от удара самолета об землю. Именно в этих углублениях, и вокруг них, звучат основные сигналы, говорящие о том, что там находятся остатки от самолета. На расстоянии 10 метров друг от друга, выкапываем, две больших железных пластины – одна, часть бронезащиты кресла летчика, другая воздушного стрелка-радиста. Вот попались фрагменты, которые были в кабине летчика: шкала от прибора, который указывал высоту полета, куски оплетки фонаря летчика, обломанный рычаг, разломанная боковая панель приборов, куски плексигласа. И вдруг рядом с обломками находим хромированный поясок от компаса, который был у кого-то из членов погибшего экипажа. Внимательно чистим выкопанные из земли находки. На многих видны штампы ОТК, которые точно говорят, о том, что самолет был построен на нашем Казанском авиазаводе № 22. А вот попались несколько отстрелянных гильз от авиационного крупнокалиберного пулемета УБ (универсальный Березина). Все датированы 1941 годом. К сожалению, кроме технических номеров, мы ничего не нашли. Но в результате, этой трудоемкой работы, мы смогли найти хорошо сохранившиеся фрагменты от самолета Пе-2, которые можно будет использовать в нашем проекте, по восстановлению и реставрации настоящего боевого самолета Пе-2, который имеет название «Крылья Татарстана». Тем более, мы хотим использовать в нашем проекте как можно больше, именно настоящих, подлинных агрегатов и элементов обнаруженных нами самолетов Пе-2.
О месте падения этого самолета мы узнали от местных жителей. Еще несколько лет назад, житель села Кощаково - Петр Сергеевич Антонов, показал нам это место. А его мать Вера Михайловна 1928 года рождения, будучи подростком, в годы войны, была живой свидетельницей данной трагедии. Она же и рассказала о могиле летчиков на Кощаковском кладбище, где мы в 2014 году установили памятник с именами погибших летчиков.
По нашему предположению, основанным на изучении архивных документов данный самолет разбился в результате авиационной катастрофы 22 июля 1942 года.
В документах говорилось, что самолет упал 3 км северо-восточнее аэродрома Самосырово:
«…Экипаж в 7.36 вылетел на выполнение упражнения № 15 (бомбометание с пикирования). В 8.00 пришел на полигон, сделал заход по цели для уточнения данных. Затем зашел на второй заход, на высоте 2500 метров, и ввел самолет в пикирование. Сбросив бомбу, вывел самолет из пикирования. Летчик Адамов через стрелка-радиста Пронина передал радиограмму «…Иду на аэродром из-за неисправности матчасти…». Встав в круг на высоте 700-800 метров выпустил шасси, не доходя до третьего разворота самолет на высоте 300-350 метров произвел переворот через крыло, затем перешел в штопор и упал…»
В результате отказа одного из моторов тогда погиб экипаж 603-го бомбардировочного авиационного полка, в составе летчика сержанта Евгения Петровича Адамова, штурмана старшего сержанта Алексея Васильевича Печникова и воздушного стрелка-радиста Бориса Петровича Пронина.
Все члены экипажа, были не «новичками» в летном деле. Они уже успели повоевать в 1941 году. Об этом говорят их учетно-послужные документы. А штурман самолета – Алексей Печников был награжден медалью «За отвагу» за бои на Западном фронте.
Печников Алексей Васильевич.
Информацию подготовил И.Г.Прокофьев,
ведущий специалист ВИПЦ,
руководитель отдела РОМО "Объединение "Отечество" РТ,
координатор проектов «Крылья Татарстана» и
«Восстанавливаем легенду - самолет Пе-2»,
г.Казань.
«Крылья Татарстана» - проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и ПАО «Татнефть», с использованием средств гранта Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества.
«Восстанавливаем легенду – самолет Пе-2» – проект, направленный на широкое освещение работы по восстановлению легендарного самолета Великой Отечественной войны Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин, найденных в ходе поисковых экспедиций, реализуемый АНО ВИПЦ с использованием средств гранта Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества.