1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2024 г.
ПОИСКОВИКИ ТАТАРСТАНА ВЕРНУЛИСЬ ИЗ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В период с 17 по 29 августа 2024 года представители поисковых отрядов «Разведка» (г.Казань) и «Татнефть-Поиск» (г.Альметьевск) Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан провели очередную поисковую экспедицию в рамках реализации проектов «Крылья Татарстана» и «Восстанавливаем легенду – самолет Пе-2». В работах также принимали участие представители Мурманского дайвинг-клуба Игорь и Андрей Пустоваловы и представители Вологодской областной общественной организации «Вологодский поисковый отряд». Целью экспедиции было проведение дополнительного обследования места падения советского самолета Пе-3 из состава 95-го авиационного полка ВВС Северного Флота, сбитого 26 апреля 1942 года.
Место падения этого самолета было обнаружено еще в 80-е годы прошлого столетия и находилось в труднодоступном месте в районе озера Вайявр. В разные годы на этом самолете работали поисковые отряды «Поиск» и «Подводник» из города Мурманска, затем «Икар» (г.Заозерск, Мурманской области). 16 сентября 1989 года останки экипажа самолета были захоронены в братской могиле в пос.Кола Мурманской области, рядом с памятником жителям поселка (сейчас города). Долгие годы имена погибших членов экипажа найденного самолета оставались неизвестными. В те далекие годы доступ к архивным документам у поисковиков был ограничен, поэтому установить имена погибших пилотов удалось не сразу.
Так, первой ниточкой к установлению судеб погибшего экипажа стала книга воспоминаний военного разведчика Северного флота Макара Андреевича Бабикова «Отряд особого назначения», в которой говорилось:
«…Невдалеке от озера Вайявр наткнулись на останки разбитого самолета Пе-3. На фюзеляже сохранился бортовой номер 4. Нашли тела погибших летчиков: один имел знаки различия старшего лейтенанта, у второго лейтенанта никаких документов, кроме таблицы бомбометания и обожженной карты, не отыскали. Одежда на летчиках сильного обгорела. На оборотной стороне таблицы бомбометания отчётливо выведено: Пеньковский…».
В 2013 году вслед за воспоминаниями ветерана, появилась книга одного из старейших поисковиков Мурманской области Льва Васильевича Журина, написанная им по своим дневниковым записям, в которой также говорилось об истории обнаружения этого самолета:
«…За поисковый сезон 1984 года группа «Поиск» Мурманского торгового порта совершила 14 экспедиций…(…)… Особенно памятным стал двухдневный поход в район озера Вайявр. Путь был длинный и тяжелый. Поэтому к озеру отправились четыре самых сильных и выносливых парня. Они сначала ехали поездом Мурманск – Никель до железнодорожной станции на 101-ом километре. Далее шли пешком на юг через болото и порожистые ручьи. По прямой от станции «101 км» до озера Вайявр всего 12 километров. Но на пути поисковиков были более малые озера и горы высотой до 300 метров, которые пришлось обходить. А в рюкзаках – акваланги, гидрокостюмы, палатка, снаряжение и продукты.
Через пять часов тяжелого пути, наконец, и озеро Вайявр. Его длина 5 километров, ширина до километра. Все трудности экспедиции окупились успехом. В северной части озера поисковики обнаружили советский двухмоторный самолет Пе-3 с останками летчиков…(…)…
Поисковики собрали останки погибших на Пе-3 летчиков и временно захоронили недалеко от озера. На могиле установили скромный памятный знак из лопастей разбитого двигателя самолета. Постояли, погрустили, соблюли минуту молчания и, не отдохнув, поспешили обратно, чтобы не опоздать на поезд.
Безымянность погибших летчиков долго не давала поисковикам покоя. Только через несколько лет в Центральном архиве Министерства обороны удалось узнать обстоятельства гибели самолета Пе-3 с бортовым номером «4». 26 апреля 1942 года во время налета на немецкий аэродром в Луостари Пе-3 был сбит истребителями противника. Экипаж: старший лейтенант Пеньковский Л.И. и лейтенант Туликов Г.З. – погиб. Они 42 года считались без вести пропавшими и, судя по всему их, родные и близкие так и не узнали, где они…».
Тем не менее, еще в 90-е годы на братской могиле летчиков в Коле появилась табличка, на которой были выбиты имена погибших летчиков. И казалось бы все хорошо и правильно, по отношению к памяти воинов. Но, дело в том, что на памятнике были отражены фамилии капитана Старикова и старшего лейтенанта Пеньковского!
Откуда и как закралась ошибка на памятнике, сейчас уже не могут вспомнить ни мурманские поисковики, ни работники администрации и военкомата Колы. Тем более этот вопрос, возник снова при реконструкции мемориала в августе 2015 года (в 2018 году мемориал благоустроен, и данные погибших были исправлены).
Скорее всего ошибка кроется в разношерстных документах 95-го авиаполка и ВВС Северного флота, которые хранятся в архиве. Дело в том, что в некоторых донесениях потери, понесённые 26 апреля 1942 года, записаны не по экипажно…
История вылета 26 апреля 1942 года была описана на основе архивных документов, историком Александром Мардановым в книге «1942. Воздушная война в Заполярье»:
«…Командование авиации Северного флота, в соответствии с заданием продолжать удары по аэродромам противника, запланировало на 26 апреля очередной налет на «Хебуктен». Однако в ВВС СФ оставался всего один исправный бомбардировщик Пе-2, поэтому к бомбардировке решили привлечь 95-й ИАП, летавший на дальних истребителях Пе-3.
В 16:03 для бомбового удара по «Хебуктену» из Ваенги вылетела восьмерка Пе-3. Их решили послать без истребительного прикрытия, полагаясь на достаточно высокую скорость и стрелковое вооружение этих машин. Это решение оказалось трагической ошибкой... Вскоре после взлета один Пе-3 вернулся из-за перегрева двигателя, а остальные продолжили полет. Примерно через час их встретили над целью две группы Me-109 из 5-го и 6-го отрядов JG5, всего 16-18 машин. В это же время над немецким аэродромом, как раз, формировалась группа бомбардировщиков Ju-87 для очередного налета на Мурманск, а «мессершмитты» взлетели для их прикрытия.
Встретив семерку Пе-3, пилоты «мессершмиттов» бросили «лаптежников», которым пока никто не угрожал, и устремились в атаку. «Петляковы» встретили врага в лоб, выпустив залп РСов, что вынудило немцев разойтись в стороны, но эта заминка длилась недолго. Дальнейшие атаки «мессеры» производили с хвоста. Наши летчики, маневрируя и уклоняясь от огня, рассыпали строй и пытались уйти поодиночке. Командиру звена старшему лейтенанту Пузанову пришлось вести бой сразу с тремя Me-109. Он все же сумел уйти от преследования и скрыться в облаках, но большинству экипажей повезло меньше…
Сбитая машина капитана Самохвалова была обнаружена поисковой группой на следующий день в районе озера Мемекъявр, примерно в 95 километрах от «Хебуктена». Пе-3 заместителя командира эскадрильи капитана Шишкина упал в районе Зимней Мотовки. Из семи машин, участвовавших в налете, всего лишь две вернулись на свой аэродром. Один Пе-3 сбил Мюллер, остальных записали на счета Карганико, Пфренгера, Тетцнера и Дана. Кроме того, Мюллеру, Карганико и Пфренгеру по итогам того же боевого вылета засчитали еще три «сбитых» «Харрикейна». Откуда они взялись, непонятно, ведь «харрикейны» в бою не участвовали.
Налет Пе-3 на «Хебуктен» обернулся полным провалом. Потери ВВС СФ составили пять сбитых машин, погибли семь членов экипажей. Вскоре состоялось разбирательство причин случившегося и через два дня, 29 апреля последовал приказ Наркома ВМФ командованию Северного флота о запрете использования Пе-3 для ударов по вражеским аэродромам. В дальнейшем их применяли только для прикрытия морских конвоев…».
В настоящее время ознакомиться с архивными документами гораздо проще. Часть их размещена на сайтах Министерства обороны Российской Федерации, таких как ГИС «Память Народа» и ОБД «Мемориал». Кроме этого, сейчас поисковики имеют больше возможности, самим поработать с архивными документами в архивах. Так, в соответствии с документами учета боевых потерь ВВС Северного флота (документы хранятся в Центральном военно-морском архиве в городе Гатчина Ленинградской области), стало известно, что 26 апреля 1942 года с боевого задания не вернулись:
старший лейтенант Садовниченко Юрий Прокофьевич.
- летчик капитан Шишкин Борис Павлович, штурман звена старший лейтенант Садовниченко Юрий Прокофьевич. По дополнительным данным известно, что их самолет упал в районе Зимняя Мотовка;
- летчик капитан Самохвалов Петр Федорович, штурман капитан Макеев Владимир Андреевич. У этого экипажа дополнительно записано: самолет подбит звеном Ме-109, при посадке в районе озера Мамек- явр разбит. Летчик капитан Самохвалов доставлен в госпиталь губа Грязная;
- летчик командир звена капитан Стариков Александр Петрович, стрелок-бомбардир звена сержант Глушков Евгений Павлович;
лейтенант Пушкарев Николай Алексеевич.
лейтенант Никульников Николай Михайлович.
- летчик лейтенант Пушкарев Николай Алексеевич, стрелок-бомбардир лейтенант Никульников Николай Михайлович. У этого экипажа было дополнительно записано: стрелок-бомбардир Н.М.Никульников возвратился в часть. В одном из донесений, составленных, скорее всего, уже после возвращения Никульникова из-за линии фронта было записано на счет судьбы Пушкарева: «…погиб, при выполнении боевого задания сбит ИА противника. Выбросился на парашюте, парашют не раскрылся…». Но дело обстояло иначе. Оказалось, что летчик самолета Н.А.Пушкарев попал в плен. В немецкой учетной карточке военнопленного отражено, что Пушкарев попал в плен 25 апреля 1942 года в районе Киркенес (город в северо-восточной части Норвегии, в фюльке Финнмарк, приблизительно в 8 км от российско-норвежской границы) (примечание автора: «25 апреля» - так в документе);
лейтенант Туликов Григорий Захарович.
старший лейтенант Пеньковский Леонид Иванович.
- летчик лейтенант Туликов Григорий Захарович, штурман старший лейтенант Пеньковский Леонид Иванович.
Напротив, всех этих экипажей была сделана запись: «…При нанесении бомбоштурмового удара по аэродрому Хебуктен, были атакованы 25 Ме-109…».
Тем самым, стало понятно, что в 1989 году в братской могиле были захоронены останки летчика лейтенанта Григория Захаровича Туликова и штурмана старшего лейтенанта Леонида Ивановича Пеньковского.
В июле 2008 года поисковиками отряда «Икар» (руководители Валерий Петрович и Владимир Валерьевич Чернышовы) на месте падения, на дюрале был обнаружен заводской номер самолета 24/02. Но этот номер внес еще больше путаницы в дело уточнения судьбы экипажа. Так как самолет Пе-2 с заводским номером 2402 (полный номер 392402, выпущен Московским авиационным заводом № 39 еще 23 сентября 1941 года) входил в состав 121-го авиационного полка ВВС Северного флота, был потерян в аварии, которая произошла на аэродроме Ягодник (г.Архангельск) 17 марта 1944 года. В это время самолет относился к 3-му учебному авиаполку ВВС СФ. Пилотировал самолет лейтенант Петр Григорьевич Сепов (в последствии проходил службу командиром звена 1 АЭ 95-го АП ВВС СФ). А списали данный самолет только 29 мая 1944 года (инспекторское свидетельство штаба ВВС СФ № Б-344).
При изучении документов Центрального военно-морского архива были выяснены все заводские номера самолетов, потерянных 26 апреля 1942 года из состава 95-го авиационного полка ВВС СФ (к сожалению, в этой ведомости отсутствовали номера моторов, установленные на эти самолеты, во время последнего полета). Они все были списаны инспекторскими свидетельствами от 24 июня 1942 года. В списке оказалось только четыре самолета (скорее всего, самолет экипажа Самохвалова-Макеева был списан позже, так как пытался совершить вынужденную посадку уже на нашей территории, и был разобран на запчасти). Номера моторов, установленных на эти самолеты, удалось уточнить только по ведомости передачи данных самолетов из состава ВВС Красной Армии в состав ВВС ВМФ (донесения были составлены командованием 30-й авиационной бригады ВВС СФ 7 и 11 апреля 1942 года, а приказ о зачислении данных самолетов и моторов был подписан только 27 июня 1942 года, причем тогда, когда уже часть самолетов была потеряна при выполнении боевых заданий).
Напомним, что 95-й авиационный полк, в 1941 году начал боевые действия как бомбардировочный, затем, получив тяжелые истребители Пе-3, был переименован в истребительный (действовал на территории Белоруссии и участвовал в битве за Москву в составе ВВС Западного фронта), а в марте 1942 года был передан в состав ВВС военно-морского флота и убыл на Северный флот, где стал именовался 95-м авиационным полком.
Так, Пе-3 № 392720 был выпущен на заводе №39 и поступил в 95-й АП 19 марта 1942 года. При передаче из ВВС КА в состав ВВС ВМФ на самолете были установлены моторы М-105р №/№ в13-714 и в13-795. С какими моторами был потерян в бою 26 апреля 1942 года установить пока не удалось.
Самолет Пе-3 № 392808 был выпущен на заводе №39 и поступил в 95-й АП 8 апреля 1942 года. При передаче из ВВС КА в состав ВВС ВМФ на самолете были установлены моторы М-105р №/№ 115-677 и 143-125. С какими моторами был потерян в бою 26 апреля 1942 года установить пока не удалось.
Самолет Пе-3 № 392210 был выпущен на заводе №39 и поступил в 95-й АП 19 марта 1942 года. При передаче из ВВС КА в состав ВВС ВМФ на самолете были установлены моторы М-105р №/№ 125-477 и 125-627. С какими моторами был потерян в бою 26 апреля 1942 года установить пока не удалось.
Самолет Пе-3 № 392014 был выпущен на заводе №39 (дата поступления в 95-й АП не отмечена). При передаче из ВВС КА в состав ВВС ВМФ на самолете были установлены моторы М-105р №/№ в13-516 и 125-65. С какими моторами был потерян в бою 26 апреля 1942 года установить пока не удалось.
Здесь следует отметить одно обстоятельство. Моторесурс на данных самолетах, к моменту их перелета из-под Москвы на север, уже был на пределе. Поэтому прибывшие самолеты часто выходили из строя, и техническому составу полка приходилось оперативно проводить ремонты и менять на самолетах моторы. К сожалению, найти ведомости учета ремонта и перестановки моторов на самолеты, в документах архива пока не удалось, и это обстоятельство вызывает определенные трудности в вопросах установления судеб не вернувшихся с боевых вылетов самолетов и экипажей.
В сентябре 2021 года представителями Мемориально-исследовательской группой «Прерванный Полет» под руководством Виктора Рыбьякова (г.Москва) на месте падения самолета была установлена памятная табличка и именами членов экипажа погибшего самолета.
Памятная табличка на месте гибели самолета у оз. Вайявр.
Вот именно на это место, в районе озера Вайявр и прибыли поисковики Татарстана, чтобы провести дополнительное обследование места падения самолета, и отобрать для проекта по восстановлению самолета Пе-2 в городе Казани более-менее сохранившиеся фрагменты. Логистика заброски к месту падения самолета выглядела следующим образом. От поселка Луостари, до места базового лагеря, который разбили на берегу форсированной речки Титовки, поисковики добрались на внедорожнике. Дальше можно было использовать только квадроцикл и вездеход Арго. Для того, чтобы пересечь озеро Вайявр, и подплыть к интересующему нас берегу, на склоне которого находились обломки самолета мы воспользовались катамараном.
В результате работ, проведенных на месте падения самолета, поисковиками были обнаружены фрагментированные останки экипажа самолета, которые не удалось найти в предыдущие выезды, отобраны и эвакуированы из тундры необходимые для реставрации обломки. Особо хочется отметить то, что на месте падения удалось найти хорошо сохранившиеся левую часть второго лонжерона центроплана, фрагменты приборной доски из кабины пилота, диск колеса от основного шасси самолета. Всех этих элементов не хватало проекту «Крылья Татарстана» в работах по реставрации. Кроме этого, на остатках блока одного из моторов самолета удалось найти номер: в13-734.
По данным архива (согласно ведомости передачи самолетов 95-го АП из состава ВВС КА в состав ВВС ВМФ) мотор М-105р №в13-734 находился на самолете Пе-3 № 392220 (второй мотор М-105 №в13-766). И это еще раз говорило о том, что моторы в период марта-апреля 1942 года часто менялись и ремонтировались. Так из архивных документов было известно, что самолет Пе-3 № 392220 был выпущен авиационным заводом №39 (г.Москва) 19 сентября 1941 года. В состав 95-го АП поступил 19 марта 1942 года. А списан из боевого состава полка актом от 8 октября 1943 года, как разбитый в аварии. Акт составлен командованием 84-й авиационных мастерских. В это время на самолете были установлены моторы М-105 №/№ 125-123 и 160-125.
Завершив работы на данном самолете, поисковики Татарстана передали обнаруженные фрагменты останков погибшего экипажа, руководителю поискового отряда «Икар» Владимиру Чернышову, для организации и проведения дополнительного подзахоронения в уже существующую могилу погибшего экипажа в г.Кола Мурманской области.
Вторым открытием для поисковиков Татарстана стало нахождение второго самолета Пе-3. При подготовке данной экспедиции, мы поддерживали связь с руководителем поискового отряда «Икар» Владимиром Валерьевичем Чернышовым, который рассказал, что несколько лет назад находил в районе горы Намвара (на старых картах отмечена как гора Намварь) небольшие фрагменты самолета. Но, где находится само место падения самолета, он не знал. И вот, в один из дней, при возвращении в базовый лагерь от озера Вайявр, передвигаясь по склону данной горы, поисковики наткнулись на разбросанные на большом расстоянии друг от друга, обломки самолета. Эти обломки оказалась также от самолета Пе-3. Сила удара при падении самолета была такой, что разброс обломков составил более 200 метров. Моторы самолета разлетелись на фрагменты. Так, среди искорёженных элементов самолета удалось найти поршни в гильзах охлаждения, с оторванными шатунами. Для того, чтобы извлечь поршни и найти на их донцах заводские номера моторов (напомним, что на каждом поршне мотора, дублировался его заводской номер) пришлось уже в лагере их выпиливать «болгаркой». Так были установлены номера обоих моторов М-105 этого самолета: в13-659 и в14-998.
Кроме этого ценными находками для проекта по восстановлению самолета, на этом месте оказались направляющие для элеронов и хорошо сохранившиеся крепежные элементы от Ф-1 (кабина пилота и штурмана), Ф-2 (часть фюзеляжа) к Ф-3 (хвостовая часть самолета).
Проверив найденные номера по базе данных (которая составлена на основе архивных данных, и в которой указаны номера самолетов и моторов, потерянных в годы войны), удалось уточнить, что один из моторов М-105р №в13-659 был на самолете Пе-3 (заводской номер 392814, второй мотор в13-697) в составе 95-го авиационного полка. Как говорилось выше, эти данные были на момент передачи полка из состава ВВС Красной Армии в авиацию военно-морского флота, на апрель 1942 года. В этих ведомостях отсутствовал второй номер (в14-998) найденный на месте гибели самолета. Это говорило о том, что перед поисковиками опять оказался самолет 95-го авиационного полка ВВС СФ, который уже неоднократно бывал в ремонте. Это подтвердилось другими найденными документами из архива, в котором говорилось, что сам самолет Пе-3 с заводским номером 392814 неоднократно ремонтировался. Так еще в марте 1942 года, указанные выше моторы (с которыми он прибыл на Северный флот) были сняты, и переставлены на другие самолеты, а сам Пе-3 вышел из ремонта только летом 1942 года, где сначала в июне, на него был установлен мотор №125-127, а затем в июле, второй мотор №125-627. После этого самолет был передан в состав 13 АП ВВС СФ и отвоевал еще два месяца. 15 сентября 1942 года данный самолет разбился в катастрофе в результате плохих метеоусловий в районе реки Северная Двина у г.Архангельска. Тогда в катастрофе погиб экипаж самолета в составе летчика капитана Льва Георгиевича Пузанова и стрелка-бомбардира старшего лейтенанта Дмитрия Ивановича Федорова (оба похоронены на полковом кладбище на о. Ягодник, близ Архангельска).
Устанавливая судьбу обнаруженного самолета, мы связались с нашими друзьями-поисковиками из Мурманской области: исследователем истории военной авиации Альбертом Ничепоруком из города Заполярный и Андреем Копытковым из музея ВВС Северного флота (п.Сафоново).
Оказалось, что еще в конце 90-х годов Альберт бывал на этом самолете и нашел килевую шайбу с хвоста самолета, на которой был нанесен его заводской номер: 392014. Что, еще раз подтверждало, что данный самолет из состава 95-го авиационного полка ВВС СФ. И самое главное, выходило, что данный самолет тоже значится в ведомости потерь наших самолетов, потерянных в ходе боевого вылета 26 апреля 1942 года. Но как мы помним, при передаче из ВВС КА в состав ВВС ВМФ на этом самолете были установлены моторы М-105р №/№ в13-516 и 125-65. Получается, что он тоже в период конца марта – начала апреля 1942 года находился в ремонте, где ему заменили моторы (на именно те, номера которых сейчас обнаружили поисковики). Так же оказалось, что еще несколько лет назад Альберт Ничепорук вместе с Андреем Копытковым пытались выяснить судьбу экипажа данного самолета. Но, к сожалению, и на сегодняшний день установить точно, кто же вылетел на этом самолете 26 апреля 1942 года на боевое задание, пока не удалось.
Так, Андрей Копытков склоняется к версии, что на данной машине погиб экипаж командира звена капитана А.П.Старикова и стрелка-бомбардира сержанта Е.П.Глушкова. А Альберт Ничепорук предполагает, что в этом вылете на данном самолете не вернулся экипаж летчика лейтенанта Н.А.Пушкарева и стрелка-бомбардира лейтенанта Н.М.Никульникова. Напомним, что лейтенант Никульников выпрыгнул с парашютом, смог перейти линию фронта и спустя несколько дней вернулся в свою часть. А летчик самолета Пушкарев так же выпрыгнул с парашютом, но при приземлении покалечился и с переломом позвоночника попал в плен.
Впереди поисковиков Татарстана и Мурманской области еще ждет архивно-исследовательская работа с документами Центрального военно-морского архива, для того чтобы до конца разгадать тайну погибших экипажей 95-го авиационного полка ВВС СФ, которые не вернулись с боевого задания 26 апреля 1942 года.
От себя добавим, что эти найденные самолеты Пе-3 стали 76-м и 77-м самолетами, чьи фрагменты используются в проекте РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан по восстановлению и реставрации настоящего боевого самолета Пе-2, которые в годы войны строились в городе Казани Татарской АССР.
Поисковики Татарстана выражают искреннюю благодарность за поддержку и помощь в проведении данной экспедиции руководителям поисковой группы «Икар» (Мурманская область) Валерию Петровичу и Владимиру Валерьевичу Чернышовым, аквалангистам мурманского дайвинг-клуба Игорю и Андрею Пустоваловым, друзьям поисковикам Мурманской области Альберту Ничепоруку (г.Заполярный) и Андрею Копыткову (п.Сафоново). За оказание большой помощи в изучении документов ЦВМА Юрию Этингофу (г.Санкт-Петербург).
Особую благодарность поисковики Татарстана выражают ПАО «Татнефть» и лично его генеральному директору Наилю Ульфатовичу Маганову за оказанную помощь в подготовке и оснащении экспедиции.
«Крылья Татарстана» - проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и ПАО «Татнефть», с использованием средств гранта Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества.
«Восстанавливаем легенду – самолет Пе-2» – проект, направленный на широкое освещение работы по восстановлению легендарного самолета Великой Отечественной войны Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин, найденных в ходе поисковых экспедиций, реализуемый АНО ВИПЦ с использованием средств гранта Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества.
Информацию подготовил И.Г.Прокофьев,
ведущий специалист ВИПЦ,
руководитель отдела РОМО "Объединение "Отечество" РТ,
координатор проектов «Крылья Татарстана» и
«Восстанавливаем легенду - самолет Пе-2»,
г.Казань.