Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025



Новости 2025 г.



АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РАСКРЫВАЮТ ТАЙНЫ СБИТЫХ САМОЛЕТОВ…


На днях мы сообщали, что представители двух казанских отрядов «Разведка» и «Снежный Десант» Гимназии №139 – Центр образования Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан вернулись из поездки в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, где провели исследовательскую работу с архивными документами. Одним из направлений исследования были документы авиационных полков, которые обеспечивали поддержку наземных войск 2-й Ударной армии Волховского фронта, которые в период января – июня 1942 года, вели ожесточенные бои в ходе Любанской наступательной операции.

Интерес к этим воинским подразделениям был вызван результатом работы новгородских поисковиков, которые в ходе полевых поисковых работ зачастую находят в лесах и болотах Мясного Бора, и окрестностях места падений советских самолетов. Так, за несколько десятилетий полевой работы, в районе полосы наступления и последующих боев по выходу из окружения войск 2-й Ударной армии, а так же подразделений 52-й и 59-й армий, новгородскими поисковиками найдены более десятка мест падений легкомоторных самолетов У-2 (с 1944 года стал наименоваться По-2). Данные самолеты использовались в ночных легкобомбардировочных авиационных полках, как бомбардировщики, исполняли роль связных самолетов, вывозили раненных бойцов, доставляли окруженным частям продукты питания и боеприпасы. За одну ночь количество самолетовылетов (в зависимости от погодных условий) могли доходить до 10 вылетов. Только в частях ВВС 52-й, 59-й и 2-й Ударной армий число таких легкобомбардировочных авиационных полков было около 20. Они были оснащены самолетами У-2, Р-5 и Р-зет. Понятно, что такие легкие тихоходные самолеты часто становились жертвами более современных немецких истребителей, зенитного и оружейного огня противника.

Эта история будет посвящена двум самолетам У-2, места падений которых были обнаружены в районе Мясного Бора. При проведении архивно-исследовательской работы с документами ЦАМО, специалистам Всероссийского информационно-поискового центра (г.Казань) удалось установить, что эти оба самолета относятся к одному и тому же авиационному полку. Кроме этого, оказалось, что один из членов экипажа данных самолетов, смог выжить при потере первого самолета, и к большому сожалению, погиб в ходе гибели второго самолета. Опять же имя и судьба этого авиатора, оказалась напрямую связана с Татарстаном, так как родился он в городе Арске Татарской АССР.

Но давайте расскажем все по порядку.

Информацию о нахождении первого самолета прислал в мае 2024 года, руководитель Маловишерского поискового отряда «Память» Игорь Николаевич Никитин. В своем сообщении он писал, что обломки самолета и место падения обнаружили старейшие новгородские поисковики Александр Орлов и Сергей Степанов (поисковый отряд «Гвардия», г.Великий Новгород). Место падения находилось в лесу в районе Малого Замошья, где на одном (чудом сохранившемся) авиационном колесе от самолета У-2 было обнаружен его заводской номер 1233. При обследовании места падения останки экипажа найдены не были.


«Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.

Сергей Степанов у обломков самолета У-2 № 1233.


«Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.

Колесо самолета У-2 № 1233.

И вот работая с документами 844-го транспортного авиационного полка (до 16 апреля 1942 года – 697-й ночной бомбардировочный авиационный полк) удалось выяснить, что самолета У-2 №1233 (с мотором М-11д №01759), прибыл в состав полка из Казани 28.02.42г., на аэродром Малая Вишера.

Здесь следует немного прерваться и рассказать о данном воинском подразделении. Для это будет уместно процитировать Игоря Николаевича Никитина, автора книги «Воевали в Маловишерском небе»:

«…В городе Ижевске Удмуртской АССР на базе аэроклуба была создана военная авиационная школа, из которой впоследствии сформирован 34–й запасной авиационный полк, готовивший в годы Великой Отечественной войны летные кадры для фронта. В ноябре 1941 года на базе полка началось обучение и формирование личного состава четырех бомбардировочных авиаполков на самолеты «У–2».

К декабрю 1941 года 697–й ночной бомбардировочный авиационный полк был сформирован. Командиром полка был назначен майор Сергей Никанорович Лужкин, заместитель командира – Ибрагим Нухович Хуаджоков (И.Н. Хуаджоков – был военным комиссаром АЭ – авт.), комиссар – Петр Александрович Халаимов. (Халаимов Петр Александрович, 1908 г.р. – авт.) В декабре на вооружение полк получил 21 самолет «У–2». Почти все самолеты были новыми, поступившими с казанского авиазавод №387.


Хуаджоков Ибрагим Нухович.


Халаимов Петр Александрович.

5 декабря 1941 года авиаполк вылетел в Монино. На Волховский фронт прибыл в конце января 1942 года и был передан в распоряжение ВВС 2–й Ударной армии. Базировался на северном аэродроме города Малая Вишера.

С конца января по апрель 1942 года полк участвовал в боевых действиях по обеспечению Любанской операции, в районах Мясного Бора, Спасской Полисти, Новгорода, Киришей и Шимска, производил ночные бомбардировки, доставку боеприпасов, продуктов питания, медикаментов и вывозил раненых.

В конце марта 1942 года авиаполк переформирован в 697–й отдельный транспортный авиационный полк и стал выполнять специальные задания штаба партизанского движения Ленинградской области.

16 апреля 1942 года авиаполк был переименован в 844– й отдельный транспортный авиационный полк.

После переименования полк продолжал выполнять те же задачи по обеспечению окруженной 2–й Ударной армии и выполнении заданий штаба партизанского движения. Также продолжал вылеты на ночные бомбардировки.

В июле полк был передан из ВВС 2–й Ударной армии во вновь сформированную 14–ю Воздушную армию Волховского фронта...».

А вот теперь вернемся к найденному месту падения самолета У-2 №1233, который и оказался из состава вышеназванного авиационного полка.

Как мы говорили выше, это удалось установить по архивным документам, при их изучении в январе 2025 года. Так удалось выяснить, что 10 апреля 1942 года при перелете группы самолетов с площадки Александровская Колония-2 в направлении Малая Вишера из-за плохих метеоусловий, данный самолет уклонился вправо, потерял положение и упал в болото Волховский мох, в районе западнее Папоротно в Маловишерском районе Ленинградской (в настоящее время Новгородской) области. Экипаж самолета - летчик Тачаев, штурман Сафонов, механик Гусев и еще один военнослужащий полка, находившиеся на борту получили ушибы, живы.


Тачаев Александр Евгеньевич.


Гусев Петр Иванович.

Данный номер самолета сначала удалось найти в журнале учета работы полка, а затем в документах штаба ВВС фронта найти описание обстоятельств произошедшего. Это было изложено в приказе по ВВС Волховского фронта №0114 от 19 апреля 1942 года:

«…Прямое игнорирование метеообстановки и вопросов борьбы с аварийностью привели в 697 АП в ночь на 10 апреля 1942 года к аварии и катастрофе с потерей двух самолетов У-2, гибели одного человека и ранению 7 членов экипажей.

Обстоятельства происшествия:

В ночь с 9 на 10 апреля 1942 года командир 697 АП майор Лушкин (фамилия так в документе, правильно Лужкин Сергей Никанорович, 1902 г.р. – авт.) и военный комиссар батальонный комиссар Халаимов, получив приказание от Штаба ВВС ВФ, выполнять боевую задачу с аэродрома Александровская Коллония-2, поручили выполнение этого распоряжения начальнику штаба майору Вахитову (Вахитов Загит Вахитович, 1904 г.р., кстати тоже уроженец Татарской АССР, из Актанышского района – авт.), который с 6-ю самолетами У-2 перелетел с аэродрома Малая Вишера (северная) на аэродром Александровская Коллония-2. На аэродроме Малая Вишера остались командир и комиссар 697 АП с 4-я самолетами, не получившими боевое задание. 6 У-2 с майором Вахитовым ожидали на аэродроме Александровская Коллония-2, вылета на боевое задание, но вследствие плохой метеообстановки (высота облачности 200 метров, видимость до 1 км) выполнение задачи отменено и распоряжением Военного Комиссара ВВС 59 Армии полкового комиссара Сухачева, переданного через ОД ВВС 59 А, было приказано майору Вахитову перелететь на свой аэродром.

Майор Вахитов, несмотря на плохую погоду, принял решение на перелет, указав экипажам высоту полета и в случае ухудшения погоды по маршруту, вернутся обратно.

В 2.00 10 апреля выпустил все самолеты и вылетел сам.

Командир звена лейтенант Точаев (фамилия - так в документе – авт.), пренебрег указаниями начальника штаба майора Вахитова, уклонился от курса вправо и попав на болото Волховский мох, потерял положение самолета и врезался в землю.

В результате самолет разбит и экипаж 4-х человек получили ушибы.

В это время пилот сержант Тихомиров, уклонившись вправо, шел на низкой высоте, попал в снегопад, зацепившись за деревья, разбил самолет. Авиационный механик старшина Лазарев погиб, а остальные 3 человека экипажа получили ранения.

Основными причинами происшествия явились:

1. Самоустранение командира 697 АП майора Лушкина, военного комиссара – батальонного комиссара Халаимова от руководства боевой работой своего полка, поручив это начальнику штаба майору Вахитову.

2. Неправильное решение майора Вахитова, который не учел плохих метеоусловий и отдал приказ на перелет.

Приказываю:

1. За самоустранение от руководства боевой работой командиру 697 АП майору Лушкину и военному комиссару – батальонному комиссару Халаимову – объявить выговор.

2. Начальника штаба майора Вахитова за выпуск самолетов в воздух в плохих метеоусловиях арестовать на 5 суток домашнего ареста, с исполнением служебных обязанностей и удержанием 50% суточной заработной платы за каждый день ареста…».


Лужкин Сергей Никанорович.


Вахитов Загит Вахитович.

В журнале учета боевой работы 844 ТАП в ночь с 9 на 10 апреля 1942 года удалось найти записи только о вылете трех самолетов У-2, у которых в полетном задании записано: «…перелет с аэродрома подскока…». Взлет произведен в 2.00. Далее приведем записи из журнала:

- 10.04.42г., самолет У-2 №9638 экипаж: летчик сержант Тихомиров Виктор Васильевич, штурман старший сержант Сидоров Константин Николаевич, авиамеханик старшина Лазарев Петр Алексеевич (других пассажиров в журнале не указано). По воспоминаниям бывшего авиамеханика (а затем техника звена) Ивана Алексеевича Стебунова, на борту так же находился заместитель командира АЭ по политчасти – Ибрагим Нухович Хуаджоков. Перелет с аэродрома подскока. Взлет в 2.00. Время посадки не указаны. Графы примечания и об исправности матчасти и состоянию экипажа не заполнены.

- 10.04.42г., самолет У-2 №1233 экипаж: летчик командир звена лейтенант Тачаев Александр Евгеньевич, стрелок-бомбардир сержант Сафонов Лев Александрович, механик авиационный техник- лейтенант Гусев Петр Иванович (других пассажиров в журнале не указано). Перелет с аэродрома подскока. Взлет в 2.00. Время посадки не указаны. Графы примечания и об исправности матчасти и состоянию экипажа не заполнены.

- 10.04.42г., самолет У-2 №1351 экипаж летчик младший лейтенант Мишаков Петр Гаврилович, штурман Яшин Владимир Никифорович, техник Штейман Давид Лазаревич (других пассажиров не указано). Перелет с аэродрома подскока. Взлет в 2.00. Время посадки указано в 12.33. И сделана дополнительная запись: «…сидели на вынужденной в Грядах…». Графы примечания и об исправности матчасти и состоянию экипажа не заполнены.


Яшин Владимир Никифорович.

Тем самым стало понятно, что самолет У-2 №1233 потерпел аварию в ночь с 9 на 10 апреля 1942 года. В экипаж данного самолета при его перелете входили (к сожалению, не удалось установить имя еще одного военнослужащего принимавшего участие в данном полете):

- командир звена, лейтенант Тачаев Александр Евгеньевич, 1906 г.р., уроженец: РСФСР г.Москва. Семья проживала: Марийская АССР Ронгинский район. Мобилизован Московским РВК в 1941г.;

- стрелок-бомбардир, сержант Сафонов Лев Александрович, 1923 г.р., уроженец: Татарская АССР Арский район г.Арск, семья проживала: РСФСР Челябинская область Еткульский район. Кадровый, мобилизован Еткульским РВК в 1940г.

- механик авиационный техник-лейтенант Гусев Петр Иванович, 1916 г.р., уроженец: РСФСР Курская область Малоархангельский район. Семья проживала Северо-Осетинская АССР Левобережный район. Кадровый, с 17.10.1937г.

Но как стало понятно из этих документов, мы выяснили обстоятельства первой аварии данного самолета. А вот как он разбился в районе Малого Замошья еще предстоит уточнить. Скорее всего, фрагменты разбитого самолета с заводским номером 1233, были эвакуированы с места аварии, которая произошла 10 апреля 1942 года в районе болота Волховский Мох, и были использованы в ремонте другого самолета (номер которого пока нам не известен). В последствии именно отремонтированный самолет (с использованием фрагментов самолета 1233), и был потерян окончательно в районе Малого Замошья. Это подтверждается воспоминаниями бывшего авиатехника Ивана Алексеевича Стебунова, которые опубликованы в упоминаемой выше книге «Воевали в Маловишерском небе». Правда он описывает ремонт второго самолета (летчик Тихомиров), который разбился в этот же день 10 апреля 1942 года. Но раз, в ремонте использовали фрагменты этого самолета, то могли впоследствии найти и эвакуировать фрагменты самолета Тачаева:

«…Например, в деревне Александровское из двух разбитых самолетов собрали один. Саша Помитих (правильная фамилия Пометихин – авт.) и Костя Сидоркин (правильная фамилия Сидорин – авт.) возвращались с задания, стало светло, их преследовал истребитель Ме-109, перебил лонжерон фюзеляжа, они кое как дотянули до аэродрома в Александровском и совершили вынужденную посадку. Второй самолет был вытащен техническим составом 1-й эскадрильи из болота, во время разлива воды, весной. На этом самолете погиб наш боевой товарищ и друг авиамеханик Петя Лазарев. Они возвращались с бомбежки на базу. В этом самолете летел комиссар Хуаджоков. Их застал сильный туман, они пошли в тумане на вынужденную посадку, на болото и разбили самолет. Не помню, кто был летчиком. Я в тот день прилетел благополучно, у меня был летчик Иван Саламонов и штурман Костя Сидорин. Я тогда восхищался умением и смелостью пилота. Саламонов был молод, у него даже усы не росли, шустрый, боевой такой, остался жив. Летал в аэрофлоте г.Ленинграда. Ходил на Ледовую разведку. Умер от рака…».

Поэтому нас еще ждут впереди открытия, при изучении архивных документов, которые смогут окончательно приоткрыть занавесу тайны, кто-же управлял и был на борту разбившегося самолета У-2, обломки которого нашли новгородские поисковики у Малого Замошья.

Информация о втором самолете найденным новгородскими поисковиками пришла к нам во Всероссийский информационно-поисковый центр (г.Казань) еще весной 2010 года. Тогда, поисковиками отряда «Красная Звезда» (г.Малая Вишера, руководитель Георгий Васильев) в районе восточнее Мясного Бора 1,5 км (рядом с дорогой Мясной Бор – Захарьино) нашли место падения и обломки самолета У-2. На остатках мотора М-11 удалось найти его заводской номер: 01609. Останков экипажа также найдено не было.


«Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.


«Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.


«Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.

Мотор М-11 самолета Гервицкого-Сафонова.

К сожалению, в то время данного номера не оказалось в нашей базе данных. Но сейчас, работая с документами 844-го транспортного авиационного полка (бывшего 697-го НБАП) удалось найти этот номер.

Данный мотор был установлен на самолет У-2 (заводской номер 1295) построенный на казанском 387-й авиационном заводе, в конце 1941 года. С завода, самолет поступил в состав 697-го НБАП, и вместе с полком прибыл на Волховский фронт.

Благодаря архивных документам удалось проследить весь сложный боевой путь этого самолета. В этом нам помог журнал учета боевых вылетов полка.

Так в записи 17 февраля 1942 года, говорилось, что самолет У-2 №1295 в составе экипажа летчика лейтенанта Горелова Николая Васильевича и стрелка-бомбардира лейтенанта Вырупаева Макара Романовича, выполнял задачу по перевозке продуктов из Малая Вишера в район д.Дубовик. Именно в деревне Дубовик находился в то время штаб 13- го кавалерийского корпуса, который в составе войск 2-й Ударной армии наступал в общем направлении на Любань. Полеты выполнялись в составе трех самолетов ночью. На борту самолета находились продукты общим весом 144 кг. Самолет был разбит при посадке в д. Дубовик.

На 20 марта 1942 года (когда в подразделениях ВВС всех фронтов и тыловых округов, производился запланированный переучтет самолетов и моторов) данный самолет с заводским номером 1295, учтен в документах полка, как находящийся на вынужденной посадке в д. Дубовик.

И вот опять мы имеем возможность использовать книгу Игоря Никитина «Воевали в Маловишерском небе», где приводятся воспоминания упомянутого выше авиатехника 697-го НБАП И.А. Стебунова, который и рассказывает о том, как удалось восстановить разбитый самолет зимой 1942 года и ввести его в строй:

«…Помню такой боевой эпизод: наш полк входил в состав ВВС 2-й Ударной армии которая прорвала линию фронта противника в районе деревни Мясной Бор, углубилась на 80 км, и оказалась в окружении немцев. Помню это было в марте 1942 года, наш полк выполнял перевозку груза в окруженную 2-ю Ударную армию, с посадкой у деревни Дубовик. Посадочная площадка была совсем не оборудована для ночных посадок самолетов. При посадке с грузами летчик зацепился за сосну и разбил самолет. Считали: восстановить невозможно, нужно крыло, а как его достать в окружении? Командование приказало мне взять все необходимое и отправиться в д. Дубовик, чтобы снять все, что можно с разбитого самолета и, главное, дефицитные части мотора и переправить их на базу полка. Это было 18-го марта, я с капитаном (в то время лейтенант – авт.) Гореловым вылетел ночью с грузом: везли для войск боеприпасы. Линию фронта (р. Волхов) пролетели благополучно, хотя немцы стреляли заградительным огнем и рыскали прожекторами. Сели у д. Дубовик тоже благополучно. Помню, на посадочной площадке, у опушки леса, распоряжался военный в шубе и в валенках без знаков различия. Мне сказали – это генерал Гусев. Доложили ему о цели прилета, генерал приветствовал меня, тут же выделил двух солдат в охрану, в помощь мне. Самолет был разгружен, уложили раненых. Горелов улетел обратно. С помощью солдат сибиряков добрался к самолету, уже занесенному снегом. При помощи карманного фонарика, бегло осмотрел его и сразу пришла мысль восстановить машину на месте, снять нужные детали всегда успею. Самолет был новый, выпуска военного времени. Сколько людей трудились, чтобы изготовить его. Нужно верхнее крыло, нижнее можно перкалью заклеить и другое можно исправить на месте. Восстанавливать необходимо здесь на месте и перегнать самолет своим ходом на базу. Срезал прутик лозы, промерил крыло и расстояние от элерона левой плоскости до элерона правой плоскости. Оказалось, что крыло можно подвязать снизу, во внешней подвеске. Но резко уменьшится подъемная сила крыла. На базе могут испытать, взлететь с подвешенным крылом. Это дело новое. Не слышал об этом. Горелова Н.В. я давно знал, с начала 1938 года, по 34-ому истребительному авиаполку и боевым действиям в районе реки Халхин-Гол, в 1939 году в 22-ом истребительном авиаполку. Я был уверен, что крыло сумеют привезти по воздуху. Правда, еще мешали задние верхние узлы амортизаторов лыж, но можно временно подвязать к нижним лонжеронам фюзеляжа. Другие детали, как воздушный винт, амортизаторы стойки шасси и другое можно привезти в фюзеляже. В эту же ночь в одном из шалашей в лесу, при освещении костра, написал докладную записку капитану Горелову, где изложил свои соображения по поводу восстановления самолета на месте, что касается крыла, то, как его можно привезти самолетом, я описал свою идею. Записку передал с первым отлетающим летчиком в Малую Вишеру. В следующую ночь капитан Горелов Н.В. привез воздухом крыло, воздушный винт и другие детали, а так же необходимый инструмент и материалы, нужные мне для восстановления самолета на места.

Дней через 6-7 я восстановил самолет с помощью солдат, выделенных мне в подмогу, и подготовил его к перелету на базу полка. Долго не пришлось ждать летчика Горелова, с которым мы перелетели на базу полка в Малую Вишеру. На базе сделали некоторые доработки и самолет снова вернулся в строй. Это был первый случай, когда крыло самолета перевозили по воздуху, самолетов. Деревня Дубовик была сильно разрушена, оставалось несколько домиков, холод был 25-27 градусов.

Наземные войска 2-й Ударной армии были в лесах (деревни были разбиты) построили себе шалаши из веток хвои, обогревались кострами в шалашах. Делать землянки было бесполезно, заливало грунтовой водой. Восстановить разбитый самолет в полевых условиях, зимой, при сильных морозах, в окружении наших войск, где фрицы летали над нами днем и ночью, дело непростое.

Прошло уже более сорока лет, но я помню, как это доставалось и особенно мне тягостно было, когда менял узлы несущих плоскостей, амортизаторной ножки шасси на сильном морозе. Да, тогда я был молод (28 лет) и была, и также выносливость. Прислали тогда мне из полка лампу для подогрева ППЛ-1. Она меня спасала, я мог разжечь ее, нагреть кипятку, размочить сухари, тем самым позаботиться о себе и солдатах сибиряках, выделенных мне в помощь. Ночью разжечь лампу и подсветить фонариком было опасно, всюду немцы барражировали над нами и сбрасывали бомбы...».

Эти воспоминания еще раз убедили нас, что самолет при первой аварии был восстановлен и стал принимать участие в боевых вылетах. Последняя запись о вылете самолета У-2 с заводским номером 1295, появилась 11 июня 1942 года.

В этот день экипаж в составе летчика сержанта Гервицкого и стрелка-бомбардира сержанта Сафонова выполнял задание по выброске продуктов питания окруженным частям 2-й Ударной армии в районе Новая Кересть. С выполнения задания экипаж не вернулся. С этого дня два отважных авиатора начали значатся в списках пропавших без вести. В экипаж самолета входили:

- летчик сержант Гервицкий Владимир Иванович, 1920 г.р., уроженец: РСФСР Вологодская область г.Вологда, отец Иван Иванович, проживал: Грузинская ССР г.Тбилиси, общежитие завода №31, кадровый;

- стрелок-бомбардир звена сержант Сафонов Лев Александрович, 1923 г.р., уроженец: Татарская АССР г.Арск. Семья проживала: РСФСР Челябинская область Еткульский район д.Коркино, 4-х квартирные брусчатые дома. Мобилизован Еткульским РВК.


Гервицкий Владимир Иванович.


Из книги И.Н. Никитина о Сафонове фото родителей.

Как говорилось выше, маловишерским поисковикам на месте гибели самолета найти останки экипажа не удалось. И это прояснилось, когда мы стали отрабатывать учетные документы погибших членов экипажа. Так как самолет упал на территории, которая находилась в ближнем тылу советских войск, спустя некоторое время, трупы погибших летчиков были обнаружены и перевезены на одну из полевых площадок полка для захоронения.

Так, в соответствии с приказом МО РФ по кадрам №244 от 29.12.1990г., погибшие сержант Владимир Гервицкий и сержант Лев Сафонов учтены похороненным в дер.Дворищи (ранее Полищи) Маловишерского района Новгородской области.

Так, благодаря работе с архивными документами, удается выяснять судьбы членов экипажей самолетов, места падений которых находят поисковики в лесах и болотах. Как говорилось выше, за годы нашей работы удалось собрать в общую базу данных большой массив архивной информации, в которой сведены в единую систему данные о номерах самолетов и моторов, с указанием временных рамок, территориальной принадлежности событий и именами членов экипажей данных самолетов. После каждого возвращения из архивов удается добавить к этой базе данных еще не одну сотню записей, которые и позволяют открывать неизвестные ранее страницы большой и страшной войны. А впереди, нас ждет еще много открытий… Многие документы архива еще ждут своих исследователей.

Поисковики Татарстана выражают искреннюю благодарность начальнику Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации Олегу Дмитриевичу Панкову, специалистам архива Юлии Владимировне Венгер, Ольге Сергеевне Часовитиной, и руководителю Новгородской областной общественной организации «Поисковый отряд «Находка» (г.Демянск Новгородской области) Александру Петровичу Морзунову, руководителю Маловишерской поисковой группы «Память» Игорю Николаевичу Никитину, руководителю Маловишерского поискового отряда «Красная Звезда» Георгию Николаевичу Васильеву.



Информацию подготовил И.Г.Прокофьев,
ведущий специалист ВИПЦ,
руководитель отдела РОМО "Объединение "Отечество" РТ,
координатор проекта «Крылья Татарстана»
г.Казань.




Проект «Крылья Татарстана» направлен на восстановление самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и Благотворительного фонда «Татнефть».





Наверх