Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025



Новости 2025 г.



АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РАСКРЫВАЮТ ТАЙНЫ ПОГИБШИХ ЭКИПАЖЕЙ


«Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.

Эта история уходит корнями в период 1994-2015 годов, когда сотрудники Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан занимались работой по созданию реестра воинских захоронений и установлением имен всех погибших и умерших от ран на территории Республики в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Итогом, той кропотливой работы стало издание в 2009 году Каталога воинских захоронений, а в 2015 году Реестра воинских захоронений в Республике Татарстан. Параллельно этому, мы с 2012 года работали над проектом, в котором проследили судьбы авиаторов погибших на территории Татарской АССР, в период 1941-1945 годов. На основании этих исследований, проведенной архивной и полевой поисковой работы, в 2013 и 2018 годах были подготовлены к печати и вышли в свет два издания книги «Всех назовем поименно. Биографический каталог военнослужащих военно-воздушных сил Красной Армии, военно-морского флота и Гражданского воздушного флота, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Республики Татарстан».

«Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.

Дело в том, что в период Великой Отечественной войны город Казань и прилегающие к ней районы республики стали определенным авиационным центром. Здесь, располагались три авиационных завода. 22-й авиационный в Казани (эвакуированный в октябре 1941 года, 22-й Московский завод, слился с 124-м Казанским заводом) выпускал самолеты Пе-2 и Пе-8. В Адмиралтейской Слободе г.Казань был развернут эвакуированный из Ленинграда 387-й авиационный завод, который выпускал самолеты У-2. На границе Татарской АССР и Марийской АССР в городе Волжске, свою продукцию в виде учебных самолетов Ут-2, выпускал 168-й авиационный завод, эвакуированный из Рязани. Выпускаемые этими заводами самолеты облетывали летчики-испытатели летно-испытательных станций и военпреды заводов. Помимо этого, для перегонки самолетов на фронт на 22-м заводе была сформирована специальная 1-я перегоночная авиационная эскадрилья ВВС Красной Армии (в 1944 году переформированная в 211-й авиационный полк по перегонке самолетов- бомбардировщиков). В 1941 году в Казани был сформирован (на базе 163-го резервного авиационного полка) 9-й запасной авиационный полк, в основные задачи которого входило обучение летно-подъемного состава (летчиков, штурманов и воздушных стрелков-радистов), прибывающего из военных авиационных школ и училищ, школ младших авиационных специалистов, боевому применению самолетов Пе-2. Именно в запасном полку экипажи «слетывались», получали знания и навыки использования этого нового грозного оружия. В это же время с фронтов, в Казань стали прибывать целиком, боевые полки ВВС Красной Армии, и отдельные авиационные эскадрильи. Большинство из них, первые дни войны встретили на устаревших самолетах СБ, и понесли большие потери в материальной части и личном составе. Но те, кто выжил в первые месяцы войны, уже имели колоссальный боевой опыт. Именно они должны были в ускоренном режиме, получить, освоить, научиться бить врага на новых и современных, по тем временам, самолетах Пе-2. Зачастую, обучение в 9-м ЗАП боевые полки проходили в течение двух-трех месяцев. Получив новые самолеты, облетав их, пополнившись личным составом, полки снова убывали на фронт, чтобы громить вторгшихся на нашу землю захватчиков.

Летом 1942 года, на территории Татарской и Марийской АССР была развернута 8-я запасная авиационная бригада, которая помимо уже имеющегося в Казани 9-го ЗАП, включила в свой состав передислоцированные из других военных округов 3-й запасной авиационный полк (с дислокацией в городе Йошкар-Оле) и 18-й запасной авиационный полк (с дислокацией в городе Чистополе). Количество проходящих переобучение и формирование новых полков значительно увеличилось. Кроме этого, в составе ЗАПов формировались отдельные летные экипажи, которые по мере своей подготовки, вместе с самолетами убывали на фронт. Почти ежемесячно, в Казань прибывали группы перегонщиков из фронтовых полков ВВС Красной Армии и ВВС ВМФ, которые получали на 22-м заводе выпущенные самолеты Пе-2, и перегоняли их в свои части.

В период осени 1941 года на территорию Татарской АССР, были эвакуированы 1-й и 2-й Ленинградские, 1-й Московский, Новгородский, Псковский, Боровический аэроклубы, которые влились в работу Казанского, Чистопольского и Зеленодольского аэроклубов по авиационной подготовке личного состава для ВВС Красной Армии. В городе Бугульме была развернута 104-я учебная авиационная эскадрилья Гражданского воздушного флота (ГВФ) первоначальной подготовки пилотов для ВВС Красной Армии.

Известно, что с середины 1942 года начала действовать воздушная трасса, по которой стали перегонять американские самолеты из Аляски, через Сибирь в центральные регионы СССР. Эта трасса стала известна под названием «Алсиб». Полки 1-й перегоночной авиационной дивизии перегоняли технику лётом, до Красноярска. Далее ее получали армейские подразделения ВВС Красной Армии и ВВС ВМФ, или дальнейшую перегонку осуществляли 9-й перегоночный авиационный полк (базирование в Красноярске) и 17-я отдельная перегоночная авиаэскадрилья (базирование в Свердловске).


«Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.

Схема воздушной трассы Москва - Хабаровск.

Параллельно этой трассе действовал второй путь, по которому перегоняли самолеты советского производства, изготовленные на заводах Новосибирска, Иркутска и Дальнего Востока. На этом пути действовала специально сформированная 12-я особая авиагруппа (ОАГ) Гражданского воздушного флота (ГВФ), которая была создана 15 марта 1942 года (в мае 1943 года переформирована в 73-ю вспомогательную авиационную дивизию Авиации дальнего действия (АДД), в составе 104-го и 105-го вспомогательных авиационных полков).

Маршруты обеих трасс пересекались в Казани. Центральный аэродром стал огромным перевалочным узлом, через который транзитом на фронт следовали группы самолетов. Была сформирована 118-я авиационная комендатура промежуточного аэродрома Казань, на которую возлагаются обязанности по координации и руководству полетами на вверенной ей территории. Точно такие же промежуточные авиакомендатуры формируются отделами перелетов штабов ВВС военных округов по всей стране, где проходили линии воздушных перелетов. Все воздушное пространство страны получает четко разграниченные линии.

Как говорилось выше, на Центральном аэродроме Казани дислокация авиаподразделений возрастает, помимо базирования 9-го ЗАП и звена Управления 8 ЗАБр (которые использовали самолеты различных типов, таких как: Пе-2, УСБ, Р-5, С-1, Ли-2, Як-6, У-2, ТБ-3), на этом же аэродроме находился 204-й отдельный авиаотряд спецприменения при СНК Татарской АССР.

Тем самым, в период 1943 – 1944 годов Центральный аэродром Казани становиться одним из крупнейших промежуточных центров по транзиту самолетов как иностранного (в большинстве своем – американского), так и отечественного производства. Кроме того, увеличивается количество и приписанных по месту дислокации авиационных полков и отдельных авиаподразделений. В мае 1943 года, тут базируются, кроме уже вышеназванных частей, 2-я авиационная эскадрилья 632-го истребительного авиаполка ПВО, резерв ВВС Приволжского военного округа, 29-й пеленгаторный пункт, отдельная истребительная группа ПВО. В августе – октябре 1943 года Центральный аэродром Казани становится штатным аэродромом 743-го истребительного авиационного полка ПВО, который боевым дежурством на земле оборонял военно-промышленные объекты района городов Казани и Зеленодольска, где размещались военно- стратегические объекты. Сам полк непосредственно подчинялся и был штатной единицей 142-й истребительной авиадивизии ПВО Восточного фронта ПВО. Целью образования в июне 1943 года этого оперативно- стратегического объединения войск ПВО стало прикрытие с воздуха размещенных в глубоком тылу предприятий оборонной промышленности и инфраструктуры городов СССР.

Помимо центрального аэродрома в городе Казани, также интенсивно использовались и другие аэродромы, и площадки, находящиеся на территории республики.

В особых указаниях по производству полетов с аэродромов Казанского аэроузла (указания датированы 5 февраля 1943 года и утверждены командиром 9-го ЗАП майором Скибо), говорится:

«…В Казанский аэродромный узел входят:

а) аэродромы 9 ЗАП расположенные – главный на восточной окраине Казани, и аэродром 9 ЗАП – Самосырово, расположенный 15 км восточнее Казани по Мамадышскому тракту.

б) аэродром аэропорта и отряда ГВФ (он же главный аэродром 9 ЗАП).

в) площадки аэроклубов, расположенные северо- восточнее 1 км деревни Сухая Река.

г) аэродромы авиазаводов: № 22, расположенный 4-5 км севернее города Казани и № 387, расположенный 5-6 км западнее города Казани…».

Понятно, что при такой массовой концентрации авиационных подразделений и служб, постоянном учебно-боевом и служебном применении авиационной техники, в небе над республикой стали происходить различные чрезвычайные события (отказ материальной части, плохие метеоусловия, ошибки пилотирования и т.д.), которые приводили к внештатным ситуациям, результатом которых становились авиационные катастрофы и аварии.

В книге «Всех назовем поименно» нами были опубликованы имена 241 авиатора, чьи жизни оборвались в небе Татарстана. Но работа по установлению, имен и судеб погибших в годы войны продолжается и в настоящее время. Еще остаются «белые пятна» и мы не знаем обстоятельств гибели и имен погибших летчиков, штурманов и воздушных стрелков-радистов, других авиационных специалистов разбившихся в авиационных катастрофах в Рыбно-Слободском, Бугульминском, Пестречинском, Лаишевском районах Республики Татарстан. Еще много тайн хранит в себе история Великой Отечественной войны. Но мы продолжаем исследовательскую работу в архивах, выезжаем в полевые экспедиции, где встречаемся с местными жителями и проверяем «старые местные» легенды.

При издании книги «Всех назовем поименно» мы ограничили себя географическими границами Республики Татарстан. А ведь очень много экипажей самолетов, вылетевших из Казани на фронт, гибли в катастрофах над другими регионами по пути своего следования. И судьбы этих воинов, до сих пор в большинстве своем, остаются неизвестными. Работая с документами архивов, мы также выписывали эти сведения, но, как говорилось выше, данные события не включали в нашу книгу. Так, сведения, о погибших экипажах 3-го запасного авиационного полка 8-й ЗАБр, которые произошли на территории Марийской АССР, мы отправили нашим коллегам поисковикам в Республику Марий-Эл. Их имена сейчас увековечены на памятных знаках, находящихся на воинских захоронениях в соседней республике. Имена других членов экипажей самолетов, погибших при перелетах из Казани на фронт, были переданы нашим соратникам в Чувашскую и Удмуртскую Республики, Нижегородскую и Владимирскую области.

Но многие истории, еще требуют продолжения изучения, в них еще не поставлена последняя точка. В некоторых документах, события 80-летней давности описаны частично, имена погибших указываются с некоторыми ошибками, или не упомянуты полностью. Поэтому мы продолжаем эту работу, и сейчас расскажем об очередном исследовании, которое получило свое продолжение в наши дни.


Так, работая с архивными документами 276-й бомбардировочной авиационной дивизии в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО фонд 20246 оп.2 д.13), мы выписали сведения о катастрофе самолета Пе-2, которая произошла 5 июня 1944 года в Ярославской области.

В архивном деле сохранился только Акт, составленный комиссией, обследовавшей место катастрофы самолета. Данный акт был составлен на одном листе, и в нем, в первую очередь, были описаны последствия катастрофы и состояние самолета, который после этого списали. В акте полностью были указаны заводские номера самолета и моторов. Что касается сведений об экипаже самолета, в документе были указаны только фамилии, информация об их состоянии и судьбе после катастрофы отсутствовала. Экипаж сформированный на базе 9-го ЗАП для 58-го бомбардировочного авиационного полка, вылетел из Казани на Ленинградский фронт в составе сводной группы перегонщиков. В документах указывалось, что пилотировал самолет младший лейтенант Евграфов В.И., штурманом самолета был указан старший сержант Стрижанов, воздушным стрелком-радистом красноармеец Солдатченко. У штурмана и стрелка в документах, даже не были указаны их инициалы.

В акте обстоятельства трагедии были описаны следующим образом:

«…5 июня 1944 года при перелете 58 БАП на самолетах Пе-2 по маршруту Казань-Ярославль самолет, пилотируемый летчиком младшим лейтенантом Евграфовым В.И., потерпел катастрофу 12 км юго-восточнее Ярославского аэродрома. При первом заходе на посадку летчик Евграфов ушел на второй круг, так как провести посадку ему мешал впереди садящийся самолет Бостон летающий по кругу. Второй раз зашел на посадку неправильно (под углом 25-30 % с правой стороны на Т) вследствие чего усложнил себе расчет и ушел на третий круг, перед четвертым разворотом убрал шасси, отвернул от аэродрома и с работающими моторами ушел юго-восточнее аэродрома Ярославля, при чем все заходы на второй круг, как и полеты по кругу совершал с выпущенными шасси. Летчик находился на высоте 400 метров и от аэродрома в двух километрах, мог вполне произвести посадку на аэродроме по любой причине, так как аэродром вполне позволяет садится в любом направлении.

Комиссия прибыв на место катастрофы установила: самолет Пе-2 пилотируемый летчиком Евграфовым произвел вынужденную посадку вне аэродрома (в лес) …(…)… При вынужденной посадке в лес правым крылом задел за опушку леса, самолет потерял скорость, упал на правое крыло, ударился правым мотором, сделал полный капот.

Самолет Пе-2 № 15/325 с моторами М-105пф подлежит списанию. Моторы №№ 45-5683, 42-5678 требуют разборки на запчасти…».

В этом же деле было приложено сопроводительное письмо штаба 58-го БАП на имя начальника штаба 276-й БАД, где указывалось, что в штаб дивизии направляется рапорт заместителя командира авиационной эскадрильи 58-го БАП капитана Николая Ибрагимовича Абдюшева, который принимал участие в этом перегоне самолетов, и был свидетелем катастрофы. Но в самом деле этого рапорта не оказалось!

И все…

«Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.

Абдюшев Н.И.

Но в авиационных документах той поры четко прослеживалась определенная тенденция, что написанное в отчетных документах слово – «катастрофа», говорило о том, что при данном событии, произошла гибель экипажа (или кого-то из членов экипажа) самолета. Если в отчетах, писалось слово: «авария», то это означало, что хоть и самолет мог быть разбит полностью, но экипаж остался в живых. В нашем же случае, однозначно фигурировало слово: «катастрофа».

И только на днях, изучая документы Отдела перелетов штаба ВВС Красной Армии за 1944 год (ЦАМО: фонд 35, опись 11277 д.109), удалось найти сводку летных происшествий за 5 июня 1944 года, в которой говорилось:

«…При перелете группы Пе-2 (34 гв.БАП 13 ВА) по маршруту Казань-Ярославль, один Пе-2, юго-восточнее Ярославль 10 км, д.Телищево, потерпел катастрофу. Летчик младший лейтенант Евграфов тяжело ранен, штурман старший сержант Стрижанов и стрелок Солдатченко погибли – причина катастрофы уточняется…».

«Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.

Донесение отдела перелетов.

Как говорилось выше, в документах указывались только фамилии членов экипажей, и лишь у летчика были указаны его инициалы. В первую очередь мы стали искать сведения о погибшем штурмане самолета. Так, набрав указанную фамилию – «Стрижанов», в информационной системе Министерства обороны Российской Федерации «Память Народа», которая в настоящее время объединяет все ранее созданные общедоступные банки данных «Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», мы не нашли сведений о таком воине, который бы подходил по всем необходимым нам параметрам.

Тогда мы ввели в запрос дополнительные параметры поиска, указав, что интересующие нас лицо относится к военно- воздушным силам. И тут интерактивная система выдала информацию на военнослужащего по фамилии «Стрыжаков». К этой персоналии интеллектуальной системой информационного портала были «подвязаны» три документа: донесение в/ч 54895, письмо Руднянского РВК Сталинградской области и приказ об исключении из списков Красной Армии.

Самым информативным документом оказалось донесение, высланное в адрес родителей погибшего из части с полевой почтой № 54895. За аббревиатурой указанных чисел скрывалось название части: 147-я комендатура аэродрома ВВС Красной Армии. В этом донесении, которое было отправлено 9 июня 1944 года, говорилось:

«…Ваш сын, брат Стрыжаков Павел Александрович при выполнении служебных обязанностей погиб 5 июня 1944 года в 13.30 во время катастрофы самолета Ярославская область, Ярославский район, деревня Телищево. Похоронен в д.Телищево.

Если Вы желаете посетить могилу погибшего т.Стрыжакова П.А. можете прибыть в г.Ярославль войсковая часть, полевая почта 54895 к командиру части…»

Стрижаков П.А. Извещение. «Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.

Следующим документом было письмо Руднянского райвоенкомата Сталинградской области от 30 мая 1945 года в адрес командира части п/п 54895:

«…Прошу срочно выслать извещение о смерти младшего лейтенанта Стрыжакова Павла Александровича, погибшего 5 июня 1944 года, при катастрофе самолета в Ярославской области Ярославского района в д.Телищево. Извещение необходимо для оформления материалов на назначение пенсии семье погибшего. С ответом прошу не задерживаться. Отец Стрыжаков Александр Ефимович проживает Сталинградская область Руднянский район с.Рудня, ул.Советская, д.29…»

В приказе НКО об исключении из списков Красной Армии говорилось:

«…младший лейтенант Стрыжаков Павел Александрович, состоящий в распоряжении командира войсковой части №55701, погиб 5 июня 1944 года…»

Данный номер в/ч относился у Управлению 13-й воздушной армии, что говорило о том, что экипаж, окончив формирование в составе 8-й запасной авиационной бригады в Казани, был распределен на Ленинградский фронт. Вылетел в составе группы 58-го бомбардировочного авиационного полка, но по факту в состав полка не прибыл (так как погиб в катастрофе) и потому в штат полка не был зачислен. Поэтому данные об этом экипаже, и не отложились в делах по личному составу 58-го БАП и всей 276-й бомбардировочной авиадивизии. Разночтение же в воинских званиях погибшего (напомним, что в документах по катастрофе, он учтен как старший сержант, а в документах о гибели указывается, что погибший имел звание младшего лейтенанта) тоже объяснятся просто. Скорее всего, приказ о присвоении первичного офицерского звания – младший лейтенант уже был подписан, но в отдел кадров части, он еще не поступил, и поэтому в свой последний полет Павел Александрович вылетел еще в звании старшего сержанта.

Но, как оказалось далее, эти документы в архиве Минобороны России оказались не единственными. Установив дополнительные поисковые опции в системе «Память Народа», уже по месту гибели, удалось выйти на следующий пласт документов, которые уточняли фамилию штурмана и указывали точное место его захоронения. Так, в нашем распоряжении появилась переписка Ярославского РВК Ярославской области с родными Павла Александровича. В этих документах выяснилось, что правильная фамилия погибшего, не Стрижанов, и не Стрыжаков, а – Стрижаков. Оказывается, что еще в 1971 году мать Павла Александровича – Анна Ивановна Стрижакова, обратилась в адрес военкома с просьбой сообщить о состоянии могилы своего сына. И для Ярославского райвоенкома это было открытием. Благодаря этому обращению, также удалось выяснить, что географически могила погибшего штурмана самолета, в действительности находится в д.Петрово, рядом с Петропавловской церковью. Дело в том, что деревни Телищево и Петрово соседствуют друг с другом, и их разделяет всего лишь железная дорога, идущая из Ярославля на Нерехту. А старое кладбище, которое использовалось в военные годы, как раз и находится в деревне Петрово. Так, благодаря этой переписке, могила штурмана самолета 58-го бомбардировочного авиационного полка младшего лейтенанта Павла Александровича Стрижакова была поставлена на государственный учет как воинское захоронение. Это подтверждается и размещенными на сайте «Память Народа» двумя учетными карточками воинского захоронения от 1996 и 2011 годов. Кроме этого, необходимо добавить, что данное захоронение находится в северо-восточной части прицерковного кладбища, в 12 метрах от углового столба ограды в направлении Петропавловской церкви.

Стрижаков П.А. Могила. «Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.



Стрижаков П.А. Паспорт воинского захоронения.

Стрижаков П.А. Могила. «Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.

Петропавловская церковь, село Петрово.

Далее мы приступили к поиску полных данных на летчика самолета младшего лейтенанта Евгафова В.И., и воздушного стрелка-радиста красноармейца Солдатченко. Из первичных документов, по расследованию данной катастрофы нам было известно, что летчик получил тяжелые ранения и был отправлен в госпиталь, а стрелок погиб при катастрофе.

Так, первым документом, который удалось найти в интерактивной системе «Память Народа» оказалась книга учета умерших 396-го эвакуационного госпиталя, в которой имелась следующая запись:

«…красноармеец Солдатченко (имя, отчество – не указано) 1925 года рождения, военнослужащий 276-й Гатчинской авиационной дивизии, умер от сотрясения и кровоизлияния в мозг в июне 1944 года…».

Причем в документе не были указаны - точная дата смерти и место захоронения. Других сведений об умершем после катастрофы самолета, воздушном стрелке-радисте Солдатченко в базе данных найти не удалось.

Солдатченко. Книга учета умерших ЭГ 396. «Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.

Лишь можно предположить, что речь идет о военнослужащем Солдатченкове Олеге Афанасьевиче 1925 года рождения, уроженце города Москвы (адрес проживания до призыва: г.Москва, Электрический переулок, д.6, ком.56). На данного воина сохранились лишь всего два документа: Донесение военного комиссара Советского РВК города Москвы, что призывник Солдатченков О.А., врачебной комиссией Московского гарнизона от 3 сентября 1943 года признан годным для поступления в летную школу. И 10 сентября 1943 года направлен из сборного пункта Московского ГВК в Челябинскую военную авиашколу механиков. Но пока это только предположение.

Солдатченко Олег Афанасьевич. «Крылья Татарстана». Татарстан. 2025 г.

Дальнейший поиск, был направлен на установление полных данных летчика самолета. Напомним, что в документах были указаны только его фамилия и инициалы «Евграфов В.И.», но мы точно знали, что он имел первоочередное офицерское звание – младший лейтенант. Поэтому в первую очередь были проверены учетно-послужные документы офицеров, где и удалось найти его карточку. В УПК говорилось, что Василий Иванович Евграфов, 1921 года рождения, уроженец села Новоселки Чамзинского района Мордовской АССР. В июле 1941 года был мобилизован в Красную Армию. Проходил службу в составе 9-го запасного авиационного полка (г.Казань). Последним местом службы было отмечено – Управление 13-й Воздушной армии. Значился пропавшим без вести в августе 1944 года. Из этого документа выходило, что дальнейшая его судьба неизвестна. Но, вернувшись к книге учета умерших в 396-м эвакуационным госпитале, который дислоцировался в городе Ярославле, мы нашли запись:

«…Евграфов Василий Иванович, лейтенант, 276-я Гатчинская авиадивизия. Больше неизвестно. Поступил 5 июня 1944 года. Ушибленная рана головы, перелом основания черепа, кровоизлияние в мозг. Скончался 20 июня 1944 года. Адрес родственников: Мордовская АССР, остальное неизвестно…»


Тем самым, стало понятно, что последствиями катастрофы 5 июня 1944 года стала смерть всех трех членов экипажа самолета Пе-2. Штурман самолета младший лейтенант Павел Александрович Стрижаков погиб сразу же в день катастрофы, и был похоронен на кладбище у церкви в деревне Петрово Ярославского района. А летчик самолета младший лейтенант Василий Иванович Евграфов и воздушный стрелок- радист красноармеец Солдатченко (к сожалению, полных данных, мы так и не смогли установить) умерли от ран, полученных при катастрофе самолета находясь в Эвакуационном госпитале №396, который весь период Великой Отечественной войны располагался в самом городе Ярославле, по адресу ул.Революционная д.11 (в настоящее время Ярославский гарнизонный военный госпиталь).


Схема госпиталей и воинских захоронений в Ярославле.

Параллельно изучению архивных документов на интерактивном сайте «Память Народа», мы проверили копии архивных дел по 8-й запасной авиационной бригаде, и 9-му запасному авиационному полку, которые сделали в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации в период работы над книгой «Всех назовем поименно», о которой мы рассказывали выше.

Так, в алфавитной книге учета переменного состава и резерва 9-го ЗАП, за период января - июля 1944 года (ЦАМО, фонд 9 ЗАП, оп.462565, д.1) удалось найти сведения о летчике и штурмане самолета. Здесь необходимо отметить, что хоть данное архивное дело и называется «Алфавитная книга», но записи в ней сделаны хаотично, и поэтому чтобы найти необходимые сведения пришлось перелистывать все страницы дела (а их более 100), и дополнительно всматриваться, пытаясь разобрать записи, сделанные от руки, разными исполнителями.

«…Пилот, младший лейтенант Евграфов Василий Иванович, 1920 г.р., отправлен на аэр. Сиверская 01.06.1944 года;

Штурман, старший сержант Стрижанов Павел Александрович, отправлен на аэр. Сиверская 01.06.1944 года...»

В книге с социально-демографическими данными переменного состава 8-й запасной авиационной бригады за период с декабря 1943 по декабрь 1944 годов (ЦАМО, фонд 8 ЗАБр (20408), оп.2, д.14), было указано:

«…Пилот младший лейтенант Евграфов Василий Иванович, 1921 г.р., уроженец: Мордовская АССР Ладский район д.Новоселка, русский, кандидат в члены ВКП(б) с 1943г., крестьянин\рабочий, призван 1941г., 9 классов, окончил Омскую ВАШ пилотов в 1943г., на фронте не был, имеет налет на самолетах СБ, Пе-2, Р-5.

Штурман старший сержант Стрижанов Павел Александрович, 1921 г.р., уроженец: Сталинградская область Руднянский район д. Егоровка, украинец, член ВЛКСМ с 1936г., рабочий, учащийся, призван в 1940г., 10 классов, окончил Челябинскую ВАШ в 1943г., на фронте не был, имеет налет на самолетах СБ и Р-5…».

К сожалению, на воздушного стрелка-радиста самолета красноармейца Солдатченко такие сведения не найдены.


Книга учета переменного состава 9 ЗАП.

В настоящее время мы продолжаем исследовательскую работу по выяснению и установлению точного места захоронений на Ярославских кладбищах умерших от ран в ЭГ №396 младшего лейтенанта Евграфова и красноармейца Солдатченко.




Информацию подготовил И.Г.Прокофьев,
ведущий специалист ВИПЦ,
руководитель отдела РОМО "Объединение "Отечество" РТ,
координатор проекта «Крылья Татарстана»
г.Казань.




Проект «Крылья Татарстана» направлен на восстановление самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и Благотворительного фонда «Татнефть».




UPD
20.06.2025

После публикации данного исследования к работе по поиску сведений о месте захоронения летчика и воздушного стрелка радиста самолета, подключились наши коллеги-поисковики.

Первым откликнулся казанский исследователь военной истории (в настоящее время работает врачом в городе Москве) Игорь Константинович Нефедов, который сообщил, что, просмотрев архивные документы Эвакуационного Госпиталя №396, установил, что всех умерших от ран военнослужащих данный госпиталь хоронил на Леонтьевском кладбище города Ярославля.

Эти сведения подтвердила руководитель поискового отряда «Малая Родина» из города Ярославля Елена Евгеньевна Евграфова, которая посетила Леонтьевское кладбище и прислала в наш адрес фотографии, с именных плит захороненных воинов, на которых увековечены имена В.И.Евграфова и Солдатченко.

Почему их данные отсутствуют в учетной карточке (паспорте) воинского захоронения, относящейся к данному воинскому захоронению, пока не понятно.

Всероссийский информационно-поисковый центр (г.Казань) выражает слова благодарности за оперативную исследовательскую работу и отзывчивость Игорю Константиновичу Нефедову (г.Москва) и Елене Евгеньевне Евграфовой (г.Ярославль).


Воинское захоронение на Леонтьевском кладбище города Ярославля.


Увековечено имя лейтенанта В.И.Евграфова на Леонтьевском кладбище города Ярославля.


Увековечено имя рядового Солдатченко на Леонтьевском кладбище города Ярославля.





Наверх