1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
| 2025
Новости 2025 г.
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
НА МЕСТА ГИБЕЛИ САМОЛЕТОВ В ЛЕНИНГРАДСКОМ НЕБЕ
В период 22-28 сентября 2025 года инициативная группа проекта «Крылья Татарстана» из Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение Отечество» Республики Татарстан совместно с поисковиками отрядов «Небо Ленинграда», «Волховский фронт», «Высота» (все - город Кириши) и военно-патриотического клуба «ГТО Слава Разведки» (п.Будогощь) провели поисково-исследовательские работы на местах падений нескольких советских самолетов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Данные места падений самолетов были найдены поисковиками в прошлые годы, но установить судьбы членов экипажей данных самолетов тогда не удалось. Основной задачей данной экспедиции было проведение дополнительных поисковых работ на местах падений самолетов, с целью поиска заводских номеров самолетов и моторов, и более обстоятельного обследования местности, в поисках незахороненных останков погибших экипажей самолетов.

Основной упор был сделан на те локации, где были обнаружены обломки самолетов Пе-2, так как казанцев особенно интересовала сохранность обломков, которые можно было бы использовать в проекте «Крылья Татарстана» по восстановлению и реставрации самолета Пе-2. Кроме этого, в указанных районах проводилась дополнительная разведка, по проверке информации о новых местах падений самолетов, которая пришла от местных жителей (лесников, охотников, грибников). В работе экспедиции использовалась внедорожная техника киришских поисковиков.

Тем самым на территории Киришского района были отработаны места падений трех советских самолетов, найдено место падения немецкого самолета Ю-87, обследован район падения еще одного истребителя американского производства Р-40 «Киттихаук» (в годы войны поставлялся по поставкам ленд-лиза в СССР, и был на вооружении полков ВВС Красной Армии).
В результате на месте падения самолета Пе-2, упавшего в районе деревни Мемино, был обнаружен обгоревший поршень одного из моторов самолета, на котором удалось прочесть окончание номера: «РА …-570». В настоящее время ведется архивно- исследовательская работа с архивными документами, по установлению судеб членов экипажа данного самолета.


На месте падения другого самолета Пе-2, который упал на Ширинское болото, удалось найти заводской номер самолета: 1034. По которому, в базе данных Всероссийского информационно-поискового центра (созданной на основании архивных документов) сразу же нашлись сведения о судьбе самого самолета и экипажа.


Так, удалось установить, что данный самолет был из состава 138-го ближнебомбардировочного авиационного полка 2-й Резервной авиационного группы ВВС Ленинградского фронта. В оперативной сводке 2 РАГ за 13 октября 1941 года говорится:
«…138 ББАП в течение дня вел бомбардировочные действия по мотомехчастям противника в районе Сологубовка, Петрово, Турышкино…(…)…
В 15.35 шесть Пе-2 под прикрытием трех ЛаГГ-3 с высоты 1000 метров бомбардировочным ударом уничтожали танки, автомашины и артиллерию противника в д. Петрово. Цель поражена, сброшено ФАБ-100 20 штук, ФАБ-50 6 штук, ЗАБ-50 6 штук, АО- 25 16 штук. По цели вели пулеметный огонь, израсходовано 800 патронов, бомбардирование сфотографировано. Налет 8 часов 26 минут.
В районе цели были атакованы 9-ю Ме- 109 и одним Фокер-Вульф. В результате атаки подбит Пе-2, экипаж летчик лейтенант Голенков (правильно Голенко – авт.), штурман т. Сергеев (правильно Салбиев – авт.), стрелок-радист т.Стрельченко (правильно Слепченко – авт.). Сели южнее разъезда №6, 15 км юго- восточнее Кириши на нашей территории, экипаж имеет лёгкие ранения.
У второго самолета Пе-2, летчик капитан Алексеев была перебита гидропневматика шасси. Самолет сел на брюхо, стрелок-радист младший сержант Болотин убит, остальные самолеты произвели посадку благополучно.
Звено ЛаГГ-3 520 ИАП прикрывали бомбардировочные действия 138 ББАП и вели бой с самолетами противника. В результате воздушного боя младший лейтенант Тапориков сбит в районе цели…».
Тем самым поисковики точно определили, что на болото Ширинский мох подбитым сел на вынужденную посадку самолет Пе-2 в составе экипажа: летчик младший лейтенант Голенко Тихон Иванович, штурман лейтенант Салбиев Андрей Казкирьевич (в разных документах указываются разные написания отчества - Казариевич, Казориевич, Казгоевич – авт.), воздушный стрелок-радист младший сержант Слепченко Степан Кузьмич.
Как говорилось выше, экипаж получил легкие ранения, но скоро вернулся к выполнению боевых заданий. К сожалению, их жизни оборвались через полгода, когда 138-й ББАП был переброшен на южное направление, где полки 233-й бомбардировочной авиадивизии 2-й воздушной армии обеспечивали выход наших войск из окружения, в районе города Изюма. Тогда 26 мая 1942 года с боевого задания не вернулись четыре экипажа на самолетах Пе-2…
А вот второй самолет, подбитый 13 октября 1941 года, который пилотировал капитан Виктор Иванович Алексеев, совершил вынужденную посадку в районе станции Кабожа Любытинского района Новгородской области.
Более подробней, об обстоятельствах поиска и судьбах членов экипажа данного самолета, мы расскажем в книге «Крылья Татарстана. Восстановить легенду», третий том которой уже готовится к печати.
В последние дни экспедиции поисковики работали рядом с дорогой Оскуй – Будогощь, где было обследовано место падения самолета ДБ-3ф.


В результате проведенной работы были обнаружены останки экипажа, заводские номера самого самолета и его моторов.




По проведенной предварительной архивно-исследовательской работе поисковики установили, что данный самолет был из состава 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС КБФ. У двоих погибших, на фрагментах формы одежды были найдены нарукавные знаки различия ВВС ВМФ: капитана и старшего лейтенанта. Обнаруженные фрагменты документов в настоящее время находятся на экспертизе, где специалисты пытаются сохранить и расслоить хрупкие бумажные носители, которые более 80 лет пролежали в земле.
Но, по совокупности установленных данных, полученных в ходе полевых поисковых работ и общеизвестных исторических событий в этом районе, поисковиками уже сделаны выводы о принадлежности обнаруженных останков к конкретному погибшему экипажу. Но, озвучить эти данные мы сможем после окончательного архивного исследования, которое в настоящее время проводится при содействии историков авиации, работников Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации и Центрального военно- морского архива. Об итогах данного исследования мы сообщим в ближайшем будущем.
В завершении краткого итога экспедиции, поисковики Татарстана выражают сердечную признательность коллегам, бойцам и командирам киришских поисковых отрядов «Небо Ленинграда» (Евгению Кваше, Евгению Халамову (старшему), Вадиму Карташову), «Высота» (Сергею Куксенко), «Волховский фронт» (Евгению Куприянову, Станиславу Индиенко, Александру Руденко), ВПК «ГТО Слава Разведки» при Доме Культуры п. Будогощь (Сергею Вавилкину, Михаилу Мичкову, Любови Мичковой и их воспитанниками и кадетам).
Съемочной группе проекта фильма «Неизвестные герои» Тимуру Нуртдинову, Григорию Калмыкову и Даниилу Хаирову, которые на протяжении нескольких дней, несмотря на погодные условия и полевые сложности, обвешанные теле- и видео- аппаратурой, мужественно переносили все тяготы и лишения полевой экспедиции.
Отдельные слова благодарности руководителю отдела по увековечению памяти погибших при защите Отечества ГБУ ЛО «Центр патриотического воспитания» (подведомственное учреждение Комитета по молодёжной политике Правительства Ленинградской области) Евгению Евгеньевичу Халамову.
Кроме этого, поисковики благодарят работников Муниципального предприятия «Жилищное хозяйство» муниципального образования «Киришское городское поселение Киришского муниципального района» директора Юлию Викторовну Иванову, начальника гаража Ирину Геннадьевну Тихонову, тракториста Николая Чернова, директора Киришского лесничества (филиал ЛОГКУ «ЛЕНОБЛЛЕС») Александра Александровича Тихонова, представителей Общероссийской общественной организации «Мы есть Русские» Григория Ивановича Казакова и Евгению Александровну Тарасову.
И.Г.Прокофьев,
ведущий специалист ВИПЦ,
руководитель отдела РОМО "Объединение "Отечество" РТ,
координатор проекта «Крылья Татарстана»
г.Казань.
Мероприятия по организации и проведению учебно-поисковых экспедиций в рамках Проекта "Крылья Татарстана" по поиску мест падения погибших в годы Великой Отечественной войны советских самолетов Пе-2, подъему и доставке к месту реставрации их сохранившихся фрагментов осуществляются в рамках проектов «Вахта Памяти-2025: обеспечение организационной, информационно-методической поддержки деятельности поисковых отрядов Республики Татарстан» и «Всех назовем поименно», реализуемых РОМО "Объединение "Отечество" РТ и АНО ВИПЦ с использованием грантов Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества.
Проект «Крылья Татарстана» направлен на восстановление самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и Благотворительного фонда «Татнефть».
