Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020



Новости 2020 г.



ПАМЯТИ ВИКТОРА ИВАНОВИЧА ДВОРЕЦКОГО (1946–2015), ПОСВЯЩАЕТСЯ...


Еще одна интересная и поучительная история, о памяти, долге, и об ответственной работе по сохранению информации результатов проводимых поисковых работ…

Продолжая рассказ о работе специалистов Всероссийского информационно-поискового центра в Центральном архиве Министерства обороны, хотелось бы поделиться с нашими читателями еще одной историей установления имени пропавшего без вести в годы войны летчика.

Как мы рассказывали ранее, в первой статье по результатам работы в ЦАМО, прямо работая в архиве удалось установить имена и судьбы трех экипажей советских самолетов из состава 7-й Воздушной армии и 2-го гвардейского истребительного авиационного корпуса ПВО.

В этом первом рассказе говорилось, что благодаря работе с документами инженерно-технических служб различных уровней авиационных частей, удается постоянно пополнять базу данных с номерами самолетов и моторов, которая помогает устанавливать обстоятельства и судьбы погибших и пропавших без вести экипажей самолетов.

Так получилось и в этот раз, выписанные и занесенные в базу банных номера помогли установить личность летчика, место падения самолета и останки которого были обнаружены в конце 1980-х годов в Республики Карелия.

Место падения самолета в Карелии. 1980-е гг.

Место падения самолета в Карелии. 1980-е гг.

Место падения самолета в Карелии. 1980-е гг.

Место падения самолета в Карелии. 1980-е гг.

Поисковые работы на месте падения самолета Р-40 «Киттихуак» в районе Тикшозера начались еще в 1989 году поисковым отрядом «По следам погибших самолетов». Бессменным руководителем отряда был Виктор Иванович Дворецкий – один из старейших поисковиков Республики Карелия. На протяжении десятков лет Виктор Иванович, вместе со своими воспитанниками (школьниками и студентами), занимался поиском пропавших в годы войны советских самолетов.

Место падения самолета в Карелии. 1980-е гг.

Место падения самолета в Карелии. 1980-е гг.

Место падения самолета в Карелии. 1980-е гг.

Место падения самолета в Карелии. 1980-е гг.

Место падения самолета в Карелии. 1980-е гг.

Место падения самолета в Карелии. 1980-е гг.

Место падения самолета в Карелии. 1980-е гг.

Обнаруженные останки летчика, как неизвестного, были захоронены весной 1994 года на перекрестке дороги на пос. Муезерский, на трассе Кочкома – Реболы (Муезерский район Республики Карелия).

Место падения самолета в Карелии. 2012 г.


Как говорилось в предыдущей статье, в 1980-е и 90-е годы многие поисковики не знали, что по заводским номерам самолетов и моторов есть возможность установить личности погибших членов экипажей. Эти знания приходили с опытом полевой и архивно-исследовательской работы.

Так, в 2012 году Виктор Иванович Дворецкий вернулся к месту падения этого самолета. Вместе с ним в поисковых работах принимали участие поисковики отряда «Медведи» (г.Петрозаводск, руководитель Кирилл Ратников). Еще раз ребята внимательно обследовали место падения самолета, и результатом их работы стало обнаружение еще некоторых останков пилота и самое главное – удалось найти заводскую шильду с номером мотора «Аллисон». Обнаруженные останки летчика были подзахоронены в существующую с 1994 года могилу 25 июля 2012 года.

Место падения самолета в Карелии. 2012 г.

Место падения самолета в Карелии. 2012 г.

Место падения самолета в Карелии. 2012 г.

Место падения самолета в Карелии. 2012 г.

К сожалению, Виктора Ивановича Дворецкого не стало в 2015 году. Но, начатую им работу продолжают его воспитанники, его дети и внучка.

Виктор Иванович Дворецкий.

Виктор Иванович Дворецкий (1946–2015).

В те годы мы часто общались с Виктором Ивановичем. Тогда по электронной почте Кирилл Ратников высылал мне старые фотографии, отчеты и другие документы с результатами работы поискового отряда. Виктор Иванович извлекал их из своего архива, еще раз описывал, и они вместе с Кириллом высылали их в мой адрес. Наша совместная работа с базой данных по номерам самолетов и моторов уже тогда принесла хорошие результаты. Удалось установить имена многих летчиков, штурманов и стрелков-радистов, места гибели которых в 90-е годы обследовал и отработал Виктор Иванович со своим отрядом. Так, и в 2012 году номер мотора с этого самолета «Киттихаук» ребята отправили мне… но, этого номера в базе данных не оказалось.

Кирилл Ратников, руководитель п/о «Медведи» (г.Петрозаводск).

Кирилл Ратников, руководитель п/о «Медведи» (г.Петрозаводск).

И вот буквально на днях, в телефонном разговоре с Кириллом Ратниковым, он мне напомнил про этот самолет. Открываю базу, в поисковую строку заношу цифры прочитанные на заводской шильде с номером мотора и ВОТ ОН!!! Момент истины!

Заводская шильда с номером мотора «Аллисон» №10346.

Мотор «Аллисон» №10346 / 42-34661 был установлен на самолете Р-40 «Киттихаук» (заводской номер 412, бортовой номер 24) в составе 195-го истребительного авиационного полка 7-й Воздушной армии Карельского фронта. В соответствии с архивными документами именно на этом самолете не вернулся с боевого задания по разведке группы партизан в районе Тикшозеро 24 декабря 1942 года заместитель командира 2-й АЭ (он же штурман АЭ) 195-го ИАП капитан МЕЛЬНИКОВ Александр Георгиевич.

Родился Александр Георгиевич в 1916 году в деревне Дерюгино (в настоящее время Сосковский район Орловской области). В документах указаны брат Мельников Иван Георгиевич и сестра Блинова Наталья Георгиевна, которые проживали в колхозе «Рабочее Крыло». А.Г.Мельников был кадровым военным, в Красной Армии с октября 1937 года.

Начало Великой Отечественной войны А.Г.Мельников встретил летчиком 157-го истребительного авиационного полка 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО Ленинграда. 10 августа 1941 года в воздушном бою был ранен. В другом воздушном бою 21 сентября 1941 года в районе Островки (Всеволожский район Ленинградской области) его самолет ЛаГГ-3 был сбит. Александр Георгиевич смог спастись, но получил тяжелые ранения и был направлен в госпиталь.

После госпиталя лейтенант Мельников был направлен в состав 195-го истребительного авиационного полка, с которым принимал участие в боях на Ленинградском, Калининском и Карельском фронтах.

18 марта 1942 года старший лейтенант А.Г.Мельников совершил вынужденную посадку на аэродром Андреаполь, когда на его самолете «Харрикейн» перегрелся мотор в воздухе.

14 декабря 1942 года приказом командующего 7-й Воздушной армии А.Г.Мельников был награжден орденом Красной Звезды. В наградных материалах указывалось, что летает на самолетах И-16, ЛаГГ-3, «Харрикейн» и «Киттахаук». К 20 июля 1942 года совершил 110 боевых вылетов.

24 декабря 1942 года не вернулся с боевого задания…

И вот теперь, спустя 31 год после обнаружения места падения самолета и останков летчика, у поисковиков появилась возможность увековечить имя погибшего Александра Георгиевича Мельникова на памятнике, установленном Виктор Ивановичем Дворецким еще в 1994 году.

Место падения самолета в Карелии. 2012 г.


Илья Прокофьев, 7 марта 2020 г.



Наверх