Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№4 (52) Сентябрь 2004



Красные звезды.

Эта история началась с небольшой фото графии, напечатанной в одной из книг об авиации, изданной в Финляндии. Ознакомиться с книгой нам дал возможность Виктор Дудин, руководитель поискового объедения «Высота», который уже несколько лет занимается поиском сбитых в годы войны самолетов и их восстановлением.


Книга уникальна тем, что в Финляндии сохранилось трепетное отношение к военной истории государства, которое воевало против самих финнов. Книга была издана в 1993 году под названием «Красные Звезды».
И вот, просматривая книгу, мы обратили внимание на одну фотографию. На ней изображен советский самолет, совершивший вынужденную посадку на болото. Самолет почти целый, скорее всего от встречи с каким-то деревом при посадке отломана правая консоль.


Напротив фотокарточки были размещены две пояснительные строчки, на английском и финском языках. Находившийся вместе с нами Константин Москвин сразу же сделал перевод текста: «МиГ-1, заводской номер 2171, пилотируемый лейтенантом Н.М. Естиен, совершил вынужденную посадку после того, как был подбит зенитной артиллерией возле авиабазы Утти на юге Финляндии 12 июля 1941 года. Этот самолет был использован истребительной эскадрильей Балтийского флота».

 


Полученный перевод был интересен тем, что в нем указывался самолет ВВС Краснознаменного Балтийского Флота. Уже несколько лет поисковиками Общественного фонда «Поисковых отрядов Ленинградской области» ведется кропотливая работа по изучению документов Центрального военно-морского архива. Благодаря работе нашего специалиста Константина Тарасова, собран большой объем информации о летчиках, штурманах, воздушных стрелках ВВС Балтийского флота. Но фамилия, указанная в книге, показалась нам не- знакомой. Мы стали анализировать полученную информацию: «Миги» в 1941 году в авиации Балтийского флота имелись на вооружении только 5-го истребительного авиаполка. В наших архивных тетрадках имеется выписанный из архива доклад инженера 5-го ИАП. В этом документе указаны типы и номера самолетов и моторов, дата происшествия или гибели, а также фамилии летчиков, которые пилотировали самолет. В тетрадке, в списке потерь самолетов и моторов 5-го ИАП значится: самолет МиГ-3 № 2171 не вернулся с боевого задания 12 июля 1941 года, летчик Ессин!


Ессин, а не Естиен! Николай Ессин. Сразу же открываем выписанную из архива карточку на летчика: лейтенант Ессин Николай Михайлович, 1914 г.р., уроженец Челябинской области, город Верхне-Уральск. Мать Пелагея Павловна, жена Анастасия Антоновна. В РККА с 1935 года. 12 июля 1941 года погиб в воздушном бою (место гибели и захоронения не указано).


Рассматривая фотографию в книге и рассуждая о сохранности самолета после вынужденной посадки, мы пришли к выводу, что лейтенант Ессин, скорее всего, попал в плен к финнам. А так как в документах ЦВМА он до сих пор значится пропавшим без вести, вполне возможно, что он погиб, находясь в плену в Финляндии.
Зная, что между Российской Федерацией и Республикой Финляндия было подписано соглашение, по которому России были переданы списки совет- ских военнослужащих, умерших и погибших в Финляндии, мы обратились в Ассоциацию «Военные Мемориалы». Нашу догадку подтвердил наш друг, специалист Ассоциации Сергей Садовников. Отправив официальный запрос, мы не утерпели и созвонились с ним. Действительно, в базе данных Ассоциации «Военные Мемориалы» значится: Ессин Николай Михайлович, 1914 г.р., умер 28 февраля 1942 года и похоронен в братской могиле в Руоколахти, Сююспохья, округ Савонлинна, Финляндия.


Получив такую информацию, нами были отправлены запросы в город Верхнеуральск. Мы понимали, что, скорее всего родные погибшего лейтенанта Николая Михайловича Ессина до сих пор не знают о судьбе близкого человека.


Буквально через неделю, раздался телефонный звонок. Мужской голос представился: «Я внук Николая Михайловича - Алексей». Оказалось, что дочери Николая Михайловича, Нина и Людмила проживают в Москве. Вместе со старшей дочерью проживает их мать – Анастасия Антоновна. Всю жизнь они знали, что их отец и муж не вернулся с боевого задания 12 июля 1941 года и наше письмо, переправленное им из Верхнеуральска, ошеломило их. Спустя несколько дней пришли письма от младшей дочери Людмилы Николаевны Ескевич (Ессиной) и работников Краеведческого музея города Верхнеуральска.


Из письма Людмилы Николаевны: «Я, Ескевич (Ессина) Людмила Николаевна, получила от родственников из Верхнеуральска копию Вашего запроса главе администрации и военному комиссару. Выражаю Вам и всем людям Вашего Фонда огромную благодарность за ваше святое дело по розыску погибших и пропавших без вести в этой войне воинов… В конце семидесятых годов в деревне Борки Ленинградской области открыли памятник летчикам, погибшим на Балтийском фронте, там в списках есть и наш отец Ессин Н.М… Мама, мы, его дочери, внук его и правнучка считали Борки местом его захоронения и не раз бывали там 9 мая…».


В письме от директора Верхнеуральского краеведческого музея сообщалось еще о некоторых подробностях: «…В 1944 году Анастасия Антоновна с детьми уехала из Верхнеуральска и жила в городе Люберцы Московской области. Ежегодно 9 мая они ездили в Ленинград, встречались с сослуживцами мужа и отца, которые говорили, что видели с воздуха, что самолет Ессина был сбит, а он бежал в сторону от самолета, но помочь ему они не могли…».


Из письма директора краеведческого музея становится ясно, почему отсутствуют более полные сведения о судьбе Николая Ессина в архивных документах. Значит, были живы участники воздушного боя 12 июля 1941 года и они смогли вернуться на свой аэродром. Они могли доложить командованию о том, что самолет Ессина был подбит и сделал вынужденную посадку, а сам Ессин при этом остался жив. Тогда бы в документах полка появилась запись: сбит зенитной артиллерией противника. Но вторая часть этой записи, скорее всего, была бы такая: «попал в плен». И тогда эта формулировка повлияла бы на судьбы его родных. Вспомните приказ Сталина о преследовании семей красноармейцев, попавших в плен. За попавшего в плен офицера отвечала его семья: родители, жена, дети. С полной уверенностью можно сказать, что однополчане не предали друга, не дали возможности даже усомниться представителям НКВД в том, что лейтенант Ессин Николай Михайлович честно погиб за Родину.


Он отдал свою жизнь чуть позже, 28 февраля 1942 года. И навечно остался в памяти любимых дочерей: высоким, надежным и веселым человеком.

Илья Прокофьев,
Общественный фонд поисковых отрядов Ленинградской области.



Друзья! Поисковики!
Владимир Радкевич. Стихотворение.
События. Люди. Факты.
Обращение участников открытого слета военно-патриотических клубов Республики Татарстан.
В начале пути...
Частичка моей души.
Останется другом навечно...
Красные звезды.
К 60-летию Великой Победы.
Летопись нашей истории.
Бородино-2004. Размышления о патриотизме.
Поиск в Интернете, во всех смыслах этого слова. Краткий обзор ресурсов.
Паровоз-памятник на станции «Ладожское озеро».