Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№2 (62) Май 2007



«Я буду с тобой в воздухе, на земле и на воде…».


Продолжение.
Начало в номере 1(61)

 

«Подъем…»
Через неделю, отпросившись и взяв отгулы, мы (автор, Константин Тарасов, Константин Москвин) выдвинулись в сторону Кингисеппа. С нами хорошо оснащенная поддержка: Виктор Дудин и Сергей Люкшин с женой Ирой. У них в машине полуторатонная лебедка, тросы, бензопила, скобы, ведра и другое необходимое оснащение. В Кингисеппе нас встречают ребята из «Форпоста»: Виктор Костюкович, Сергей Плечков, Валентина Бакаева. Мы стремимся быстрее добраться до самолета, всем хочется быстрее узнать, чье же имя скрывает Крикковское болото…

 

10 октября 2003 года
Затемно выходим из домика в Кингисеппском садоводстве. Все имущество, необходимое для работы, тащим на себе. В течение часа пытаемся форсировать небольшую речушку Солку, но все попытки тщетны. Лето и осень в этом году были дождливые, и поэтому вода в речке поднялась на несколько метров. В результате наш путь к самолету увеличивается еще на несколько километров, так как мы обходим речку по автомобильному мосту. На Крикковском болоте стоит плотный туман. Мы, как лесные призраки, все дальше углубляемся в болото. Пот застилает глаза, ноги по колено проваливаются в торфяную жижу, приходится несколько раз останавливаться на привал, поджидая отстающих.

 

И вот наконец мы подходим к оставленному нами неделю назад месту падения истребителя. Сбросив изрядно отяжелевшие вещи несколько минут переводим дыхание. Курящие жадно затягиваются. Впереди работа, ничуть не легче чем тот путь, который мы проделали к этому месту. Очищенная от мха поверхность воронки заполнена водой. Сначала готовим все необходимое: делаем небольшой сруб и устанавливаем треногу с вывешенной талью. Привычно выстраиваемся в цепочку и Виктор Костюкович, облачившись в высокий резиновый костюм армейской химзащиты, начинает подавать тяжелые, наполненные болотной водой ведра. В одном из ведер попадается часть парашютной лямки с пряжкой. Это уже стопроцентная гарантия того, что в воронке находятся останки пилота. За короткий осенний день мы постепенно выкачиваем воду из воронки, но она постоянно прибывает. Лебедкой цепляем выступающие из торфа различные конструкции самолета. С трудом поднимаем из воронки сильно деформированный руль высоты - часть хвостового оперения самолета. На перкале, которым обтянут металлический каркас, четко просматривается силуэт красной звезды, окаймленной черной полосой, - опознавательный знак ВВС Красной Армии. Среди обломков находим два пулемета ШКАС. У одного ствол был отломан при ударе, а у другого погнут. Поднимаем полный боекомплект - пулеметные патроны в звеньях ленты. Скорее всего, воздушный бой был очень коротким, так как боезапас совсем не израсходован. Мы все глубже зарываемся в болото…

 

11 октября 2003 года
Утро опять начинается с пешей прогулки по болоту и продолжительной процедуры выкачивания ведрами воды из воронки. За прошлый день мы углубились на полтора метра, и поэтому воды сегодня в два раза больше. Но чувствуем, что скоро должны дойти до места, где находится кабина пилота. Первая же находка шокирует. Виктор Костюкович, который находится на дне раскопа, достает из торфа сохранившийся палец летчика. Виктор работает в милиции, и поэтому первая фраза, вырвавшаяся из его уст, специфична: «…Хоть сейчас отпечатки снимай…». Затем в раскопе появляется воротник от кожаного реглана пилота. Вот мы и дошли до кабины. На поверхности появляются расколотая бронеспинка самолета и сильно мятые при ударе приборы с приборной доски. Вода постоянно прибывает, и поэтому приходится качать воду, не останавливаясь. Пытаемся освободить тело летчика от постоянно затекающего в воронку торфа. Для этого спускаемся в раскоп вместе с Костиком Тарасовым и вдвоем пытаемся вытащить пилота на край воронки. Но безуспешно, тело и амуниция пропитаны водой, пристегнутый парашют дает дополнительные килограммы. Опять качаем воду, Виктор Дудин с Виктором Костюковичем освобождают тело летчика от пристяжных ремней, которыми он был пристегнут к креслу самолета. Вновь попытка приподнять руками. Решаем подцепить лебедкой за парашют. Через некоторое время тело пилота на краю воронки. Расстилаем большой кусок полиэтилена и осторожно укладываем на него пока неизвестного пилота. При первом же осмотре становится ясно, от чего погиб летчик. На голове его кожаный шлем, в котором с правой стороны большая дырка от пули. Смерть была мгновенная, и в болото самолет падал уже с мертвым пилотом на борту.

 

Работа на раскопе остановлена, все столпились у расстеленного полиэтилена. Всех интересует один вопрос - кто же это: Геннадий Сабгайда или Григорий Монахов?.. Если не будет документов, есть возможность определить по воинским знакам различия, так как Сабгайда младший лейтенант, а Монахов - старший. Осторожно расстегиваем крючки парашюта, освобождаем тело от лямок. Кожаный реглан застегнут на все пуговицы. Сохранность одежды очень хорошая, руками расстегиваем пуговицы реглана. На кителе блестит ряд морских пуговиц, на левой стороне кителя сильно деформированный значок: «ГТО 2-й ступени». Из левого кармана выглядывает корочка какого-то документа. Боясь испортить документ, ножиком пытаемся срезать нашивной карман. Нитки прочные, рвутся с треском. Документ у нас в руках. На обложке видны буквы: ВЛКСМ. Наверное Сабгайда, - произносит Костик Тарасов, - «…он был членом ВЛКСМ, старший лейтенант Монахов был членом ВКП(б)». Торф болота и вылившийся из бака самолета при падении авиационный бензин сыграли роль хорошего консерванта, документ прекрасно сохранился. Открываем первую страницу: комсомольский билет № 5223442. Титов Павел Петрович, 1918 г.р. Время вступления в ВЛКСМ - октябрь 1936 года. Выдан 19 марта 1939 года политотделом ВМАУ им. Сталина. Вот это да!

 

Титов! Павел Петрович! Мы в недоумении смотрим друг на друга и опять на комсомольский билет. В списках 13-й отдельной истребительной авиаэскадрильи такого летчика не было, но фамилия знакомая. Все в выжидании смотрят на Константина Тарасова, ведь его удивительная память хранит тысячи фамилий летчиков, погибших в боях под Ленинградом. Костик молчит, но по лицу видно, что в уме перебирает сотни вариантов. И вдруг скороговоркой бросает: «…Это летчик 5-го истребительного авиаполка, он не вернулся с боевого задания 21 августа 1941 года».

 

Илья Прокофьев,

Фонд поисковых отрядов Ленинградской области.

 

(Печатается с сокращениями.
Продолжение в следующем номере)

 




Поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны
События.
«Марш Памяти-2007» по районам республики
Открытие Республиканской «Вахты памяти - 2007». Екатерина Киселева.
Я помню. Отрывок из интервью Г.Койфмана с танкистом Ионом Лазаревичем Дегеном.
Будем знакомы. Военно-патриотический клуб «Наследие», г.Нижнекамск. Наталья Петрова.
Достучаться до сердец. Наталья Петрова.
«Режем лыжами шрамы ран...». Римма Салахиева.
Не ругайтесь никогда! Ренат Садыков.
«Я буду с тобой в воздухе, на земле и на воде…». Илья Прокофьев.