Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024



Новости 2021 г.



МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ:
УТРАЧЕННЫЕ ЗАХОРОНЕНИЯ


Проводя работу по мониторингу сохранности воинских захоронений, сотрудники ВИПЦ периодически сталкиваются с вопросами, которые касаются утерянных воинских захоронений. Причем разговор идет не о захоронениях в труднодоступных местах или в отдаленных населенных пунктах, которые якобы были перенесены в другие места (а на самом деле остались на прежнем месте, только частично разрушенными и лишившись опознавательных знаков), а о захоронениях, которые ранее были учтены, о которых знали местные жители, органы власти и военного управления, они имели необходимые документы (архивные сведения, а иногда даже учетные карточки), но как-то непонятно исчезли…

Есть такое пропавшее солдатское захоронение и в Татарстане. Информацию о нем сотрудники ВИПЦ получили, когда готовили реестр воинских захоронений на территории Республики Татарстан. Это удалось выявить при ознакомлении с перепиской между республиканским военкоматом и военным комиссариатом Мензелинского района. В одном из писем Мензелинского районного военного комиссариата датированным 10 июля 1967 года, говорилось:

«…Доношу, что в городе Мензелинске на городском кладбище захоронены рядовой Шубин Иван Александрович, умерший от ран 16 ноября 1942 года уроженец Мурашинского района Кировской области, и курсант Черепенников Константин Михайлович, умерший от болезни 26 февраля 1943 года уроженец Сосовского (так в документе, правильно Сасовского) района Рязанской области. Могилы захороненных обнесены оградами, сделаны надписи, установленного порядка и ежегодно приводятся в надлежащий порядок…».

Мониторинг воинских захоронений. ВИПЦ.

Данная информация была еще актуальна и в 1990 году:

«…Военному комиссару Татарской АССР г. Казань. На ваш исходящий № 4/2182 от 20.07.1990г., представляю список умерших от ран (по болезни) и захороненных на кладбище Мензелинского района ТАССР (городское кладбище):

1. Курсант Шубин Иван Александрович, 1902 г.р., уроженец Мурашинского района Кировской области, умер по болезни 16 ноября 1942 года.

2. Курсант Черепенников Константин Михайлович, 1900 г.р., уроженец Сосовского (так в документе, правильно Сасовского) района Рязанской области, умер по болезни 26 февраля 1943 года.

Приведено в порядок памятников, обелисков — по району 18…

Мензелинский райвоенком майор Фаттахов…».


В период работы сотрудников РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан над реестром воинских захоронений в республике, проверяя все доступные документы по учету воинских захоронений, оказалось, что данное воинское захоронение не состоит на государственном учете.

Но самое шокирующие было другое — оказалось, что еще в период проводимой первой воинской паспортизации в 1992 году было выяснено, что данные могилы не сохранились и никто не может сказать где точно они расположены!


Ответ Мензелинского районного Совета ветеранов войны и труда в адрес Мензелинского райвоенкома И.Х.Ханова:

«…По Вашей просьбе (№ 270 от 20 мая 1992 года) проверили путем индивидуальных бесед с ветеранами войны и труда, старейшими жителями города сведения о месте захоронения военнослужащих умерших от болезни в Мензелинском интернате в годы войны:

1. Шубина Ивана Александровича.

2. Черепенникова Константина Михайловича.

Место захоронения военнослужащих, умерших по болезни — городское русское кладбище.

В городе в настоящее время проживают следующие бывшие военнослужащие, находившиеся в интернате на излечении:

1. Патраманский Н.Ч. (адрес …)

2. Яценко В.А. (адрес …)

3. Скороход М.А. (адрес …) лечился и работал в интернате 4 года, лично знал Шубина Ивана Александровича.

Точного места захоронения выше указанных военнослужащих за давностью времени указать никто не может…».

Мониторинг воинских захоронений. ВИПЦ.

Ответ Мензелинского районного отдела ЗАГС от 26 мая 1992 года:

«…Данными о месте захоронения рядового Шубина Ивана Александровича, умершего 16.11.1942г., и курсанта Черепенникова Константина Михайловича, умершего 26.02.1943г., не располагаем…».

И как вывод, письмо Мензелинского райвоенкомата в адрес военного комиссара Республики Татарстан от 02.09.1992 года: «…данными Мензелинский райвоенкомат не располагает…».

Вот так, буквально за несколько лет, могилы двух умерших и похороненных военнослужащих в городе Мензелинске просто пропали…

В результате проведенной работе на сегодняшний день удалость установить дополнительные сведения об умерших военнослужащих, которые захоронены на старом городском кладбище города Мензелинска.

Согласно архивных записей в архиве ЗАГСа Татарской АССР было установлено, что Отделом ЗАГС Мензелинского района ТатАССР, смерть Ивана Шубина была засвидетельствована 18 ноября 1942 года. В записях указывалось, что место захоронения: город Мензелинск.

Кроме этого оказалось, что Иван Александрович Шубин не рядовой, и не курсант, а политрук. Кадровый военнослужащий, в Красной Армии с 1936 года. Службу начал в 16-м пулеметном батальоне Особой Краснознаменной дальневосточной армии (ОКДВА). На ноябрь 1942 года занимал должность начальника библиотеки Марьинских Военно-политических курсов подготовки среднего политсостава Красной Армии, которые в 1941 году были эвакуированы из Марьино (Орловский Военный Округ) в город Мензелинск Татарской АССР. Жена Анна Илларионовна Шубина проживала по адресу: Кировская область, пос. Опарино.

Сведения о Константине Михайловиче Черепенникове нашлись только в Книге Памяти Рязанской области, где говорилось, что он родился в городе Сасово Рязанской области — «…курсант, погиб в феврале 1943 года, место захоронения Татарская АССР…».

Несколько лет специалисты ВИПЦ и РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан вели переписку и работу с республиканским военкоматом и администрацией Мензелинского района, но похоже только сейчас, в рамках выполнения мероприятий по реализации Федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019–2024 годы» в Республике Татарстан удастся решить эту проблему. Так, на последнем рабочем совещании в Министерстве Культуры Республики Татарстан в сентябре 2021 года, на котором приглашенные специалисты различных ведомств и организаций обсудили первоочередные меры и ход выполнения обязательств по проведению ремонтно-восстановительных работ на воинских захоронениях в республике, было принято решение о включении в план на 2022 год предложения от поисковиков учесть и восстановить данное воинское захоронение.

За алгоритм работы был взят пример Челябинской области, где был решен вопрос по одному из утерянных воинских захоронений.

Там, на сельском кладбище в поселке Новое Поле Сосновского района в период с ноября 1941 года по февраль 1942 года производились захоронения военнослужащих, которые умерли в эвакогоспитале № 1145, находившемся в «Доме отдыха Каштак». В недавнем времени фамилии захороненных и их могилы тоже были неизвестны. И вот, в 2016 году поисковиками отряда «РЕДУТ-Доброхот», в ходе архивно-исследовательских работ с документами Музея истории медицины г.Челябинска при Городской клинической больнице №1 удалось установить имена трех военнослужащих, умерших в этом госпитале. В ходе совместной работы поисковиков и администрации Рощинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области был согласован эскизный проект памятника и его месторасположение на сельском кладбище.

Мониторинг воинских захоронений. Паспорт в поселке Новое Поле Сосновского района Челябинской области.

Мониторинг воинских захоронений. Открытие памятника на воинской могиле в поселке Новое Поле Сосновского района Челябинской области.

В мае 2020 года состоялось торжественное мероприятие по открытию памятника и тем самым сейчас на сельском кладбище в поселке Новое Поле увековечены имена трех военнослужащих Красной Армии, умерших от ран в военном госпитале: старшего лейтенанта Георгия Ивановича Козлова, рядового Владимира Васильевича Бровача и санитара Андрея Минаевича Минаева.

Поисковики Татарстана надеются, что в скором времени и в городе Мензелинске на старом кладбище будут увековечены имена воинов, похороненных там в годы Великой Отечественной войны.

ВИПЦ, г.Казань.
сентябрь 2021 г.



ПУБЛИКАЦИИ ВИПЦ ПО МОНИТОРИНГУ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ:

Специалисты ВИПЦ совместно с представителями региональных представительств ООД «Поисковое движение России» продолжают проводить общественный мониторинг воинских захоронений по выявлению в «тыловых» регионах Российской Федерации вновь образованных воинских захоронений (могил воинов, личности которых установлены поисковиками и похороненных на малой Родине).

*

Рассмотрим образец взаимодействия поисковых формирований, органов местной власти и специалистов ВИПЦ в решении вопросов увековечения имен воинов на воинских захоронениях на примере Невельского района Псковской области.

*

ВИПЦ продолжает подготовку нормативных документов по военно-мемориальной работе. Напомним о методических рекомендациях по постановке на учет и содержанию воинских захоронений.

*

Об ошибке оформления в учетных карточках, в которых помимо похороненного военнослужащего вносятся данные о его родственнике, в могилу которого было проведено подзахоронение останков погибшего солдата.

*

Еще один проблемный вопрос из мониторинга воинских захоронений: погребение на малой Родине вместе с останками установленного бойца останков неизвестного воина.

*

Проблема утраченных воинских захоронений.

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Центральному федеральному округу).

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Южному федеральному округу).

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Дальневосточному федеральному округу).

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Республике Крым и городу Севастополь).

*

Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Северо-Западному федеральному округу).




Наверх