1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2021 г.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ:
УТРАЧЕННЫЕ ЗАХОРОНЕНИЯ
Проводя работу по мониторингу сохранности воинских захоронений, сотрудники ВИПЦ периодически сталкиваются с вопросами, которые касаются утерянных воинских захоронений. Причем разговор идет не о захоронениях в труднодоступных местах или в отдаленных населенных пунктах, которые якобы были перенесены в другие места (а на самом деле остались на прежнем месте, только частично разрушенными и лишившись опознавательных знаков), а о захоронениях, которые ранее были учтены, о которых знали местные жители, органы власти и военного управления, они имели необходимые документы (архивные сведения, а иногда даже учетные карточки), но как-то непонятно исчезли…
Есть такое пропавшее солдатское захоронение и в Татарстане. Информацию о нем сотрудники ВИПЦ получили, когда готовили реестр воинских захоронений на территории Республики Татарстан. Это удалось выявить при ознакомлении с перепиской между республиканским военкоматом и военным комиссариатом Мензелинского района. В одном из писем Мензелинского районного военного комиссариата датированным 10 июля 1967 года, говорилось:
«…Доношу, что в городе Мензелинске на городском кладбище захоронены рядовой Шубин Иван Александрович, умерший от ран 16 ноября 1942 года уроженец Мурашинского района Кировской области, и курсант Черепенников Константин Михайлович, умерший от болезни 26 февраля 1943 года уроженец Сосовского (так в документе, правильно Сасовского) района Рязанской области. Могилы захороненных обнесены оградами, сделаны надписи, установленного порядка и ежегодно приводятся в надлежащий порядок…».
Данная информация была еще актуальна и в 1990 году:
«…Военному комиссару Татарской АССР г. Казань. На ваш исходящий № 4/2182 от 20.07.1990г., представляю список умерших от ран (по болезни) и захороненных на кладбище Мензелинского района ТАССР (городское кладбище):
1. Курсант Шубин Иван Александрович, 1902 г.р., уроженец Мурашинского района Кировской области, умер по болезни 16 ноября 1942 года.
2. Курсант Черепенников Константин Михайлович, 1900 г.р., уроженец Сосовского (так в документе, правильно Сасовского) района Рязанской области, умер по болезни 26 февраля 1943 года.
Приведено в порядок памятников, обелисков — по району 18…
Мензелинский райвоенком майор Фаттахов…».
В период работы сотрудников РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан над реестром воинских захоронений в республике, проверяя все доступные документы по учету воинских захоронений, оказалось, что данное воинское захоронение не состоит на государственном учете.
Но самое шокирующие было другое — оказалось, что еще в период проводимой первой воинской паспортизации в 1992 году было выяснено, что данные могилы не сохранились и никто не может сказать где точно они расположены!
Ответ Мензелинского районного Совета ветеранов войны и труда в адрес Мензелинского райвоенкома И.Х.Ханова:
«…По Вашей просьбе (№ 270 от 20 мая 1992 года) проверили путем индивидуальных бесед с ветеранами войны и труда, старейшими жителями города сведения о месте захоронения военнослужащих умерших от болезни в Мензелинском интернате в годы войны:
1. Шубина Ивана Александровича.
2. Черепенникова Константина Михайловича.
Место захоронения военнослужащих, умерших по болезни — городское русское кладбище.
В городе в настоящее время проживают следующие бывшие военнослужащие, находившиеся в интернате на излечении:
1. Патраманский Н.Ч. (адрес …)
2. Яценко В.А. (адрес …)
3. Скороход М.А. (адрес …) лечился и работал в интернате 4 года, лично знал Шубина Ивана Александровича.
Точного места захоронения выше указанных военнослужащих за давностью времени указать никто не может…».
Ответ Мензелинского районного отдела ЗАГС от 26 мая 1992 года:
«…Данными о месте захоронения рядового Шубина Ивана Александровича, умершего 16.11.1942г., и курсанта Черепенникова Константина Михайловича, умершего 26.02.1943г., не располагаем…».
И как вывод, письмо Мензелинского райвоенкомата в адрес военного комиссара Республики Татарстан от 02.09.1992 года: «…данными Мензелинский райвоенкомат не располагает…».
Вот так, буквально за несколько лет, могилы двух умерших и похороненных военнослужащих в городе Мензелинске просто пропали…
В результате проведенной работе на сегодняшний день удалость установить дополнительные сведения об умерших военнослужащих, которые захоронены на старом городском кладбище города Мензелинска.
Согласно архивных записей в архиве ЗАГСа Татарской АССР было установлено, что Отделом ЗАГС Мензелинского района ТатАССР, смерть Ивана Шубина была засвидетельствована 18 ноября 1942 года. В записях указывалось, что место захоронения: город Мензелинск.
Кроме этого оказалось, что Иван Александрович Шубин не рядовой, и не курсант, а политрук. Кадровый военнослужащий, в Красной Армии с 1936 года. Службу начал в 16-м пулеметном батальоне Особой Краснознаменной дальневосточной армии (ОКДВА). На ноябрь 1942 года занимал должность начальника библиотеки Марьинских Военно-политических курсов подготовки среднего политсостава Красной Армии, которые в 1941 году были эвакуированы из Марьино (Орловский Военный Округ) в город Мензелинск Татарской АССР. Жена Анна Илларионовна Шубина проживала по адресу: Кировская область, пос. Опарино.
Сведения о Константине Михайловиче Черепенникове нашлись только в Книге Памяти Рязанской области, где говорилось, что он родился в городе Сасово Рязанской области — «…курсант, погиб в феврале 1943 года, место захоронения Татарская АССР…».
Несколько лет специалисты ВИПЦ и РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан вели переписку и работу с республиканским военкоматом и администрацией Мензелинского района, но похоже только сейчас, в рамках выполнения мероприятий по реализации Федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019–2024 годы» в Республике Татарстан удастся решить эту проблему. Так, на последнем рабочем совещании в Министерстве Культуры Республики Татарстан в сентябре 2021 года, на котором приглашенные специалисты различных ведомств и организаций обсудили первоочередные меры и ход выполнения обязательств по проведению ремонтно-восстановительных работ на воинских захоронениях в республике, было принято решение о включении в план на 2022 год предложения от поисковиков учесть и восстановить данное воинское захоронение.
За алгоритм работы был взят пример Челябинской области, где был решен вопрос по одному из утерянных воинских захоронений.
Там, на сельском кладбище в поселке Новое Поле Сосновского района в период с ноября 1941 года по февраль 1942 года производились захоронения военнослужащих, которые умерли в эвакогоспитале № 1145, находившемся в «Доме отдыха Каштак». В недавнем времени фамилии захороненных и их могилы тоже были неизвестны. И вот, в 2016 году поисковиками отряда «РЕДУТ-Доброхот», в ходе архивно-исследовательских работ с документами Музея истории медицины г.Челябинска при Городской клинической больнице №1 удалось установить имена трех военнослужащих, умерших в этом госпитале. В ходе совместной работы поисковиков и администрации Рощинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области был согласован эскизный проект памятника и его месторасположение на сельском кладбище.
В мае 2020 года состоялось торжественное мероприятие по открытию памятника и тем самым сейчас на сельском кладбище в поселке Новое Поле увековечены имена трех военнослужащих Красной Армии, умерших от ран в военном госпитале: старшего лейтенанта Георгия Ивановича Козлова, рядового Владимира Васильевича Бровача и санитара Андрея Минаевича Минаева.
Поисковики Татарстана надеются, что в скором времени и в городе Мензелинске на старом кладбище будут увековечены имена воинов, похороненных там в годы Великой Отечественной войны.
ВИПЦ, г.Казань.
сентябрь 2021 г.
ПУБЛИКАЦИИ ВИПЦ ПО МОНИТОРИНГУ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ:
Специалисты ВИПЦ совместно с представителями региональных представительств ООД «Поисковое движение России» продолжают проводить общественный мониторинг воинских захоронений по выявлению в «тыловых» регионах Российской Федерации вновь образованных воинских захоронений (могил воинов, личности которых установлены поисковиками и похороненных на малой Родине).
*
Рассмотрим образец взаимодействия поисковых формирований, органов местной власти и специалистов ВИПЦ в решении вопросов увековечения имен воинов на воинских захоронениях на примере Невельского района Псковской области.
*
ВИПЦ продолжает подготовку нормативных документов по военно-мемориальной работе. Напомним о методических рекомендациях по постановке на учет и содержанию воинских захоронений.
*
Об ошибке оформления в учетных карточках, в которых помимо похороненного военнослужащего вносятся данные о его родственнике, в могилу которого было проведено подзахоронение останков погибшего солдата.
*
Еще один проблемный вопрос из мониторинга воинских захоронений: погребение на малой Родине вместе с останками установленного бойца останков неизвестного воина.
*
Проблема утраченных воинских захоронений.
*
Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Центральному федеральному округу).
*
Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Южному федеральному округу).
*
Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Дальневосточному федеральному округу).
*
Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Республике Крым и городу Севастополь).
*
Результаты мониторинга состояния и порядка оформления учетных документов воинских захоронений, где ежегодно проводятся захоронения останков погибших воинов, найденных поисковыми формированиями (анализ по Северо-Западному федеральному округу).