Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022



Новости 2022 г.



ПОИСКОВИКИ ТАТАРСТАНА ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ОЧЕРЕДНОЙ
ПОИСКОВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В МУРМАНСКУЮ ОБЛАСТЬ


В период с 11 по 19 июня 2022 года инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» из представителей поисковых отрядов «Разведка» и «Бентос» Региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан совместно с представителями поискового отряда «Икар» (г.Мурманск, Владимир Чернышев) и аквалангистами мурманского дайвинг-клуба (Игорь и Андрей Пустоваловы, Евгений Решетов) было обследовано место падения самолета Пе-3бис из состава 95-го истребительного авиационного полка Особой морской авиагруппы ВВС Северного флота, пропавшего без вести 8 мая 1943 года при перелете с аэродрома Ваенга (г.Североморск Мурманской области) на аэродром Ягодник (г.Архангельск).

Проект «Крылья Татарстана». 2022. «Объединение «Отчество» РТ. ВИПЦ.

На предположительное место падения самолета указал один из жителей села Варзуга Терского района Мурманской области в марте 2022 года, когда поисковики Татарстана проводили работы по эвакуации обломков другого самолета Пе-3, погибшего в этот же день, при этом же перелете. Тогда, при перелете 8 мая 1943 года, пропали без вести два самолета Пе-3. Один из них разбился в районе Бабозера. Место его падения было обследовано инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» в мае 2021 года, а в марте 2022 года вернулись для эвакуации обломков самолета (об этой экспедиции мы тоже писали.

Экипаж этого самолета в составе летчика, младшего лейтенанта Свириденко Ивана Ермолаевича, штурмана, младшего лейтенанта Лудцева Степана Федоровича, механика по радио, старшего техника-лейтенанта Бойцова Ивана Николаевича, и авиамеханика старшего, техника-лейтенанта Грудина Василия Александровича были изначально захоронены 5 июня 1958 года в поселке Краснощелье Ловозерского района Мурманской области, а 7 сентября 1967 года их торжественно перезахоронили в центральном поселке района Ловозеро, на берегу реки Вирма.

История же самолета, который обследовали поисковики Татарстана в этот раз была следующей.

Первоначально место падения удалось найти охотникам из села Варзуга в мае 1947 года. Тогда было обнаружено тело одного погибшего члена экипажа, перевезено в село Варзуга и похоронено на сельском погосте (Успенское кладбище). У погибшего были обнаружены орден Красной Звезды и документы на имя старшего авиамеханика 2-й АЭ, старшего техника-лейтенанта Ивана Михайловича Дробного. В 1982 году на сельском кладбище были захоронены останки еще одного члена экипажа, тоже доставленного охотниками с этого же самолета. Имя погибшего установить не удалось. После этого, в 1983 году на месте падения самолета побывали военнослужащие ВВС Северного флота под руководством полковника Владилена Алексеевича Бондаренко (начальник отдела кадров ВВС СФ), который был идейным вдохновителем и создателем музея авиации ВВС СФ в поселке Сафоново Мурманской области. В октябре 1985 года на место падения самолета военнослужащими Северного флота была предпринята еще одна экспедиция с целью вывести для музея хорошо сохранившийся хвост самолета. При обследовании были обнаружены еще разрозненные останки членов экипажа самолета и они так же были доставлены в село Варзугу, а в 1986 году были захоронены в уже существующую братскую могилу. Кроме этого, В.А.Бондаренко была проведена большая архивно-исследовательская работа, благодаря которой удалось установить имена членов экипажа погибшего самолета и находившихся на его борту пассажиров. Так стало известно, что 8 мая 1943 года погибли:

- летчик 2 АЭ старшина (младший лейтенант с 18.04.1943) Новиков Иван Никифорович, 1923 г.р.;

- воздушный стрелок-бомбардир 2 АЭ младший лейтенант Соколов Михаил Дмитриевич, 1917 г.р;

- авиамеханик 2 АЭ старший техник-лейтенант Бройтман Цезарь Петрович, 1915 г.р.;

- старший авиамеханик 2 АЭ старший техник-лейтенант Дробный Иван Михайлович, 1918 г.р.

На борту самолета также находился заместитель командира 2 АЭ по политчасти капитан Стерин Григорий Абрамович 1915 г.р. Это удалось выяснить В.А.Бондаренко при переписке с ветеранами 95-го ИАП и проведении архивно-исследовательской работы. Изначально, в соответствии с оперативной сводкой штаба ВВС СФ, капитан Г.А.Стерин значился пропавшим без вести в составе экипажа старшины Свириденко, разившегося у Бабозера.

Проект «Крылья Татарстана». 2022. «Объединение «Отчество» РТ. ВИПЦ.

Проект «Крылья Татарстана». 2022. «Объединение «Отчество» РТ. ВИПЦ.

Проект «Крылья Татарстана». 2022. «Объединение «Отчество» РТ. ВИПЦ.

Проект «Крылья Татарстана». 2022. «Объединение «Отчество» РТ. ВИПЦ.

Проект «Крылья Татарстана». 2022. «Объединение «Отчество» РТ. ВИПЦ.

В этот раз, в результате проведенных поисковых работ на месте падения самолета, поисковиками Татарстана и Мурманской области помимо многочисленных обломков и фрагментов самолета, которые в последствии будут использованы в проекте «Крылья Татарстана» по восстановлению и реставрации в Казани самолета Пе-2, были обнаружены останки еще одного члена экипажа самолета, не найденного ранее. При погибшем были обнаружены личные вещи, истлевший партийный билет и медаль «За боевые заслуги», которой в мае 1942 года был награжден Цезарь Петрович БРОЙТМАН.

Бройтман Цезарь Петрович.

Бройтман Цезарь Петрович

Проект «Крылья Татарстана». 2022. «Объединение «Отчество» РТ. ВИПЦ.

Проект «Крылья Татарстана». 2022. «Объединение «Отчество» РТ. ВИПЦ.

Проект «Крылья Татарстана». 2022. «Объединение «Отчество» РТ. ВИПЦ.

Останки погибшего и личные вещи были переданы поисковиками руководителю проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» Александру Борисовичу Комарову (п.Умба) для дальнейшего захоронения, по согласованию с администрацией Терского района Мурманской области в селе Варзуга, где похоронены останки других членов экипажа погибшего самолета.

Для объективности следует отметить, что со слов местных жителей, в конце 1980-х – начале 1990-х годов, в село Варзугу приезжали военнослужащие одного из авиагарнизонов ВВС СФ, для переноса братской могилы. Забрали с могилы немного земли и убрали установленный на могиле обелиск. Тем самым, в 1992 году на воинском кладбище в пос. Катунино Приморского района Архангельской области (а это по прямой 290 километров, через всё Белое море) появилась братская могила экипажа данного самолета. Воинское захоронение было паспортизировано и в учетной карточке указаны имена погибших.

В 2021 году инициативной группой проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» (пос. Умба Терский район Мурманской области) уничтоженное воинское захоронение на Успенском кладбище в селе Варзуга было восстановлено. Причем, на могилу был установлен именно тот бетонный обелиск с красной звездой, который возвышался над ней ранее и находился поваленным рядом со старой могилой.

Тем самым, после проведения торжественно-траурной церемонии захоронения останков старшего техника-лейтенанта Ц.П.Бройтмана в селе Варзуга, поисковикам совместно с местными органными власти и военного управления, еще придётся привести в соответствие документы учета воинских захоронений, как в самой Варзуге, так и в поселке Катунино Архангельской области.

Проект «Крылья Татарстана». 2022. «Объединение «Отчество» РТ. ВИПЦ.

Проект «Крылья Татарстана». 2022. «Объединение «Отчество» РТ. ВИПЦ.

Проект «Крылья Татарстана». 2022. «Объединение «Отчество» РТ. ВИПЦ.

Видеосюжет об экспедиции.

Данная экспедиция проводилась в рамках двух проектов авиационной направленности «Небо Родины» и «Крылья Татарстана».

«Крылья Татарстана» - проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и ПАО «Татнефть».

Проект «Небо Родины» объединяет информационные, методические и организационные ресурсы участников «Поискового движения России», занимающихся поиском пропавших самолетов.



Наверх