1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
| 2025
Новости 2025 г.
УСТАНОВЛЕНЫ ИМЕНА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА САМОЛЕТА ДБ-3Ф
В работах принимали участие поисковые отряды «Небо Ленинграда», «Волховский фронт», «Высота» (все - город Кириши), военно- патриотический клуб «ГТО Слава Разведки» (п.Будогощь) и инициативная группа проекта «Крылья Татарстана» Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение Отечество» Республики Татарстан.
Как мы писали ранее, в последние дни экспедиции поисковики работали рядом с дорогой Оскуй – Будогощь, где было обследовано место падения самолета ДБ-3ф. В результате проведенной работы были обнаружены останки членов экипажа (частично), заводские номера самого самолета и его моторов (самолет ДБ-3ф № 391106 с моторами М-87 №/№ 87544 и 871715). По проведенной предварительной архивно- исследовательской работе удалось установить, что данный самолет был из состава 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС КБФ. У двоих погибших, на остатках формы были найдены нарукавные знаки различия ВВС ВМФ: капитана и старшего лейтенанта. Обнаруженные фрагменты документов оказались удостоверением личности офицера и пропуском на аэродром, но к сожалению, из-за длительного нахождения в земле, установить, кому они принадлежали, не удалось.

Работа на месте падения ДБ-3ф.

Работа на месте падения ДБ-3ф.

Работа на месте падения ДБ-3ф.

Работа на месте падения ДБ-3ф.

Заводской номер самолета.

Заводской номер первого мотора.

Заводской номер второго мотора.
|
|
Фрагменты нарукавных знаков различия.
|
|
Остатки документов члена экипажа ДБ-3ф.

Остатки документов члена экипажа ДБ-3ф.

Остатки документов члена экипажа ДБ-3ф.
По совокупности установленных данных, полученных в ходе полевых поисковых работ и общеизвестных исторических событий в этом районе, тогда же были сделаны выводы о принадлежности обнаруженных останков к конкретному погибшему экипажу.
Поисковые работы на месте падения самолета продолжались в период всего октября месяца, в каждые выходные, и продолжаются до сих пор. В результате обнаружены дополнительные фрагменты останков членов экипажа самолета и их амуниции и обмундирования.
|
|
Находки поисковиков.

Находки поисковиков.
После первых номерных находок, сотрудниками Всероссийского информационно-поискового центра (РОМО «Объединение «Отечество» РТ) был направлен официальный запрос в адрес начальника Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. В запросе мы просили оказать содействие в проведении архивного исследования документов Центрального военно-морского архива – филиала ЦАМО РФ.
И вот именно 24 октября 2025 года – ровно через 84 года, после гибели отважного экипажа, их имена были установлены.
Так, сотрудниками ЦВМА и ЦАМО РФ была проведена огромная исследовательская работа с архивными документами, в результате которой были обнаружены документы, которые полностью подтвердили предположения поисковиков.

Донесение о б/п. ФЦАМО РФ (ЦВМА. г.Гатчина).
24 октября 1941 года самолет ДБ-3ф №391106 в составе экипажа, командира 3 АЭ Героя Советского Союза капитана Гречишникова Василия Алексеевича, 1914 г.р., штурмана 3 АЭ старшего лейтенанта Власова Александра Ивановича, 1910 г.р., воздушного стрелка-радиста, начальника связи 3 АЭ лейтенанта Семенкова Матвея Потаповича, 1912 г.р., воздушного стрелка краснофлотца Буракова Николая Анисимовича, 1920 г.р., был подбит в районе Грузино. От прямого попадания снаряда зенитной артиллерии противника в мотор, самолет с правым креном пошел на снижение и взорвался. Экипаж погиб.
Оперативная сводка штаба 8-й авиационной бригады за 24 октября 1941 года, более подробно описывает эти события:
«…в 14.23 два самолета ДБ-3ф 1-го МТАП ВВС КБФ с высоты 200 метров произвели бомбоудар по мотомехчастям противника на дороге Грузино-Оскуй. Сброшено ФАБ-100, 5 ФАБ-50, 1 ХАРП-500. Результат бомбометания не наблюдали. Над целью обстреляны сильным огнем ЗА и ЗП.
ДБ-3ф летчик капитан Гречишников получил прямое попадание в мотор и с правым креном пошел на снижение, экипаж идущий в паре самолета наблюдал большой взрыв. Предположительно взрыв самолета Гречишникова…».
Здесь необходимо добавить, что данный экипаж в полном составе в августе 1941 года, принимал участие в первых бомбардировках столицы фашистской Германии города Берлина. Именно за эти вылеты, Василию Алексеевичу Гречишникову - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года, было присвоено высокое звание – Герой Советского Союза. Штурман АЭ старший лейтенант А.И.Власов и начальник связи АЭ лейтенант М.П.Семенков были награждены орденами Красного Знамени. К сожалению, воздушный стрелок экипажа краснофлотец Н.А.Бураков остался не награжденным.

Экипаж Гречишникова. (Гречишников справа).
В годы войны (и после) в различных изданиях, мемуарной и периодической литературе описывалось, что данный экипаж 24 октября 1941 года на горящем самолете совершил огненный таран наземной колонны техники противника.
О последнем вылете экипажа капитана Гречишникова, в своей книге «Над тремя морями» вспоминал генерал-лейтенант авиации (а в 1941 году штурман 1 МТАП ВВС КБФ) Петр Ильич Хохлов:

Петр Ильич Хохлов.
«…Наш 1-й МТАП в те дни имел перед собой задачу - наносить бомбовые удары по колоннам 39-го фашистского корпуса на дорогах Будогощь - Тихвин. Базирование самолетов значительно приблизило их к этому району боевых действий. И экипажи действовали интенсивно, совершая по два-три вылета в сутки.
Пример оперативных вылетов и мощных ударов по противнику показывали многие, и в особенности экипаж Героя Советского Союза капитана В.А.Гречишникова. Днем ли, ночью, в ясную или ненастную погоду он выходил на любую цель. Вместе с Гречишниковым отважно действовал штурман эскадрильи - прекрасный специалист старший лейтенант А.И.Власов. Как и командир, он люто ненавидел фашистов и готов был на любой риск, на самопожертвование ради уничтожения гитлеровцев. За стрелка-радиста в экипаже летал начальник связи эскадрильи лейтенант М.П.Семенков - искусный снайпер. Воздушным стрелком здесь был краснофлотец Н.А.Бураков. Этот экипаж был гордостью всего полка.
Однажды - это было утром 24 октября - воздушная разведка донесла: в районе поселка Грузино движется большая танковая и механизированная колонны противника. Как тут стерпеть Гречишникову, всегда рвавшемуся в жаркую схватку! И на этот раз он подбежал к командиру полка: - Разрешите, товарищ полковник, нам, двумя экипажами, нанести удар. Цель-то какая! Упустить никак нельзя.
- Цель - это да! Но ведь белого света не видно, - отряхивая падавший крупными хлопьями снег, сказал Преображенский. А взволнованное лицо и вся разгоряченная фигура Гречишникова говорили командиру полка - надо соглашаться. И Преображенский ответил коротко:
- Попробуйте, Василий Алексеевич. Желаю удачи! Два бомбардировщика тут же поднялись в воздух. Сплошная облачность прижимала их к самой земле.
И все же экипажи в этом, почти слепом, полете точно вышли на цель. Летчики разглядели большую колонну танков, артиллерии и мотопехоты противника, тянувшуюся от Грузино на Будогощь. Преодолевая зенитный огонь, бомбардировщики прошлись над этой зловещей цепочкой, покрывая ее точно рассчитанными взрывами бомб и поливая свинцовым пулеметным дождем
Дело сделано
- Отходим от цели! - передал Гречишников команду ведомому экипажу.
Но отход сложился неудачно. В самолет Гречишникова ударил зенитный снаряд. Взрыв и пламя.
Как докладывали члены ведомого экипажа, Гречишников наверняка мог бы пролететь на горящем самолете несколько километров и посадить его в поле. Но все произошло иначе. Развернув горящий самолет, Гречишников резко повел его вниз, на вражескую колонну. Через считанные секунды бомбардировщик врезался в гущу фашистской техники. Мощный взрыв, вызванный огненным тараном, сотряс землю, взметнул ввысь пламя…»
Изучая данное событие, поисковики установили, что место падения самолета находится на ответвлении старой дороги Грузино - Будогощь (в настоящее время заросла лесом, но местами просматривается, при совмещении старых карт с современными, эта дорога указана). Вместе с обломками самолета найдены фрагменты различной искорёженной от взрыва автомобильной техники. Тем самым, с большей долей вероятности, можно предположить, что найденный самолет действительно упал на скопление вражеской техники, которая была сконцентрирована, вдоль, и рядом с основной, в то время, магистралью – дорогой Грузино - Будогощь.
При изучении трофейных немецких документов, которые в настоящее время хранятся в Национальном архиве США (документы оцифрованы и доступны на сайте архива) нашлись интересующие нас сведения, которые также раскрывают события 24 октября 1941 года. Так, в оперативных документах 39-го армейского корпуса (в последствии танкового – авт.), 12-й и 8-й танковых дивизий, 21-й пехотной дивизии говориться, что в период немецкого наступления в октябре 1941 года, на дороге Грузино - Будогощь, скопилось большое количество техники, которая из-за ухудшения состояния дороги и из-за таяния снега, не может продвигаться дальше. Кроме этого, в документах 12-й танковой и 21-й пехотной дивизий отмечается, что 24 октября 1941 года, в районе 15 часов, был сбит советский самолет. Это соответствует времени, указанном в оперативной сводке ВВС КБФ, когда пара бомбардировщиков 1-го МТАП ВВС КБФ, бомбила колонну противника.

Донесение 39 армейского корпуса немцев.

Донесение 12 танковой дивизии немцев.

Немецкое донесение о состоянии дорог.
В настоящее время поисковые работы на месте падения самолета продолжаются. Обследуется близлежащая территория, с целью поиска разбросанных от взрыва останков экипажа самолета.
В ближайшем времени органами исполнительной власти Ленинградской области и Министерством обороны Российской Федерации будет рассмотрен вопрос о дате и месте торжественного захоронения обнаруженных останков геройского экипажа самолета, вопросов сохранения и увековечения памяти погибших летчиков на самом месте их гибели (установлении памятного знака или создание мемориала). А поисковики приступили к поиску родных и близких погибших воинов, чтобы пригласить их на церемонию торжественного захоронения и посещения места гибели самолета.
Для этого, приведем полные данные экипажа.
Летчик самолета, Герой Советского Союза, командир 3 АЭ капитан Василий Алексеевич Гречишников родился 18 декабря 1912 года в городе Николаеве Херсонской губернии (в годы войны – Николаевская область УССР). Кадровый, в Красной Армии с 1931 года. Участник советско- финской войны, где был награжден орденом Красного Знамени. На момент начала Великой Отечественной войны, семья – супруга Ксения Николаевна Гречишникова, вместе с дочерью Валентиной (1939 г.р.) и сыном Анатолием (1940 г.р.), проживали в городе Петриков Гомельской области в Белоруссии, где в связи с быстрым наступлением немецких войск, оказались на оккупированной территории. Сын Анатолий, скончался от болезни в 1941 году.
|
|
Герой Советского Союза В.А.Гречишников.
Штурман АЭ старший лейтенант Александр Иванович Власов родился 26 мая 1910 года в городе Нижний Новгород (в 1941 году – г.Горький). Кадровый военный, в Красной Армии с 1932 года. На момент начала войны, семья – супруга Зинаида Ивановна Власова, вместе с сыновьями Виктором (1935 г.р.) и Борисом (1937 г.р.) проживала в городе Бийске Алтайского края (ул.Шевченко, д.76), затем в городе Новосибирске по ул.Саратовская, д.27. А мать – Мария Герасимовна (1877 г.р.), проживала в городе Сталино (с 1961 года – г.Донецк, УССР) Куйбышево ул.Линейная, д.2, кв.7. Участник советско-финской войны, где был награжден орденом Красной Звезды. За вылеты по бомбардировке столицы фашисткой Германии - городу Берлину, в августе 1941 года был награжден орденом Красного Знамени.
Начальник связи АЭ, лейтенант Матвей Потапович Семенков родился в 1910 году в деревне Росляки Поречского уезда Смоленской губернии (в годы войны: Понизовский район Смоленской области). Кадровый военный, в Красной Армии с 1934 года. Участник советско-финской войны. За вылеты по бомбардировке столицы фашисткой Германии - городу Берлину, в августе 1941 года был награжден орденом Красного Знамени, а в сентябре 1941 года, орденом Красной Звезды.
На начало войны семья – мать Евдокия Тарасовна Семенкова проживала в городе Москве (Москва-40) ул.Бесовая, д.7 барак 2, комната 3. А отец Потап Матвеевич Семенков, в деревне Шавни Понизовского района Смоленской области. Супруга – Исакова Антонина Петровна, проживала в г.Омске по адресу: 5-я линия, д.44.
А.И.Власов. |
М.П.Семенков. |
Воздушный стрелок краснофлотец Николай Анисимович Бураков родился в 1920 году в деревне Кривино Смоленского уезда Смоленской губернии (в годы войны – Руднянский район Смоленской области). На момент начала войны его родители проживали в соседней деревне Заречье Руднянского района. А в деревне Кривино осталась жена – Буракова Варвара Яковлевна. Был призван в РККА в 1940 году Руднянским РВК.
Поисковики Ленинградской области, Республики Татарстан от всей души благодарят и выражают сердечную благодарность сотрудникам Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, и филиала ЦАМО – Центрального военно-морского архива в городе Гатчина Ленинградской области.
Отдельные слова благодарности начальнику ЦАМО Олегу Дмитриевичу Панкову и главному документоведу по работе со СМИ и общественностью Юлии Владимировне Венгер, начальнику поискового центра ДОСААФ России, председателю Новгородской областной общественной организации «Поисковаый отряд «Находка» Александру Петровичу Морзунову, внештатному сотруднику РОМО «Объединение «Отечество» РТ Юрию Абрамовичу Этингофу (г.Санкт-Петербург).
И.Г.Прокофьев,
исследователь истории военной авиации,
ведущий специалист ВИПЦ,
руководитель отдела РОМО «Объединение «Отечество» РТ,
координатор проекта «Крылья Татарстана»
г.Казань.
Мероприятия по организации и проведению учебно-поисковых экспедиций в рамках Проекта «Крылья Татарстана» по поиску мест падения погибших в годы Великой Отечественной войны советских самолетов Пе-2, подъему и доставке к месту реставрации их сохранившихся фрагментов осуществляются в рамках проектов «Вахта Памяти-2025: обеспечение организационной, информационно-методической поддержки деятельности поисковых отрядов Республики Татарстан» и «Всех назовем поименно», реализуемых РОМО «Объединение «Отечество» РТ и АНО ВИПЦ с использованием грантов Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества.
Проект «Крылья Татарстана» направлен на восстановление самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и Благотворительного фонда «Татнефть».
