Мы в соцсетях: Контакте

Нормативные акты



Живая память. Из опыта работы поисковой организации.




Роль поисковой работы в процессе социализации молодежи.

 

Пищулина С.Ю., член
Волгоградского общества "Поиск"

 

Каждый молодой человек, закрывая за собой двери школы, решает вопрос: готов ли он вступить во взрослую жизнь и что такое эта "взрослая жизнь"? Каковы будут ответы - такого гражданина, и получит наше Отечество.

 

Можно много говорить о сегодняшних проблемах российского общества: крах государственной идеологии, резкая смена ценностных ориентиров, упадок духовности и патриотизма, взрыв националистических идей, возвеличивание западного уклада жизни...

 

Главное в этих разговорах - не забывать о том, что конкретно делаешь ты сам для решения этих проблем, пусть не на государственном, а на своем частном уровне общения и деятельности, не отмахиваешься ли от тех, кто во все времена считался и считается "трудными подростками"? Не призывая бросить все дела и заняться педагогикой, автор просто хочет заставить задуматься - все ли мы делаем, для того, чтобы наши дети могли с гордостью говорить слова - "мы из России".

 

Проблема социализации молодежи является многоуровневой и многоаспектной, и одной из ее составных частей будет подготовка патриота, гражданина России с большой буквы. Эти понятия всегда интересовали ученых и простых людей с точки зрения и теории, и практики; разрабатывались различные программы патриотического и гражданского воспитания молодежи, к их реализации подключались государственные учреждения, общественные движения, профессиональные союзы, ветеранские организации.

 

В русле государственной молодежной политики в настоящее время на территории области работает Волгоградская региональная общественная организация "Поиск", целью деятельности которой стал розыск и перезахоронение останков советских солдат, павших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, установление имен без вести пропавших, увековечение их памяти.

 

Общество "Поиск" объединяет в своих рядах около двадцати отрядов, возраст поисковиков - от 14 до 35 лет, то есть это - молодые люди, которым дорога память о своих дедах и прадедах.

 

Ровно половина отрядов - детские и студенческие, где руководители - люди, связавшие свою судьбу с образованием и воспитанием подрастающего поколения. Система работы в поисковой организации обязательно учитывает особенности психологии старшего подросткового и младшего юношеского возрастов - стремление к самостоятельности, независимости, активности, практической деятельности, профессиональному самоопределению - и опирается на следующие положения:
1. Усвоение нравственных ценностей в подростковом возрасте идет, как правило, на уровне группового общения;
2. Настоящее воспитание там, где настоящее дело;
3. Доверие и личный пример взрослого человека;
4. Возможность проявить свою личность, свои таланты в общественно-полезном деле;
5. Реальное соприкосновение с теми событиями, о которых рассказывается в учебниках, воспоминаниях родственников;
6. Моральная, психологическая, учебная подготовка новичков часто ложится на плечи более старших ребят, так закрепляется преемственность поколений;
7. Коллективный творческий труд.

 

Поисковики - это разные люди со своим жизненным опытом, со сложившимся или не сложившимся характерами, со своей жизненной позицией и разной степенью восприятия окружающего мира, разной степенью эмоциональных проявлений. Но есть у них один общий стержень - умение доводить начатое дело до логического конца, чувство обостренной ответственности за историю своего народа и за свои личные дела, не затухающий огонек романтизма и любви к Родине. Ведь что такое "Поиск"? Во - первых, это настоящее, нужное обществу, достойное дело. А во - вторых, романтика с песнями у костра, непринужденным общением, прямым соприкосновением с природой, с жизнью, встречи с интересными людьми. Все это притягивают молодых людей в поисковые отряды, а руководителям остается "малый фронт работы" - удержать, нравственно воспитать, определить во "взрослую жизнь"...

 

Но этот "малый фронт работы" требует от руководителя концентрации всех сил, неравнодушного отношения к людям, знания многих сторон жизни. Почему? Потому что формирование личности ребенка, его мировоззрения, знаний, умений, ценностных ориентации детерминируется внутренними и внешними факторами, воздействующими на молодого человека, и для коррекции процесса воспитания и образования подрастающего поколения необходимо изучение всех этих факторов и доли каждого из них во влиянии на становлении личности.

 

Исходя из особенностей поисковой работы, можно выделить ряд воспитывающих моментов.

 

Первое о чем хочется напомнить, это - энтузиазм, давно забытое понятие из времен социалистического прошлого. В конкретном же случае оно обозначает бескорыстное служение Памяти защитников Отечества, не отягощенное принципом "ты - мне, я - тебе".

 

Далее следует реальное восстановление исторической правды, воздаяние должного каждому, кто не вернулся с полей сражения. Здесь действует "закон Суворова" - "война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний ее солдат".

 

Существенной особенностью поиска является и то, что поисковая деятельность ставит и взрослого, и ребенка в положение исследователя. Сбор и творческое исследование местного материала, даже ограниченного конкретными временными рамками, способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, расширяет кругозор, повышает уровень самостоятельной работы. А атмосфера взаимного уважения, причастности к государственному делу дает возможность реализовать себя как личность.

 

Но в то же время поисковые экспедиции - это тяжелый изнуряющий труд, причем иногда с риском для жизни. Вводя подростков в поисковую работу нужно помнить, что их мироощущение еще не сформировано, и все то, что они увидят в неподготовленном состоянии, может сказаться на их здоровье. Только постепенно поисковая работа становится частью жизни ребят, они взрослеют, осмысливают то, чем занимаются, и нередко приводят за собой новых людей. Поисковая работа - не разовое мероприятие, не дань моде, она выстрадана, проверена на прочность многими поколениями ее участников. Постепенно (с каждой новой экспедицией) происходит восстановление психоэмоционального здоровья, что позволяет подростку приобрести опыт деятельности, не бояться пробовать свои силы, понимать себя. Жизнь в разновозрастном коллективе (спрос в полевых условиях с детей идет "как с взрослых"), умение наладить взаимоотношения с местным населением, без которых нет результативной экспедиции, формируют навыки коллективизма, общения, уважения и признания чужого труда, сам ребенок стоит в условиях ответственности за принятое им же решение, что в конечном итоге приводит к самореализации и самоорганизации личности.

 

Таким образом, в целом поисковая работа подготавливает самоопределение личности ребенка через включение в разнообразные виды деятельности, где можно проявить таланты и умения, дающие толчок к дальнейшему саморазвитию. Особая атмосфера взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи способствует адаптации и утверждению вновь зарождающейся общественной личности в серьезном, нужном, благородном деле. А это очень важно в период с 14 до 21 года, когда происходит формирование духовных качеств, ценностной значимости своего "Я", когда внутренний мир подростка ищет свое "место влияния" в мире белого и черного, не признавая полутонов, лжи, лицемерия и дутых авторитетов.

 

Учитывая все вышеперечисленное, правление Волгоградской региональной общественной организации "Поиск" разработало такую программу деятельности, которая, пропагандируя идеи патриотизма среди молодежи, позволила бы объединить два мощных фактора:
- практическое участие в полевых поисковых работах по поиску и перезахоронению останков советских солдат, установление имен без вести пропавших, увековечение их памяти;
- и практическую исследовательскую работу по истории Великой Отечественной войны, позволяющую проанализировать события того трудного времени.

 

Так традиционными стали поисковый профильный лагерь "Сталинградский прорыв", объединяющий в июле все детские отряды общества, и детско-юношеские Военно-исторические чтения, проводящиеся в феврале месяце на базе музея-панорамы "Сталинградская битва".

 

Навстречу 55-му юбилею победы советского народа над фашисткой Германией в 1999 году "Поиск" предложил к реализации проект "Зарницы славы боевой", содержащий в своей основе четыре конкурсных программы: традиции и история семьи, музейная работа по сохранению памятников Отечества, поисково-исследовательская работа учащейся молодежи по истории Великой Отечественной, литературная и творческая деятельность ребят, посвященная этой памятной дате. Завершит проект молодежный передвижной поисковый лагерь "Боевые рубежи", маршрут которого пройдет по наиболее горячим точкам битвы за Сталинград 1942 -1943 годов. Результатом проекта "Зарницы славы боевой" станет реальное соприкосновение подрастающего поколения с историей нашей страны, воспитание семейного и государственного патриотизма на конкретных примерах.(см. приложение № 1 - 5).

 

Следовательно, анализируя работу поисковых организаций с точки зрения их вклада в социализацию молодежи, можно определенно сказать, что молодые поисковики - это самостоятельные, творческие, политически активные, думающие, духовно богатые личности, граждане, способные искренне любить свою Родину, отдавать свои силы на ее развитие и процветание. Именно эти качества в современной России требуются больше всего.

                     
         
         
  "Академики" в "Поиске".
Роль поисковой работы в процессе социализации молодежи.
  Конкурсная программа "Зарницы славы боевой".
  Проект "Зарницы славы боевой". Положения.
  Положение об областном конкурсе "Военная летопись рода".
  Информация к конкурсу "Военная летопись рода" проекта "Зарницы славы боевой".
  Методические указания к написанию сценария мероприятия, посвященного 55-летию Победы.
  Военно-исторические Чтения.
  Стационарный поисковый лагерь.
  Традиционная научно-практическая конференция Межрегионального поискового центра "Южный рубеж".
  Публицистика. Письма к дедушке.