Проблемы патриотического воспитания детей и молодежи и пути их решения.
РЕКОМЕНДАЦИИ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
1. Осуществление гражданско-правового образования студентов в течение всего периода обучения таким образом, чтобы оно формировало достаточно полное представление о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях в обществе, развивали модели поведения, мотивации и установок, которые способствуют участию личности в решении задач различного уровня, от семейно-бытовых до общенациональных и государственных. При этом должно быть разумное сочетание теоретических занятии с практической ориентированной деятельностью студентов во внеурочное время. Участие студентов в управлении вузом, в работе научного совета вуза, развитие студенческого самоуправления, активная деятельность общественных организаций и объединений студентов, встречи студентов с сотрудниками правоохранительных и судебных органов, представителями исполнительной и законодательной властей - все это и многое другое создает условия и может стать основой воспитания гражданина и патриота своей страны. Прежде чем стать гражданином страны, студент должен стать активным гражданином университета.
2. Сохранение целостного учебно-воспитательного процесса в университете, учитывая, что воспитание и обучение - два важнейших неотъемлемых момента этого процесса. При этом необходимо постоянно повышать воспитывающий характер обучения и образовательный эффект воспитания.
3. Ведущей целью воспитания студента остается идеал личности, способной принимать со знанием дела решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной и человечеством.
4. Главное в воспитании студентов - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
5. Создание в университете гуманистической воспитательной системы, включающей и учебную деятельность.
6.Дальнейшая перестройка учебного процесса в университете усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин, включение в традиционные курсы человековедческого материала, помогающего студентам понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим, проектировать свою жизнь. Изменение форм и методов учебной работы, преодоление пассивности студентов через ролевые игры, дидактические игры, драматизацию и др., разнообразие форм обучения, раскрепощение личности студента в учебном процессе, освобождение его от страха перед ошибкой создание ситуации свободного выбора.
7. Ориентация студентов на вечные абсолютные ценности - Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля Взятые в самом общем виде, они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу воспитания.
8. Всей жизнью университета, содержанием образования формировать у студентов чувства патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать политический выбор
9. Эстетизация университета, его окружения, всей жизни студентов - путь гуманизации воспитания. Важно, чтобы у всех студентов была возможность выразить себя в художественной деятельности (театр, рисование, пение, танец и т.п.).
10. Развитие клубной и досуговой деятельности - особой сферы жизни студентов.
11. Важное место в жизни университета должна занимать игра (КВН, «Что, где, когда?» и т.п.), открывающая большие возможности для самопознания студентов.
12. Воспитание студентов в духе свободы, личного достоинства и демократии требует развитого студенческого и вузовского самоуправления, деятельности различных объединений студентов по интересам
13. Поддержка молодежных не политизированных объединений и организаций студентов университета на основе партнерских отношений, закрепленных Договором.
14. Овладение этнопедагогикой, реализация лучших традиции народной педагогики и на этой основе приобщение студентов к культуре предков и межнациональных отношений.
15. Формирование воспитательного пространства в окружающем университет малом социуме (районе), освоение части социальной среды педагогическими средствами.
16. Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит педагогу. профессору - широко образованным гуманистам - интеллигентам, настоящим профессионалам, которые могут сделать реальными гуманизацию воспитательного процесса в университете и сформировать современного специалиста с высшим профессиональным образованием.
17. Развитие коллегиальных форм управления университетом с равноправным участием студентов и преподавателей
18. Совершенствование содержания подготовки переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров
19. Создание системы информационно-методического обеспечения педагогов по вопросам воспитания студентов.