№2 (22) Февраль 1998
Исповедь лектора
С.Старостина
Самым ярким моим впечатлением в этом походе были дети, слушатели моих
лекций. Читать лекции приходилось и раньше, но то были встречи со старшеклассниками.
На сей раз моей аудиторией были малыши.
Сначала я даже боялась. Как рассказать о Казани, об университете так,
чтобы было понятно первышам? Но с первых же минут поняла, что понимают
они все отлично. Начали спрашивать не только о башне Сююмбеки, Иване
Грозном, но и о нашем “Снежном десанте”. Выслушав мой рассказ, охотно
делились своими знаниями о своих бабушках и дедушках, которые прошли
войну. Оказывается, они интересуются всем этим не меньше нас. Понимают
многое во взрослой жизни. Потом дети начали говорить мне о том, что
запомнили из моего рассказа. Вот тут моему удивлению не было предела.
Запомнили каждую деталь, даже сходку студентов пересказали в подробностях.
А какие вопросы задавали!
- Какие были тетради, когда Ленин учился в гимназии?
- А в университете такие же оценки, как и в школе?
- Была ли война в Казани?
Во время такой лекции слушатели заставляют задуматься самого рассказчика
о многом. Вот почему потом я старалась попасть именно в младшие классы.
Нет, конечно, со старшеклассниками тоже интересно общаться, вспомнить
себя вих возрасте, сравнить их точку зрения со своей. И все же общение
с ними - дело более привычное, читать лекцию малышам, мне кажется,
сложнее. Десятиклассники могут простить какие-то твои ошибки, смущение,
видят, что ты сама вчера еще сидела за партой. А вот для малышей ты
уже взрослая тетя, должна знать все. Потому разочаровывать их ответом
“не знаю” - последнее дело.
А в общем-то, какими бы они ни были - наши слушатели - они нас многому
учат. Ведь их реакция - это отклик на наш рассказ. По тому, как они
откликаются на наши лекции, можно судить о смысле нашей работы. Встречаясь
с людьми на лекции, убеждаешься, что такая работа очень нужна в походе.
Есть возможность рассказать о нашем поиске сразу, не дожидаясь возможности
где-то опубликовать интересные материалы. Да и воспринимаются они на
слух, в общении гораздо лучше. Особенно, когда речь идет о молодых
слушателях.
Словом, работа в лекторской группе полезна и для тех, кто слушает,
и для нас самих. После таких встреч хочется еще активнее вести поиск,
еще больше рассказывать людям о нашем деле. Уверена, что благодаря
нашим слушателям мы и стали такими, какие мы есть.
(Газета "Ленинец", 1984 год)
Союз поисковых объединений
Мы идем по следам войны
Чтобы успокоить души ребят
Раиса - дочь Родины
Нам в наследство досталась память отцов. Равняемся на них
Исповедь лектора
Вдоль линии фронта
Святое дело майора Сунгатуллина
Быть нужными людям
Нам долго будет сниться
И горела свеча на могиле