Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№2 (22) Февраль 1998


Исповедь лектора

С.Старостина

Самым ярким моим впечатлением в этом походе были дети, слушатели моих лекций. Читать лекции приходилось и раньше, но то были встречи со старшеклассниками. На сей раз моей аудиторией были малыши.

Сначала я даже боялась. Как рассказать о Казани, об университете так, чтобы было понятно первышам? Но с первых же минут поняла, что понимают они все отлично. Начали спрашивать не только о башне Сююмбеки, Иване Грозном, но и о нашем “Снежном десанте”. Выслушав мой рассказ, охотно делились своими знаниями о своих бабушках и дедушках, которые прошли войну. Оказывается, они интересуются всем этим не меньше нас. Понимают многое во взрослой жизни. Потом дети начали говорить мне о том, что запомнили из моего рассказа. Вот тут моему удивлению не было предела. Запомнили каждую деталь, даже сходку студентов пересказали в подробностях.

А какие вопросы задавали!

- Какие были тетради, когда Ленин учился в гимназии?

- А в университете такие же оценки, как и в школе?

- Была ли война в Казани?

Во время такой лекции слушатели заставляют задуматься самого рассказчика о многом. Вот почему потом я старалась попасть именно в младшие классы. Нет, конечно, со старшеклассниками тоже интересно общаться, вспомнить себя вих возрасте, сравнить их точку зрения со своей. И все же общение с ними - дело более привычное, читать лекцию малышам, мне кажется, сложнее. Десятиклассники могут простить какие-то твои ошибки, смущение, видят, что ты сама вчера еще сидела за партой. А вот для малышей ты уже взрослая тетя, должна знать все. Потому разочаровывать их ответом “не знаю” - последнее дело.

А в общем-то, какими бы они ни были - наши слушатели - они нас многому учат. Ведь их реакция - это отклик на наш рассказ. По тому, как они откликаются на наши лекции, можно судить о смысле нашей работы. Встречаясь с людьми на лекции, убеждаешься, что такая работа очень нужна в походе. Есть возможность рассказать о нашем поиске сразу, не дожидаясь возможности где-то опубликовать интересные материалы. Да и воспринимаются они на слух, в общении гораздо лучше. Особенно, когда речь идет о молодых слушателях.

Словом, работа в лекторской группе полезна и для тех, кто слушает, и для нас самих. После таких встреч хочется еще активнее вести поиск, еще больше рассказывать людям о нашем деле. Уверена, что благодаря нашим слушателям мы и стали такими, какие мы есть.

(Газета "Ленинец", 1984 год)


Союз поисковых объединений
Мы идем по следам войны
Чтобы успокоить души ребят
Раиса - дочь Родины
Нам в наследство досталась память отцов. Равняемся на них
Исповедь лектора
Вдоль линии фронта
Святое дело майора Сунгатуллина
Быть нужными людям
Нам долго будет сниться
И горела свеча на могиле