№3 (30) Декабрь 1999
Открытое письмо А.Орлову
Дорогой Саша, при самом глубоком уважении к тебе и поисковикам,
с которых началось наше движение (задолго до 1989 года, задолго до
признания его государством и вмешательства в него комсомола) - не можем
не высказать мысли, которые просятся на бумагу после прочтения твоего
текста в №7(27) газеты “Отечество”.
Первое. Какова же разница между “той страной”, где здорово и свято
было искать и перезахоранивать красноармейцев и командиров, и “этой
страной”, где надо оставить все, как есть? Ведь и тогда и сейчас была
огромная разница между обществом и государством, между простыми людьми
и чиновничеством (от партии, от госаппарата, от армии, от церкви, наконец),
между людьми, чувствующими свою ответственность, и людьми, ориентированными
на власть и деньги. Ничего не изменилось - разве что откровеннее стало
зло, откровеннее и циничнее. Вот и вся разница. И тогда, и сейчас люди
у власти лицемерили и лгали, гребли под себя и относились к простым
людям как к быдлу... Но ты-то -прежний - почему же ты меняешь фронт?
И откуда у тебя (у Саши Орлова!) это легкое пренебрежение к родственникам
погибших, для которых “время остановилось в 1941 году”? Я понимаю,
- если рассуждать, что пока они, эти родственники, - живы, есть смысл
искать и восстанавливать имена. А когда уйдут (ждать этого недолго!),
то, действительно, половина смысла поиска вплоть до имен и биографий
павших, пропадает. Остается “военная археология”. Это время придет,
до него еще 15-20 лет. Но сейчас-то - за что их обижать? Даже больше
скажу: за что их, еще живых, предавать? Им-то, во всяком случае большинству,
не все равно, где лежит брат, отец, дед - на поляне под дерном или
в могиле (пусть братской, пусть поздней) с именем, высеченным на камне,
или даже без него.
В любом году (и в 1981, и в 1985, и в любом другом) можно было бросить
камень в нас, переносящих в полиэтиленовых мешках мертвые кости с одного
места на другое. И бросали... Но - ты! Может быть, дело в том, что
ты сам в чем-то изменился... И это не в упрек. Только камни бросать
не надо...
Второе. Занимаясь поисковой работой с 1968 года, а вплотную - с 1985,
никогда еще мы не ощущали стыда за то, что кто-то, где-то, на чем-то
делает “бабки”. “Им” все равно, на чем делать эти “бабки” - на крови
афганских боев, чеченского побоища, на развалинах Грозного или на святых
солдатских костях. Но мы-то здесь при чем? Не общайся с гадами, не
сдавай им отчетов, не присягай им на верность - и все тут. Возможно,
в силу того, что наш “Дозор” всегда был на партизанских началах в поисковом
деле: мы всегда работали, где хотели, с кем хотели, и отчитывались,
когда и кому считали нужным. Или - никому. Правда, довольно часто приходилось
(и приходится) ездить за свой счет. Но это не всегда. Порой дает средства
Министерство Образования, совсем редко - поисковые структуры. Тебе,
конечно, сложнее: ты на виду и к тебе обращены лица всяческих “боссов”.
Но ведь и эта ситуация подконтрольна тебе. Разве не так?
Кстати, разве не бредом в принципе была речь господ чиновников об индивидуальных
контейнерах для каждого найденного бойца? Это же целую промышленность
надо было разворачивать - многие тысячи “гробов”. А транспорт и техника
доставки? А ситуация, когда от бойца одна рука или один череп остался?
Не говоря уже о том, что такие пластмассовые прибамбасы только помешали
бы костям уйти в землю... раствориться в ней.
На фоне этой бредятины освящение контейнеров с крестом -ей-богу, уже
не удивляет. Что же, Алексию иудейский или мусульманский “гроб” было
освящать? Для Алексия и прочих чиновников - это показуха от начала
до конца, какое уж тут - “думать”! Вот тут-то еще одно подтверждение,
что с индивидуальным контейнером с останками, вернее, с этой идеей
- надо бы поаккуратней. Другое дело - над братской могилой при захоронении,
если приглашают священника православного, то надо бы пригласить и из
других конфессий. Мы, во всяком случае уже давно, по традиции, кроме
православной молитвы просим прочесть таковую кого-нибудь из присутствующих
мусульман (с иудеями у нас как-то сложнее было до сих пор). Но хоть
все это уже понимают, мы имеем ввиду поисковиков, разумеется.
Третье. Конечно, за могилами и заброшенными кладбищами ухаживать надо.
Кстати, это местами и делают те же наши поисковые группы. Но нет ли
оттенка лицемерия в том, чтобы обустраивать могилы, когда где-то рядом
такие же солдаты лежат на поверхности не захороненными. “Их моют дожди,
осыпает их пыль, и ветер волнует над ними ковыль”. А мы чистим кладбище...
Ну, ну...
А если коротко. Любая поисковая работа, начиная с пятидесятых, от времен
Ю.Р.Барановского и других, о которых мы, может быть, не знаем, - есть
наше вмешательство в дела Природы и Бога во имя людей. И до 1989 года
- и после. Если сотни молодых людей этим заняты, значит, им это нужно.
А комсомольские и иные вожди? Бог с ними. Без нас обойдутся. А мы без
них век обходились.
Привет!
Аркадия и Олег Лишины. Отряд “Дозор”.
Москва, 28 мая 1999 года
Жизнь без соблазнов?
Открытое письмо А. Орлову
Документально
Герои из героев
Невский пятачок
Мы не сделали все, что могли
С Днем Рождения, "Снежный десант"
Славься, великий Новгород!
Солдатские треугольники
Суслонгерская трагедия
Тропа разведчика
Сокровенное