Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№3 (40) Июнь 2002



Патриотическре воспитание:
что день грядущий нам готовит?

23 мая 2002 года на базе Казанского автотранспортного техникума  прошло заседание круглого стола. Оно было достаточно представительным: ИСПО РАО, Совет директоров ССУЗ РТ, Военный комиссариат РТ и ВК районов Казани, Комитет по делам молодежи города, ОМО «Объединение «Отечество» РТ, Комитет ветеранов РТ, Казанское танковое училище, в\ч 5598, ОСТО Приволжского района г.Казани, заместители директоров ССУЗ города по воспитательной работе и преподаватели ОВС (ОБЖ) 11-ти учебных заведений. Актуальность темы этого мероприятия ни у кого не вызвала сомнения: «Современная идеология воспитания: проблемы патриотического воспитания в сред-нем профессиональном учебном заведении».

Акцент выступлений при открытии заседания круглого стола был сделан на то, что на данный момент в стране не существует стратегии, обеспечивающей единое идейно-организационное влияние на проблему воспитания молодежи. Осо-бенно это актуально для ССУЗ, так как если в начальной, общеобразовательной и высшей школе существуют наработки (положения, концепции, программы) по этой проблеме, то в среднем профессиональном образовании, где учебно-воспитательная работа имеет наиболее специфические особенности (здесь обучаются отнюдь не лучшие представители нашей молодежи!!!), возник определенный вакуум. Не имея единой стратегии воспитания, современная средняя профессиональная школа оказывается в более сложной ситуации, чем другие виды (ступени) образовательных систем. Еще Н.И.Пирогов резонно отмечал, что если у ребенка не формировать мировоззрение, то оно у него сложится само, но под воздействием не самых лучших факторов. Сегодня у студентов ССУЗ (да и всей молодежи России!) убеждения складываются под воздействием не определенного государством пути развития нашего общества (социализм? капитализм?). Академик Лихачев метко назвал его "…рыночным обществом в стадии волчьего капитализма". Подрастающее поколение не хочет идти  за родителями, следовательно, связь поколений слабеет и находится на грани преры-вания. Россия оказывается перед угрозой потери национальной культуры, своего этнического лица. А это уже угроза национальной безопасности государства. Еще не будучи президентом, В.В.Путин с сожалением писал: "Утратив пат-риотизм, связанные с ним  национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения" (Россия на рубеже тысячелетий). Независимая газета, 1999г., 12 декабря). В изменившихся общественно-исторических условиях исходными элементами нового мировоззрения студентов ССУЗ должны стать: общечеловеческие ценности, прогрессивные образцы мировой и отечественной культуры, история нашей Родины,  лучшие традиции России, русской и советской армии. Сохранение традиций - вопрос национальной безопасности любого народа как в смысле здоровья нации, так и в смысле ее выживания в среде чуждых народов. "Народ может возродиться и обрести единство и после полной потери государственности и независимости, и после периода раздробленности, и после нищеты и экономического упадка, но не после утраты традиционных носителей национального духа и чувства патриотизма", - слова доктора философских наук профессора Курашова В.И. подводят итог всего вышесказанного.

Председатель учебно-методического объединения преподавателей основ военной службы (УМО ОВС) при Совете директоров ССУЗ РТ  Гродзицкий С.О. содержательно осветил мероприятия, проводимые УМО в целях решения задач военно-патриотического воспитания, обратив особое внимание на формирование у студентов средних профес-сиональных учебных заведений профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Он выразил глубокое удовлетворение совместной деятельностью КАТТ и лаборатории ТИСПиСР ИСПО РАО в области воспитания патриотизма, отметив, что во все времена союз науки и практики всегда приносил положительные результаты. Без сомнения, патриотическое воспитание в комплексе должно опираться на основные положения педагогической, психологической, философской и исторической наук, которые позволяют сформировать оптимальную модель патриотической воспитанности студента, определить наиболее эффективные принципы, формы и методы развития необходимых для этого качеств. Главное в такой работе - система, методика, которые должны быть направлены на решение задач воспитательной направленности постоянно, в течение всего года (календарного, а не учебного!), и успех не заставит себя ждать.

Эту тему продолжил Быков А.В., начальник отдела Комитета по делам детей и молодежи города Казани. Он кратко подвел итоги деятельности организаций города по военно-патриотическому воспитанию, обратив особое внимание на то, что со стороны Комитета только к одному из районов Казани - Приволжскому  нет претензий по данно-му направлению работы. Из средних профессиональных учреждений города наиболее подготовленным к этому виду деятельности безусловным лидером является автотранспортный техникум, в чем однозначная заслуга директора Казанцева С.А. и возглавляемого им педагогического коллектива. Было предложено для координации действий по вопросам патриотического воспитания создать рабочую группу (не комитет и не совет, а именно рабочую группу!), в которую ввести представителей от учебных заведений, Военного Комиссариата РТ, ОСТО РТ, воинских частей и заведений Казанского гарнизона.

Тему совместной работы различных учреждений с общественными молодежными организациями продолжил управляющий делами ОМО «Объединение «Отечество» РТ Колесов В.Н. По его мнению, военно-патриотическое вос-питание можно существенно улучшить, объединив усилия таких организаций, как школа - ССУЗ - вуз - общественные объединения и религиозные конфессии при научном и методическом обеспечении со стороны научных учреждений (в частности, ИСПО РАО) на базе вузов Министерств обороны и внутренних дел РФ. Только при таком положении дел можно добиться успеха.

Озабоченность состоянием материально-технической базы военно-прикладных видов спорта высказал председатель Приволжского ОСТО Шад М.Я.

Последующие выступления преподавателей ОВС, работников военных комиссариатов и ОСТО Приволжского района  г.Казани в принципе имели  одинаковую направленность - как улучшить качество преподавания дисциплины «Основы военной службы» (и, главное, ее практической стороны - стрельб, сборов и т.д.) в русле военно-патриотической работы, полнее привлечь юношей и девушек к занятиям военно-прикладными видами спорта, улучшить материально-техническую базу начальной военной подготовки. Боль выступлений преподавателей (а они в большинстве своем офицеры запаса) сводилась к одному: сейчас мы занимаемся этим делом практически на общественных началах, а когда нас не будет - кто будет учить и воспитывать молодежь?

Привлекли своей краткостью и конкретностью предложения Председателя Комитета ветеранов Вахитовского района, члена Комитета ветеранов РТ Бердникова Г.П., в которых он предложил перейти к конкретной работе по выполнению и государственной, и региональной программ патриотического воспитания, для чего их нужно в первую очередь довести до сознания  руководителей и просто всего населения, которые о них просто не подозревают (кстати, чем занимаются СМИ? Это их задача!). За основу нужно брать базисное воспитание граждан-патриотов, но не забывать о комплексности этого процесса. Главное внимание обратить на выпуск определенных ме-тодических пособий или рекомендаций, чтобы в самой дальней деревне было понятно, с чего начать.

Возрождение российского патриотизма в современных исторических условиях является гарантом существования, развития и продуктивного функционирования общества, усиления его культурно-созидательного потенциала, духовного развития составляющих его личностей, установления конструктивного взаимодействия между разными народами в рамках мирового сообщества. Угасание патриотизма - признак кризиса социума; его искусственное разрушение - путь к уничтожению народа. Этим и определяется приоритетность задач патриотического воспитания в общей сис-теме воспитательного воздействия, осуществляемого педагогическими коллективами средних профессиональных учебных заведений на современном этапе развития нашего общества.

Уткин В.Е.,
 к. пед.н, доцент



День памяти и скорби 22 июня.
События. Люди. Факты.
Опираясь на героическое прошлое.
Война глазами внуков.
У Вас есть мир. Берегите его.
Загадки гражданской войны.
Стояли насмерть на берегах Невы.
Без вести пропавшие.
Возвращенная память.
Патриотическре воспитание: что день грядущий нам готовит?
Вымышленное интервью.