Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№3 (56) Сентябрь 2005

Из ненаписанного дневника...

Сегодня день возвращения в Казань. Остаются считанные часы до прибытия домой. Даже не верится… Две недели пролетели как один день, большой, насыщенный, запоминающийся, но все-таки только один. В поезде кроме нашего отряда едут ребята из отряда «Снежный десант» КГПУ, который успел стать для нас очень близким. У одной девчонки сегодня был день рождения. Я сочинила стишок, все поздравляли, пели песни. Хоть все и веселились, мне было грустно, потому что экспедиция закончилась, те чудесные дни и ночи прошли. Нет, конечно, впереди еще множество замечательных дней, но уже в других экспедициях. А это все равно по-другому. Там, в лесу, была иная, своеобразная жизнь. Каждый день длился вечность, но в сумме они вылились в один миг. До сих пор помню, как пару раз на посвящении и по дороге с раскопа, у меня возникало странное чувство. Я вдруг смотрела на все другими глазами и думала: «Как я здесь оказалась? Я ли это? Со мной ли все это происходит?» Мне в те редкие моменты казалось, что это все сон, моя бурная фантазия. Но нет, это была реальность. До сих пор помню, как первые два дня мы заселялись и обустраивали бивуак. Как мальчишки таскали и рубили бревна, как мы со Светой носили лапник, как сильная половина отряда КГПУ помогали нам строить бивуак и натягивать тент. Нас, шутя, называли «самостоятельным биваком» - встали отдельным отрядом, а основную работу по обустройству за нас сделали другие. Да, действительно, ребята из «Снежного десанта» нам очень помогли. Наши парни сделали настил под палатку, только по краям он был сделан неровно, и те, кто спал с краю (Антон и Радмил) спали на скате, практически в углу и часто были мокрые - палатка протекала. Настил был неудобным, а спали мы вшестером, как килька в бочке. Конечно, было весело каждое утро вспоминать, как мы укладывались спать - без споров не обходилось. А спать мы ложились поздно, в час или в два ночи. Айрат всегда ложился позже всех. И однажды он все-таки проспал свое утреннее дежурство. Каждое утро в семь часов вставали двое дежурных. Они готовили завтрак, а в восемь просыпались остальные. Спросонья, замерзшие, все подтягивались к костру. Однажды ночью была минусовая температура, и утром на палатках был лед, а на деревьях иней. После завтрака все собирались и в полдесятого уходили на работу. Первый рабочий день у нас был только второго мая, потому что первого числа у чайников было посвящение. Посвящавшиеся проходили полосу препятствий командой в четыре человека, ползали по земле, бегали, стреляли из пневматики, откапывали железо, разводили костер. Из тринадцати мест мы заняли шестое. По-моему, неплохо.

Впервые уходя на раскоп, переходя через мост, Радмил упал в речку и поэтому остался дежурить. Мы вместе с «ижевцами» и «снежками» (отряд КГПУ) отправились на работу. Идти приходилось 6 км. туда и столько же обратно. Туда идти мне было нетрудно, в следующие дни я вообще долетала до места назначения. А вот на обратном пути у меня подкашивались ноги, и я думала, что если остановлюсь, то до бивуака точно не доберусь. Но под конец похода идти вечером стало заметно легче. Путь был плохим: сначала шли по размытой дороге, по лесу, потом переправлялись по мосту через речку Лезна, вода в которой была коричневой, потом опять шли через лес и опять по размытой тропке, и все это по колено в грязи и воде. Когда я шла на работу и проходила мимо воронок и колючей проволоки, мне приходила в голову мысль о том, что я иду по следам войны, что именно здесь проходили наши прадеды, именно здесь холодные, голодные, уставшие, они защищали нашу родину. На моем первом раскопе я подняла пару осколков черепа, больше мы ничего не нашли. Похоже, там уже был раскоп, и мы его только закончили. Зато на следующем месте нам повезло больше. Мы со Светой работали в болотистой местности, а в трех метрах от нас работали наши парни. Работать приходилось по локоть и по колено в воде. Было нелегко, но это затягивало так, что даже в промокших насквозь перчатках я не вынимала рук из ледяной воды, нащупав очередную находку. Когда я подняла первую кость - берцовую, эмоции меня переполняли. Особенно, когда вслед за костью я подняла складной ножик, на котором было выцарапано «Сережа». Теперь этот нож у нас в музее, как и другие экспонаты, которые нашли мальчишки - бинокль, плоскогубцы, ремень, пуговица, нож с инициалами Г.С.А. Мы думаем, что они подняли офицера - у него было очень много личных вещей, даже сохранился наган. Но самая главная находка - медальон. Его нашел Айрат. Все были очень рады и ждали вечера, когда его будут открывать. К сожалению, он был пуст, вернее наш офицер хранил в нем два железных пера для ручек. Это был первый медальон нашего отряда, первый, но отнюдь не последний. 10 мая было торжественное захоронение в Чудском Бору. Всего было найдено 166 советских солдат, а поисковиков было 163. Получается на каждого поисковика по солдату. Это был хороший результат, но в этом году нас очень подвела погода – часто шли дожди, и было холодно. После захоронения, замерзшие, мы поехали в с.Сельцо, где впервые за две недели нормально помылись, переночевали и на следующий день уехали в Питер, а оттуда уже в Казань. В Питере особо погулять не удалось – шел дождь, было холодно, да и вообще хотелось спать. Как залезли в поезд и разложили вещи, все сразу уснули. Грустно, очень грустно, что это чудесное время закончилось, и уже завтра мне придется вернуться в суровую реальность, где ждут школа, дела, заботы… А там в лесу ничего этого не было. Наверное, только дома понимаешь, насколько важным делом ты занимаешься. Ведь люди, благодаря которым мы сейчас живем и радуемся жизни, воины, спасшие нашу Родину, лежат в сырой земле, не захороненные и безымянные. Неужели они заслужили это? Мне кажется, нет. Поэтому сотни добровольцев со всей России ездят в экспедиции и восстанавливают память павших. От одной мысли о том, что я одна из этих добровольцев и впереди у меня еще не один поход, мне становится радостнее. Моя первая экспедиция «Любань-2005» подошла к концу, зато у меня остались прекрасные воспоминания. Мне очень повезло…

Мария Багаева
«Снежный десант» школы № 139 г.Казани

Дорогие участники Фестиваля! Поисковики!
События. Люди. Факты.
Основные события в развитии Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан за период сентябрь 2001 г. - август 2005 г.
Из нашей летописи.
Из ненаписанного дневника...
Неоконченная война.
Работа ждет своих ребят... Алсу Нигматзянова
IV Открытый слет военно-патриотических клубов.
Непридуманные истории.
Затишье перед бурей
Теория и практика поисковых работ.