Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№2 (84) Сентябрь 2014




ОТВАЖНЫЙ ЭКИПАЖ ПЕ-2 - ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ


В самом начале Любанской операции 1942 года 116 отдельный разведывательный полк уже передали Волховскому фронту. Вылетая на разведку к границе южного фланга, полк имел на вооружении всего два самолёта Пе-2 и несколько самолётов СБ. Было принято решение установить на один из самолётов Пе-2 № 13/15 радиополукомпас и фотооборудование (на период января 1942 года не все самолёты этой марки имели данное оборудование, помогавшее ориентироваться штурману во время полёта) и отправить утром 8 января 1942 года экипаж, в который входил Кузнецов, Лихачев, Дианов, вдоль линии железнодорожного полотна в Новгородском районе Ленинградской области.


Газета "Отечество", сентябрь 2014 г.


Экипаж, выполнив боевую задачу, погиб на обратном курсе, пытаясь отбить атаку вражеского истребителя. Лётчик пытался выбрать удачный угол для атаки стрелка- радиста, но вражеский истребитель уклонился и произвёл выстрел из своих пулемётов, загорелся левый двигатель, был пробит топливный бак, огонь перекинулся на кабину пилота. Со второго захода стрелок был убит, лётчик пытался вытянуть самолёт, но мощности одного двигателя не хватало, самолёт стало трясти и срывать в пике. При этом немецкий лётчик снова и снова заходил на боевой и прицельно стрелял из своих смертоносных пулемётов.

На высоте 300 метров Лихачёв приказал покинуть горящую машину, но раненый штурман не смог этого сделать. В этот момент стало отрываться крыло, самолёт резко свалило в штопор, и он на огромной скорости врезался в замёрзшее болото.

Из оперативной сводки части 54-й истребительной эскадры люфтваффе, которая с сентября 1941 года захватила аэродром Сиверский и разместила свои истребители Me- 109F, сопровождавшие бомбардировщики при налётах на Ленинград. Получив сообщения от наземных войск о том, что в районе железнодорожного полотна летает русский одиночный бомбардировщик без сопровождения (а это мог быть только самолёт-разведчик), на перехват немедленно поднялся Ханс-Джоаким Хейер 1920 года рождения. В 10 часов 12 минут немецкий лётчик передал по радио на базу подтверждение падения советского бомбардировщика. Это и есть время гибели самолёта Пе-2, на котором находились Кузнецов, Лихачев, Дианов. Воздушный бой в районе болота Туминский Мох был быстр и скоротечен, всё решали секунды...

Только в 1993 году от местных охотников стало известно, что практически посреди глухого и топкого болота находятся обломки дюраля. Летом пройти в те топкие и комариные места было почти невозможно. Посоветовавшись с группой единомышленников, было принято решение выйти на место предположительного падения самолёта с первыми морозами.

Дождавшись нужной погоды, наша группа отправилась на поиски пока ещё не известного самолёта. В те времена из Новгорода до ближайшего населённого пункта в район падения самолёта можно было добраться только на дизель-поезде, который ходил довольно часто. Захватив с собой лыжи, немного провизии, крючья да гвозди, в четвёртом часу утра отправились мы на железнодорожный вокзал. А через пару часов поездки на поезде вышли на небольшой железнодорожной станции под названием «103-й км». Поезд ушел, унося с собой свет прожекторов, мы остались в полной темноте, так как до этой станции, по-видимому, до сих пор не дошли блага цивилизации.

Пройдя несколько километров на лыжах и выйдя на кромку болота, мы встретили рассвет. После восхода солнца на болоте встал другой вопрос: где взять дров для костра, поскольку болото подходящей растительностью было не богато. С того времени вся радость передвижения на лыжах была закончена, поскольку теперь на лыжах ехали дрова, колья для крючьев, балки для треноги и другой подобный груз.

Немного поплутав по огромным просторам болота, нам удалось выйти на место крушения самолёта. От какой-либо сельхозтехники, которая только чудом могла тут оказаться, обломки отличались своей какой-то грозной особенностью, из болота торчали ржавые и жутко искорёженные детали центроплана.

Всё, работа начата. После разбивки лагеря, разодрав замёрзшие кочки, пробили мох и тут же на поверхность выступили пятна масла. Интерес возрастал с каждой минутой, хотелось как можно скорее узнать чей самолёт - наш или немецкий. Работа закипела. Прорубив лёд, из воды стали доставать обломки самолёта разной формы, обгорелые, блестящие, зеленоватого цвета. И тут зацепили так, что одному и не вытянуть. Потащили втроем. И из воды медленно показался кусок фюзеляжа с красной звездой. Всё, сомнений нет - это советский бомбардировщик.

Несколько раз за зиму мы ездили на место падения самолёта, работая в любую погоду и при сильном ветре, при котором болотная вода мгновенно замерзает на одежде, рукавицах, на штоках крючьев. Да так, что приходилось отбивать лёд топором, иначе дальше работать было невозможно. На поверхность доставались всё новые и новые детали самолёта, которые мы пытались осмотреть пока они ещё были мокрые и не обледенели. А вечером - в обратный путь на последний поезд, идущий на Новгород.

Работа продолжалась несколько лет, в основном в зимний период. За сезон мы доставали огромное количество дюрали, которое с успехом растаскивали охотники за металлом.

И вот однажды, во время очередной экспедиции, на месте катастрофы из болотной жижи были вытащены останки предположительно стрелка-радиста, так как на руки были надеты кожаные зимние лётные перчатки. Сомнений в специальности погибшего не было. Почему так решили, да просто стрелять можно только в перчатках, в крагах это сделать трудновато. Дальше - обрывки синих ватных штанов, ноги, обутые в меховые унты, и другие большие и мелкие фрагменты человеческих тел. Сохранность останков была на удивление хорошая, хотя с момента катастрофы прошло более 50 лет. Настолько всё было сохранено природой, что становилось немного жутко. В то же время захотелось быстрее узнать, кто же эти лётчики, которые тут погибли.


Газета "Отечество", сентябрь 2014 г. 
Экипаж самолета Пе-2 из состава 116-й отдельной армейской разведывательной 
авиационной эскадрильи ВВС Волховского фронта: летчик, лейтенант ЛИХАЧЕВ 
Леонид Васильевич, 1918 г.р.; штурман, старший лейтенант КУЗНЕЦОВ Степан 
Петрович, 1913 г.р.; воздушный стрелок-радист, старший сержант ДИАНОВ 
Анатолий Николаевич, 1919 г.р.

Экипаж самолета Пе-2 из состава 116-й отдельной армейской разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Волховского фронта: летчик, лейтенант ЛИХАЧЕВ Леонид Васильевич, 1918 г.р., уроженец г.Красноярск; штурман, старший лейтенант КУЗНЕЦОВ Степан Петрович, 1913 г.р., уроженец Апастовского р-на Татарской АССР; воздушный стрелок-радист, старший сержант ДИАНОВ Анатолий Николаевич, 1919 г.р., уроженец Новосибирской обл.


Поиски данных о самолёте и поиски родственников погибших лётчиков затянулись более чем на 20 лет. Только в 2012-2013 годах отважный экипаж, погибший 8 января 1942 года и все эти годы считавшийся пропавшим без вести, был полностью идентифицирован и 10 мая 2014 года предан земле на воинском мемориальном захоронении в д.Чудской Бор Тосненского района Ленинградской области со всеми полагающимися воинскими почестями.

Александр Кисляк, г.Великий Новгород.



Наступил сентябрь - нам пора встретиться!
События.
Поздравляем!
Вернули героя на малую Родину. (Ольга Ланцова)
Остров развлечения - он на Волге есть! (Лилия Давлетова)
Кому нужны солдаты Первой мировой? (Фарида Зиярова)
Это был хороший опыт. (Фарида Рахманкулова)
Отважный экипаж Пе-2 - возвращение домой. (Александр Кисляк)
Читальный зал. "Дорогим ветеранам посвящается..."
Тишина. (Наиль Каюмов)