Сборник информационно-методических материалов по патриотическому воспитанию.
Патриотизм и патриотическое воспитание.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая
характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных
идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного
сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах,
оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории,
культуре,
государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства,
пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются
до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной
любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен
на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей,
именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные
для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности
государства и выступает в качестве важного внутреннего
мобилизующего ресурса
развития общества, активной гражданской позиции личности,
готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.
Патриотизм
как социальное явление - цементирующая основа существования
и развития
любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные
традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Патриотизм неразрывно
связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму
и космополитизму.
Патриотизм - это особая направленность самореализации
и социального поведения граждан, критериями для которых
являются
любовь
и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета
России, ее
национальная безопасность, устойчивое развитие, долг
и ответственность, предполагающие
приоритет общественных и государственных начал над
индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как
высший смысл
жизни
и деятельности личности, всех социальных групп и слоев
общества.
Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая
позиция граждан, в которой приоритет общественного,
государственного выступает не ограничением, а стимулом
индивидуальной
свободы и условием всестороннего
развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма
является базовым, а Концепция выступает в этой связи
как направление формирования
и реализации данного типа социального поведения граждан.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт
российского национального характера. Российскому
патриотизму присущи
свои особенности. Прежде
всего, это высокая гуманистическая направленность
российской патриотической идеи; веротерпимость;
соборность и законопослушание;
общность как
устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной
жизни; особая любовь к родной природе.
Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей
общественного сознания, приводит к ослаблению
социально-экономических, духовных и культурных основ развития
общества и
государства. Этим и
определяется приоритетность патриотического воспитания
в общей системе воспитания
граждан России.
Патриотическое воспитание, являясь составной
частью общего воспитательного процесса, представляет
собой
систематическую
и целенаправленную
деятельность органов государственной власти
и общественных организаций по формированию у граждан
высокого
патриотического сознания,
чувства верности своему Отечеству, готовности
к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей
по защите интересов Родины.
Как один из видов многоплановой, масштабной
и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое
воспитание
включает социальные,
целевые, функциональные, организационные
и другие
аспекты, обладает высоким
уровнем комплексности, то есть охватывает
своим воздействием все поколения, пронизывает все
стороны жизни: социально-экономическую,
политическую, духовную, правовую, педагогическую,
опирается на образование, культуру, историю,
государство, этносы.
Оно является
неотъемлемой частью всей жизнедеятельности
российского общества, его социальных и государственных
институтов.
Патриотическое воспитание предполагает формирование
у граждан общественно-значимых ориентации,
гармоничного сочетания
личных и общественных интересов,
преодоление чуждых обществу процессов и
явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
Технология патриотического
воспитания должна быть направлена на созидание
условий для национального
возрождения
России как великой державы.
Составной частью патриотического воспитания
является военно-патриотическое воспитание,
направленное
на формирование готовности к военной
службе как особому виду государственной
службы. Военно-патриотическое воспитание
характеризуется
специфической направленностью,
глубоким пониманием каждым гражданином
своей роли и места в служении
Отечеству, высокой личной ответственностью
за выполнение требований военной
службы, убежденностью в необходимости
формирования необходимых качеств и навыков для выполнения
воинского долга в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований
и
органов. Патриотическое воспитание военнослужащих
организуется и проводится в рамках единой
системы воинского воспитания
военнослужащих.
В условиях борьбы с международным терроризмом
патриотическое воспитание граждан должно
определяться национальными
интересами России и обеспечивать
активное участие граждан в обеспечении
ее безопасности от внешних и внутренних
угроз.
Цель патриотического воспитания - развитие
в российском обществе высокой социальной
активности, гражданской
ответственности, духовности, становление
граждан, обладающих позитивными
ценностями
и качествами,
способных проявить их в созидательном
процессе в интересах Отечества, укрепления
государства,
обеспечения
его
жизненно важных интересов
и устойчивого развития.
На современном этапе развития нашего
общества достижение указанной цели
осуществляется через решение следующих
задач:
-
утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
-
создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
-
воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
-
привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
-
привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, се защиты как высшего духовного долга;
-
создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
-
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.
Принципами патриотического
воспитания являются:
-
принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;
-
принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина - патриота таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;
-
принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
-
принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
-
принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Патриотизм формируется
в процессе воспитания
на основе
тесного
взаимодействия объектов
и субъектов воспитания.
Основными группами граждан,
выступающими объектами
патриотического воспитания,
являются:
-
семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству;
-
молодые граждане и молодежные общественные объединения;
-
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, работники системы правоохранительных органов;
-
трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели;
-
представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие;
-
творческая интеллигенция и представители средств массовой информации;
-
преподаватели и воспитатели;
-
представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.
Объектная позиция названных социальных групп относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания.
Проводниками цели
патриотического
воспитания являются
субъекты воспитательной
деятельности,
в качестве
которых выступают
государство в лице
федеральных, региональных
и местных
органов власти;
учебные заведения
всех уровней; различного
рода общественные
организации и религиозные
объединения; учреждения
культуры; семья;
трудовые
и воинские коллективы;
средства массовой
информации и другие.
Субъектом патриотического
воспитания может
быть и отдельный
человек
-
рядовой гражданин
или представитель
государственной
власти, проявляющий
патриотизм, верность
своему гражданскому
долгу и ставший
побудительным примером
и образцом для
подражания. В их числе могут
быть руководители
государства, субъектов
Российской
Федерации, предприятий,
различного рода
коллективов и организаций.
Субъекты патриотического
воспитания специфическими
возможностями
и средствами
решают задачи патриотического
воспитания
определенных
групп населения и граждан
страны в целом.