1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2023 г.
В ТАТАРСТАНЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «КРЫЛЬЯ ТАТАРСТАНА»
В период 2023 года силами инициативной группы и представителями поисковых отрядов РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан проведены три поисковых экспедиции с целью поиска и эвакуации с труднодоступных мест сохранившихся фрагментов и обломков самолетов Пе-2 и Пе-3.
В январе обследовано место падения самолета Пе-2 из состава 58-го Краснознаменного бомбардировочного авиационного полка 241-й БАД 6 ВА (не вернулся с боевого задания 5 сентября 1942 года) в Демянском районе Новгородской области. Установлены имена трех членов экипажа самолета. В Казань доставлены фрагменты одного мотора, пулеметной турели штурмана самолета и нижняя часть кабины Ф-1.
В марте обследовано место падения самолета Пе-3 из состава 95-го истребительного авиационного полка Особой морской авиагруппы ВВС Северного флота, пропавшего без вести при перелете с аэродрома Ваенга (г.Североморск Мурманской области) на аэродром Ягодник (г.Архангельск) 8 мая 1943 года, в Терском районе Мурманской области. Установлены имена четырех членов экипажа самолета. В Казань доставлены два мотора, хвостовое оперение, 6 бензобаков, фрагменты плоскостей, киля, капоты и другие фрагменты.
В июле обследовано место падения самолета Пе-2 из состава 72-го бомбардировочного авиационного полка 6 ВА (не вернулся с боевого задания 29 апреля 1942 года) в Поддорском районе Новгородской области. Установлены имена трех членов экипажа самолета (экипаж выжил и вернулся в полк). В Казань доставлены фрагменты кабины летчика и штурмана самолета (Ф-1) и кабины воздушного стрелка-радиста (Ф-3).
Все доставленные фрагменты самолетов в настоящее время проходят процесс очистки и консервации, для дальнейшего использования в проекте по восстановлению самолета.
Так же в этом году силами инициативной группы РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан продолжены восстановительные работы по сборке центроплана самолета. Изготовлена оснастка для изготовления стыковочных узлов Ф-1 и Ф-3 с центропланом. Ведутся работы по их изготовлению. Отреставрировано кресло пилота.
Кроме этого, продолжается работа с нашими друзьями и коллегами из других регионов Российской Федерации. Как и раньше, многие поисковики из других «боевых» областей, где находят места падений самолетов Пе-2, после их подъема, связываются с нами, и по возможности передают для реализации проекта «Крылья Татарстана» различные фрагменты поднятых ими самолетов.
В конце ноября 2023 года для работ по восстановлению и реставрации самолета в Казани, наши коллеги из Калужского поискового общественного объединения «Имени М.П.Краснопивцева» передали фрагменты от самолета Пе-2, который был найден и поднят в 2018 году в районе д.Большие Савки Кировского района Калужской области.
Экспедиция по подъему обломков самолета была проведена совместно с представителями Следственного управления Следственного комитета РФ по Калужской области, при поддержке ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» и непосредственном участии представителей администрации д.Большие Савки.
При проведении поисковых работ были установлены номера самолета и моторов (самолет Пе-2 № 19/30 с моторами М-105ра №№ 125-649 и 125-490), и уже по ним, благодаря архивным документам, была установлена судьба экипажа.
Выяснилось, что данный самолет был из состава 50-го бомбардировочного авиационного полка ВВС 24 армии Резервного фронта. 30 августа 1941 года в воздух были подняты четыре пикирующих бомбардировщика Пе-2 с заданием бомбить оккупированный противником аэродром в селе Сеща, Брянской области. После сбрасывания бомб группа самолетов Пе-2 была обстреляна зенитной артиллерией противника. Пара самолетов ушла с правым разворотом - они сели на свой аэродром в Наумово. А другая пара с левым разворотом. В районе д.Большие Савки самолеты были настигнуты и сбиты двумя вражескими истребителями Ме-109. Самолет Пе-2 № 19/30 загорелся. Экипаж выбросился с парашютами. Командир эскадрильи капитан Сергей Николаевич Степанов и воздушный стрелок-радист младший лейтенант Николай Иванович Шкуратов благополучно приземлились и вернулись в полк, а парашют штурмана эскадрильи старшего лейтенанта Абдуллы Мухаметовича Мирхайдарова зацепился за падающий самолет, и штурман разбился рядом с упавшим в болото бомбардировщиком. Погибшего штурмана эскадрильи похоронили в д.Старинки Спас-Деменского района Калужской области.
Степанов Сергей Николаевич.
Шкуратов Николай Иванович.
Мирхайдаров Абдулла Мухаметович.
УПК Мирхайдарова Абдуллы Мухаметовича.
И вот теперь, фрагменты боевого самолета Пе-2, который принял свой бой в грозном небе 1941 года, доставлены в Казань. Они будут использоваться в работе по восстановлению самолета Пе-2, где специалисты пытаются максимально использовать именно «родные» - аутентичные элементы. В настоящее время, данные фрагменты проходят цикл очистки и консервации. Помимо этого, в рамках проекта «Крылья Татарстана» ведётся большая архивно-исследовательская работа, где эксперты стараются собрать полную информацию и проследить весь жизненный путь членов экипажей данных самолетов. И теперь, история экипажа этой боевой машины, так же будет представлена в летописи проекта.
Напомним, что в 2019 году была издана первая книга «Крылья Татарстана». Восстановить легенду», которая рассказывает о проекте.
В новом, 2024 году планируется издание второй книги, где будет представлена информация о десятках поисковых экспедициях, рассказаны истории о судьбах членов экипажей, чьи фрагменты самолетов Пе-2 и Пе-3 принимают участие в проекте.
«Крылья Татарстана» - проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и ПАО «Татнефть».
И.Г.Прокофьев,
координатор проекта «Крылья Татарстана»,
г.Казань.