1993
| 1994
| 1995
| 1996
| 1997
| 1998
| 1999
| 2000
| 2001
| 2002
| 2003
| 2004
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| 2009
2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
| 2018
| 2019
| 2020
| 2021
| 2022
| 2023
| 2024
Новости 2024 г.
ПРОДОЛЖАЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «КРЫЛЬЯ ТАТАРСТАНА»
Благодаря поисковикам Санкт-Петербурга в проекте «Крылья Татарстана» появились фрагменты еще одного самолета Пе-2. Так, в начале 2024 года бойцами поискового отряда «Северное сияние» и Подводно-исследовательской группы «Варяг» в районе урочища Кородыня Тосненского района Ленинградской области было обнаружено место падения самолета. А буквально на днях поисковики провели работы по подъему из воронки двух разбитых моторов М-105. Благодаря заводским номерам, сохранившимся на обломках, удалось установить обстоятельства гибели данной боевой машины.
Выяснилось, что данный самолет входил в боевой состав 46-го бомбардировочного авиаполка 263-й бомбардировочной авиадивизии 1-го бомбардировочного авиакорпуса и был потерян в ходе боевого вылета 11 февраля 1943 года. Обстоятельства потери данного самолета были трагические. В архивных документах говорится:
«…После первого захода на бомбоштурмовой удар по станции Ушаки, при построении на второю атаку столкнулись в воздухе два самолета Пе-2, командира звена, младшего лейтенант Филимошина и летчика, старшего сержанта Черный. Самолеты упали и сгорели в районе цели. Из экипажей двух самолетов выпрыгнули на парашютах и спаслись: пилот, старший сержант Черный, его штурман, младший лейтенант Костюковский и стрелок-радист из экипажа Филимошина, сержант Гладков Б.Е.
Командир звена, младший лейтенант Филимошин, штурман звена, старший лейтенант Третьяков — погибли вместе с самолетом, стрелок-радист из экипажа Черный — сержант Сергеев — расстрелян в воздухе при спуске на парашюте над линией фронта, опустился мертвым, похоронен наземными частями в районе Смердыня…».
Именно на данном найденном в 2024 году самолете для выполнения боевого задания вылетал экипаж в составе летчика старшего сержанта Черного Василия Ивановича, штурмана младшего лейтенанта Костюковского Григория Зельмановича и воздушного стрелка-радиста сержанта Сергеева Георгия Ефимовича. Как говорилось в боевом донесении авиационного полка, весь экипаж выпрыгнул с развалившегося в воздухе самолета на парашютах. И если летчику и штурману самолета удалось опустится на парашютах в расположении наших войск и вернутся живыми в полк, то опускающегося на парашюте воздушного стрелка-радиста немцы расстреляли в воздухе.
Санкт-Петербургские поисковики оповестили представителей инициативной группы «Крылья Татарстана», которые в это время находились в поисковой экспедиции в Тосненском районе Ленинградской области и принимают участие в работе Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань». И 28 апреля 2024 года поисковики Татарстана смогли осмотреть место падения самолета и найти среди обломков, хотя и немногочисленные, но необходимые для реставрации и восстановления самолета Пе-2 фрагменты.
Возвращаясь к боевому вылету 11 февраля 1943 года необходимо отметить, что на втором самолете вылетал экипаж в составе летчика, командира звена, младшего лейтенанта Филимошина Ивана Георгиевича, штурмана звена, старшего лейтенанта Третьякова Владимира Дмитриевича и воздушного стрелка-радиста сержанта Гладкова Бориса Ефимовича. Место падения данного самолета было обнаружено Ленинградскими поисковики в 2004 году, то есть ровно 20 лет назад, и история о судьбах членов экипажа мы уже рассказывали на страницах книги «Имена из солдатских медальонов» (том 5 «Авиация») и эти истории доступны по ссылкам на сайте РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан:
https://otechestvort.ru/izdat/book11/309-filimoshin.htm
https://otechestvort.ru/izdat/book11/309-filimoshin2.htm
В ближайшем будущем, вернувшись из экспедиции под Любанью, специалисты Всероссийского информационно-поискового центра расскажут в следующей публикации подробности жизни и как дальше сложились судьбы членов экипажа разбившего самолета Василия Черного и Григория Костюковского, а также о предвоенной жизни погибшего Георгия Сергеева.
Информацию подготовил И.Г.Прокофьев,
ведущий специалист ВИПЦ,
руководитель отдела РОМО "Объединение "Отечество" РТ,
координатор проектов «Крылья Татарстана» и
«Восстанавливаем легенду - самолет Пе-2»,
г.Казань.
«Крылья Татарстана» - проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и ПАО «Татнефть», с использованием средств гранта Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества.
«Восстанавливаем легенду – самолет Пе-2» – проект, направленный на широкое освещение работы по восстановлению легендарного самолета Великой Отечественной войны Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин, найденных в ходе поисковых экспедиций, реализуемый АНО ВИПЦ с использованием средств гранта Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества.