Мы в соцсетях: Контакте

Издательство "Отечество"



Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация


На начало

СОДЕРЖАНИЕ

Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно

Экипажи

Андреев П. В. - Муляр С. В.
Белин Е. В.
Белугин В. П. - Гончар П. М. - Алтухов А. Ф.
Бендюг Ф. Ф.
Блинков А. Н. - Рощин Н. И.
Богомолов В. С.
Болдырев Ф. Д. - Калинин М. А. - Спиривак П. Г.
Бондаренко В. М.
Борзенко Б. Е.
Боровин Н. М. - Веневцев М. Г.
Бувин А. В.
Буряк Д. П.
Быстров В. С. - Антонов А. А. - Морозов Н. А.
Васильев В. И.
Волчек С. А.
Воробьев А. И.
Гапеев Н. К.
Гармаш В. Д. - Алмакаев Г. М.
Гестрин П. Г. - Носков С. И. - Максимов А. Е.
Глухов Г. И. - Яйченя М. С. - Команов А. Ф.
Голиков И. И. - Рязанцев И. Т. - Белых К. Н.
Головачев В. Б.
Голубовский Ю. М. - Зарубин Н. Д. - Комендантов М. М.
Гончар Н. Ф. - Акименко Н. Г. - Решетов К. Г.
Горбанев Г. В. - Маркелов М. М. - Глебов Г. И.
Горшков Н. А.
Гудзь Н. И.
Гусенко П. Я. - Левин Н. Д. - Пальмин Н. Н.
Додонов А. И. - Диков П. Ф.
Долбилов И. Н.
Жуков П. И. - Толда В. Г. - Звездин Ф. А.
Захарченко Д. С.
Иванов В. А.
Иванов Д. И.
Игнатьев Н. И.
Иржевский В. Ф.
Камышников Г. Д. - Глуховченко М. П. - Фальков Г. В.
Капантин В. С.
Карташов Н. Н. - Ивлиев Н. А.
Кириллов В. Н.
Клишевич Ф. К.
Ковалев В. А.
Козицкий И. К.
Костенко Ф. Н.
Костюков В. Ф.
Котов В. И. - Бекетов А. П.
Кузовкин А. Н. - Сарычев В. И.
Лаврушев И. А.
Левин Я. А.
Лобанов М. Б.
Лобковский А. И.
Максимов Н. Н.
Максимов Г. Н. - Чупров К. А.
Масалов Г. П.
Мацаков Д. Т.
Медведев С. С.
Мельник П. М.
Михайлов П. М.
Мухар Д. Д. - Ситник И. И. - Пашкова Д. Д.
Мясников А. Ф.
Наконечный Н. Д.
Неделин В. Ф.
Новиков А. Г.
Новиков В. А.
Овсянников Л. А. - Пронин В. Ф. - Швалев И. П. - Рязанцев В. И.
Островский В. К.
Парижев В. И. - Павлов М. П.
Перелыгин Г. Е. - Насадюк Я. Я.
Петров В. И.
Полетаев А. Д. - Теплов И. А.
Попов К. А. - Симоненко П. П. - Хасанов Х. Ш.
Рычин А. А.
Сафронов Н. И.
Сахабутдинов Ф. С. - Кретов Е. В.
Севастьянов А. Т.
Семченко А. Л.
Серяков Б. А.
Сикорский П. В.
Солдатов А. В.
Соловьев А. С. - Комаров В. К. - Силкин И. В.
Солотенков П. И.
Солянов И. С. - Кириллин Н. И.
Старина Л. С. - Судаков Н. М.
Степанов М. П. - Курьянов А. Е. - Грищенко И. И.
Сырчин П. Т. - Любченко Д. С. - Комаров Н. В.
Ташлыков В. Я.
Ташлыков Н. В.
Титов П. П.
Титов Ф. Ф.
Товарнов Н. И. - Дмитриев И. В.
Тотмин Н. Я.
Трескин Г. А.
Труфанов М. И.
Турянский В. Н. - Корнилов К. Г. - Сагамонов Г. Г.
Тутуров К. К.
Умнов М. А. - Ухмылин А. В.
Федотов И. М.
Филимошин И. Г. - Третьяков В. Д. - Гладков Б. Е.
Хворов С. Н.
Целуев Н. Ф. - Лещев И. В. - Гончаров А. Д. - Ниличев А. М.
Челоукин В. В.
Чередков Н. Г.
Чирков А. В.
Чирков Е. М. - Чубаров П. Ф.
Чистяков В. Ф.
Шабунин В. П. - Носовский М. Л. - Кольцов И. М. - Петрушин И. А.
Шварц Е. Г. - Смородинов И. П. - Бочаров
Шевлягин А. М. - Павлов В. А. - Травкин Л. В. - Шмелев П. П.
Шишковец В. Н. - Данилов В. Ф.
Щукин Н. Р. - Сысоев В. Т.
Юзефович М. И. - Ожогин А. Я.
Юрьев Ф. П. - Коротков В. А. - Тихомиров Н. А.
Якимченко И. В. - Деньгин В. А.

Алфавитный указатель

Акименко Николай Григорьевич
Алмакаев Гиляджи Мурадымович
Алтухов Алексей Федорович
Андреев Петр Васильевич
Антонов Алексей Алексеевич
Бекетов Анатолий Павлович
Белин Евгений Васильевич
Белугин Виктор Павлович
Белых Константин Николаевич
Бендюг Федор Филиппович
Блинков Александр Никитич
Богомолов Владимир Сергеевич
Болдырев Феофил Дмитриевич
Бондаренко Василий Матвеевич
Борзенко Борис Евгеньевич
Боровин Николай Михайлович
Бочаров
Бувин Андрей Васильевич
Буряк Дмитрий Прокофьевич
Быстров Владимир Степанович
Васильев Василий Иванович
Веневцев Михаил Георгиевич
Волчек Степан Андреевич
Воробьев Афанасий Иванович
Гапеев Николай Кузьмич
Гармаш Василий Данилович
Гестрин Прокофий Григорьевич
Гладков Борис Ефимович
Глебов Григорий Иванович
Глухов Григорий Иванович
Глуховченко Михаил Павлович
Голиков Иван Иванович
Головачев Владимир Борисович
Голубовский Юрий Михайлович
Гончар Николай Федорович
Гончаров Александр Дмитриевич
Гончар Павел Максимович
Горбанев Григорий Васильевич
Горшков Николай Александрович
Грищенко Иван Игнатьевич
Гудзь Николай Иванович
Гусенко Павел Яковлевич
Данилов Василий Федорович
Деньгин Виктор Андреевич
Диков Павел Федорович
Дмитриев Иван Васильевич
Додонов Александр Иванович
Долбилов Иван Николаевич
Жуков Павел Иванович
Зарубин Никита Дмитриевич
Захарченко Даниил Степанович
Звездин Федор Александрович
Иванов Владимир Андреевич
Иванов Дмитрий Иванович
Ивлиев Николай Александрович
Игнатьев Николай Иванович
Иржевский Всеволод Федорович
Калинин Михаил Александрович
Камышников Георгий Дмитриевич
Капантин Валентин Сергеевич
Карташов Николай Николаевич
Кириллин Николай Иванович
Кириллов Виталий Николаевич
Клишевич Федор Клементьевич
Ковалев Владимир Александрович
Козицкий Иван Карпович
Кольцов Иван Матвеевич
Команов Афанасий Филиппович
Комаров Василий Кириллович
Комаров Николай Викторович
Комендантов Михаил Михайлович
Корнилов Кирилл Георгиевич
Коротков Василий Алексеевич
Костенко Филипп Никитович
Костюков Василий Филиппович
Котов Владимир Ильич
Кретов Егор Васильевич
Кузовкин Анатолий Николаевич
Курьянов Александр Евстафьевич
Лаврушев Илья Алексеевич
Левин Н. Д.
Левин Яков Абрамович
Лещев Иван Васильевич
Лобанов Михаил Борисович
Лобковский Александр Иванович
Любченко Даниил Спиридонович
Максимов Алексей Егорович
Максимов Гурий Николаевич
Максимов Николай Николаевич
Маркелов Михаил Михайлович
Масалов Герман Павлович
Мацаков Дмитрий Трофимович
Медведев Сергей Семенович
Мельник Павел Мартьянович
Михайлов Павел Михайлович
Морозов Николай Алексеевич
Муляр Степан Васильевич
Мухар Дмитрий Денисович
Мясников Александр Федорович
Наконечный Николай Димидович
Насадюк Яков Яковлевич
Неделин Виктор Фомич
Ниличев Алексей Михайлович
Новиков Алексей Герасимович
Новиков Владимир Алексеевич
Носков Сергей Иванович
Носовский Моисей Лазаревич
Овсянников Леонид Арсентьевич
Ожогин Александр Яковлевич
Островский Виктор Кузьмич
Павлов Василий Александрович
Павлов Михаил Павлович
Пальмин Николай Николаевич
Парижев Василий Иванович
Пашкова Д. Д.
Перелыгин Григорий Ефимович
Петров Владимир Иванович
Петрушин Иван Алимович
Полетаев Александр Дмитриевич
Попов Ксенофонтий Афанасьевич
Пронин Василий Федорович
Решетов Константин Григорьевич
Рощин Николай Иванович
Рычин Алексей Александрович
Рязанцев Владимир Иванович
Рязанцев Илья Тихонович
Сагамонов Граим (Грант) Григорьевич
Сарычев Владимир Иванович
Сафронов Николай Иванович
Сахабутдинов Фардетдин Сахабутдинович
Севастьянов Алексей Тихонович
Семченко Александр Леонович
Серяков Борис Алексеевич
Сикорский Павел Венедиктович
Силкин Илларион Васильевич
Симоненко Павел Пантелеевич
Ситник Иван Иванович
Смородинов Иван Петрович
Солдатов Алексей Васильевич
Соловьев Александр Сергеевич
Солотенков Петр Иванович
Солянов Иван Сергеевич
Спиривак Петр Гаврилович
Старина Л. С.
Степанов Михаил Петрович
Судаков Н. М.
Сырчин Петр Тимофеевич
Сысоев Василий Тимофеевич
Ташлыков Василий Яковлевич
Ташлыков Николай Васильевич
Теплов Иван Андреевич
Титов Павел Петрович
Титов Федор Филиппович
Тихомиров Николай Алексеевич
Товарнов Николай Иванович
Толда Василий Григорьевич
Тотмин Николай Яковлевич
Травкин Леонид Васильевич
Трескин Глеб Александрович
Третьяков Владимир Дмитриевич
Труфанов Михаил Иванович
Турянский Виктор Николаевич
Тутуров Константин Константинович
Умнов Михаил Александрович
Ухмылин Александр Васильевич
Фальков Георгий Васильевич
Федотов Иван Михайлович
Филимошин Иван Георгиевич
Хасанов Хатып Шарыпович
Хворов Семен Никитич
Целуев Николай Федорович
Челоукин Виктор Васильевич
Чередков Николай Григорьевич
Чирков Андрей Васильевич
Чирков Евгений Михайлович
Чистяков Валентин Федорович
Чубаров Павел Федорович
Чупров Кузьма Алексеевич
Шабунин Владимир Павлович
Швалев Иван Петрович
Шварц Евсей Григорьевич
Шевлягин Анатолий Михайлович
Шишковец Виктор Николаевич
Шмелев Петр Павлович
Щукин Николай Романович
Юзефович Михаил Иосифович
Юрьев Федор Петрович
Яйченя Марк Семенович
Якимченко Иван Васильевич
Об авторе
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"

Предыдущая   Следующая


Филимошин Иван Георгиевич
Третьяков Владимир Дмитриевич
Гладков Борис Ефимович

(На начало)


Погибшим в небе Любани, посвящается...


Сколько бы лет не прошло с того дня как отгремели залпы Великой Отечественной войны, благодарные потомки будут всегда помнить о тех людях, кто приближал долгожданную Победу над врагом. Ежегодно, в памятные дни русской воинской славы мы вспоминаем эти события полувековой давности. 28 января 2007 года в Ленинградской области будет праздноваться 63-я годовщина освобождения города Любань от немецко-фашистских захватчиков...

63 года назад советский народ услышал долгожданную новость:

"От Советского Информбюро 28 января 1944 года:

...Войска Волховского фронта после упорных боёв овладели городом и важной железнодорожной станцией ЛЮБАНЬ и, продвигаясь вперёд, северо-западнее, западнее и южнее ЛЮБАНЬ овладели населёнными пунктами ПЕРИ, РАМБОЛОВО, МИНА, ЛИСИНО-КОРПУС, СИДОРОВО, УСАДИЩЕ, МЕЛЬНИЦА, ЛУСТОВКА, ГРИШКИНО, КАМЕНКА, БОЛОТНИЦА, ВАРВАРИНСКИЙ, КИРКОВО и железнодорожными станциями ПОМЕРАНЬЕ, ТРУБНИКОВ БОР, БАБИНО и ТОРФЯНОЕ...".

Каждый год 28 января в Любани на воинском мемориале "Березовая Аллея", который находится на возвышенности с правой стороны железной дороги на Ленинград, собираются жители города, оставшиеся в живых ветераны Великой Отечественной и молодежь чтобы отдать долг Памяти павшим героям.

В этот день белый снег, на могилах погибших воинов расцветет алыми гвоздиками. Морозный воздух обожжет лица присутствующих январским холодом 44-го и жгучей стужей февраля 43-го... Вспомнятся и еще долго будут нестись и звучать над городом куплеты песни марта 1942 года "Волховской застольной": "...Кто умирал на снегу, кто в Ленинград пробирался болотами, горло ломая врагу...".

А над одной могилой, которая еще свежая - и двух лет не прошло, как появилась она на воинском захоронении, будут молчаливо стоять несколько людей, совсем разных, но объединенных одним смыслом бытия - памятью... Памятью о тех, кто не дожил до Великого Дня Победы.

На могиле пока нет памятника и даже нет таблички - земля еще не осела на свежей могиле. Но памятник появится уже скоро - 9 мая, в годовщину захоронения тех, чьи останки лежат в этой могиле. И будут на этом памятнике выбиты следующие слова: "Экипаж 46-го бомбардировочного авиаполка 263-й бомбардировочной авиадивизии 1-го бомбардировочного авиакорпуса: командир звена младший лейтенант Филимошин Иван Георгиевич, 1914 г.р., штурман звена старший лейтенант Третьяков Владимир Дмитриевич, 1914 г.р., погибли при выполнении боевого задания 11 февраля 1943 года".


Сын В.Д. Третьякова Юрий Владимирович на захоронении останков отца. 28 января 2007 года.


На остывшей холодной земле могильного холмика будет стоять чарка, наполненная до краев водкой, одна на двоих, с положенным сверху кусочком черного ленинградского хлеба. Стоящие рядом люди из рук в руки передадут простой солдатский котелок, также наполненный русской водкой, и молча выпьют за упокой душ наконец-то преданных земле воинов, хоть и спустя 60 лет после их смерти.

Юрий Владимирович Третьяков, сын одного из погибших - штурмана самолета, расскажет ребятам об отце. Жаль, но его он помнит только по фотографиям и рассказам матери. На одной из фотографий Юрий Владимирович заснят еще годовалым ребенком на руках матери, рядом с еще живым отцом. Игорь Суров, командир поискового отряда "Любань" расскажет, как в октябре 2004 года прямо в устье ручья Кородынька, который впадает в речку Тигода, наткнулся на обломки самолета. Когда вывез на место отряд, и они приступили к поисковым работам, поняли, что среди искореженного металла лежат останки экипажа самолета. Потом ребята расскажут о том, как тяжело и долго приходилось вести поиски документов и вычислять имена погибших летчиков. Сколько гипотез и выводов было отработано, какие удивительные случайности происходили при установлении этих данных. И вот эту историю мы и хотим рассказать вам...


Владимир Третьяков с женой и сыном.


В октябре 2004 года поисковиками отряда "Любань" под руководством Игоря Вячеславовича Сурова в устье ручья Кородынька, в урочище с одноименным названием, что находится в 12 км от Любани, среди обломков самолета Пе-2 были обнаружены останки экипажа самолета. Как говорилось выше, самолет упал прямо в ручей, недалеко от его впадения в речку Тигода. Обломки конструкций самолета и рваные куски дюраля встречались на обоих берегах ручья. Одну из стоек шасси поисковики нашли в метрах 100 от основного места падения самолета, что говорило о том, что самолет при падении взорвался. При обследовании металлоискателем места падения самолета на левом берегу ручья, на глубине более метра ребята обнаружили обломки редуктора одного из двигателей самолета. Две лопасти воздушного винта были обломаны еще при соприкосновении самолета с землей: стало ясно, что бомбардировщик падал с рабочими двигателями. Третья лопасть, которая осталась на валу редуктора, стояла под углом 90* по отношению к земной поверхности словно свеча, будто символический памятник, поставленный самим временем погибшему экипажу...

Тогда ребятам из Любани удалось отыскать и собрать по берегам, и по каменистому дну ручья, сильно раздробленные останки экипажа, пряжки и карабины от пристяжной системы парашюта, и даже обнаружить рядом с останками одного погибшего небольшую расческу, единственную личную вещь одного из летчиков.

После продолжительной зимы, в начале апреля 2005 года мы снова вернулись к обломкам самолета, так как оставалось невыясненным самое главное - кто же погиб на этом самолете. Предварительно захватив с собой набор автомобильных ключей, мы полностью разобрали остатки редуктора и вот удача - на одном из внутренних стопорных колец обнаружили продублированный еще на заводе, во время сборки мотора, его заводской номер: 222-226. Это действительно была удача - появились первые шансы на то, что рано или поздно нам удастся установить личности погибших летчиков. Хотя в начале обнаруженный номер нас сильно озадачил, так как ранее нам не приходилось сталкиваться именно с такой классификацией номеров мотора М-105.


Номер мотора на редукторе: 222-226.


9 мая 2005 года на воинском мемориале "Березовая Аллея" состоялась торжественно-траурная церемония захоронения останков пока еще неизвестных пилотов. По старой традиции, чтобы помянуть погибших мы приехали также и на место их гибели, благо от Любани это место, как говорилось выше, было всего в 12 километрах. Мы спустились на дно ручья к тому месту, где ранее находили останки экипажа и искореженные обломки самолета. Весенняя вода быстрым потоком спускалась по ручью с полей. Талый снег здесь еще полностью не растаял, и вдруг кто-то из нас увидел в самом русле ручья блестящий кусок авиационного алюминия. Вытащив его из воды, мы поняли, что это один из технологических лючков, которых на самолете было достаточно много и которые служили для облегчения работы техников при обслуживании самолета. Отмыв лючок от торфяного налета, так как почва в этих местах в основном болотистая, мы увидели проступающие цифры. Они были нанесены красной краской по трафарету. Как будто кто-то свыше нам еще раз подсказывал, что этот погибший экипаж не останется безвестным. На лючке был нанесен заводской номер самолета: 2833914. Такие заводские номера дублировались на многих съемных частях и агрегатах самолета для наземных технических служб, так как многие детали самолета целенаправленно подгонялись именно к одной из собираемых машин.


Заводской номер самолета на крышке одного из лючков: 2833914.


Пытаясь проанализировать наши находки, мы пришли к выводу, что, скорее всего, самолет погиб в конце 1942 или начале 1943 года. На это указывали обнаруженные нами косвенные данные: так на одном из агрегатов электрооборудования самолета мы обнаружили бирку, датированную 1942 годом. Да и установленный заводской номер самолета говорил о том, что данный самолет был выпущен позднее 1941 года, так как в первоначальной классификации номеров самолетов выпускаемых 39 заводом, номер завода, то есть цифры 39, всегда ставились перед номером серии и самим номером самолета в серии. Значит, уже полностью отпадали погибшие экипажи 275-го и 225-го ближнебомбардировочных полков 3-й Резервной авиагруппы, которые понесли большие потери под Любанью при нанесении бомбоштурмовых ударов по вражескому аэродрому Бородулино в сентябре 1941 года. Другой полк, 125-й ближнебомбардировочный, 15 января 1942 года выбыл из состава ВВС Ленинградского фронта и поэтому его экипажи не подходили под наш случай. В марте 1942 года под Любанью значились погибшими несколько экипажей 121-го ближнебомбардировочного авиаполка 2-й Резервной авиагруппы, но погибли эти экипажи, на основании архивных документов, западнее Любани, а обломки самолета, которые мы нашли, находились восточнее, да и заводские номера самолетов и моторов, числившиеся за полком, никак не совпадали с найденными нами номерами. В 1943 году самолеты Пе-2 были на вооружении нескольких авиаполков Ленинградского и Волховского фронтов, но район Любани был в зоне ответственности ВВС Волховского фронта и поэтому гибель самолетов 34-го гвардейского и 140-го бомбардировочных авиаполков, а также 13-го отдельного разведывательного авиаполка Ленинградского фронта казалась маловероятной. Еще самолеты Пе-2 были на вооружении ВВС Краснознаменного Балтийского флота: в 57-ом скоростном бомбардировочном авиаполку данные самолеты использовались до начала 1942 года, потом полк полностью перевооружился на Ил-2. А вот 73-й скоростной бомбардировочный авиаполк (в последствии 12-й гвардейский), как раз наоборот, именно с 1942 года приступил к боевым вылетам именно на Пе-2. Но потеря этого полка, тоже казалась маловероятной, так как за годы поисковой работы, авиацию Балтийского флота мы почти полностью изучили. Оставались полки вооруженные данными самолетами 14-й Воздушной армии Волховского фронта: 4-й гвардейский и 35-й бомбардировочные полки. Как раз в районе Смердыни (а эта деревня находилась не так далеко, от места нахождения обломков самолета) в нашей базе данных на погибшие самолеты, значились потери в феврале 1943 года, и даже в январе 44-го. Но, к сожалению, эти полки не были полностью отработаны в архиве по потерям личного состава и списанным как боевые потери номерам самолетов и моторов.

И тут опять, как будто следя за нами свыше, вмешался Его Величество Случай. В один из вечеров, общаясь с нашим коллегой поисковиком из Псковской области Михаилом Романовым, я рассказал ему о нашей находке и установленных номерах, которые по классификации, как уже говорилось выше, нам встретились впервые. И тут, Михаил, услышав установленный номер мотора 222-226, переспросив меня, вдруг сказал, что несколько лет назад у себя под Пустошкой он нашел и установил экипаж 804-го бомбардировочного авиаполка 293-й бомбардировочной авиадивизии, у которого были похожие номера моторов и они тоже начинались с цифр 222. Заканчивая разговор, он пообещал посмотреть по своим архивным тетрадкам выписанные из Центрального архива Министерства обороны номера самолетов и моторов по этой авиадивизии.

После разговора с Михаилом, вспоминаю, что в период 1943 года на Волховский фронт действительно привлекалось большое количество различных авиаподразделений. Некоторые из них у нас под Ленинградом пробыли совсем непродолжительное время. Внимательно просматриваю свои записи по авиачастям, привлеченным на Ленинградский и Волховский участки фронта с других направлений. В январе 1943 года для поддержки Волховского фронта прибывает 2-й истребительный авиакорпус генерал-майора А.С. Благовещенского в составе двух истребительных авиадивизий: 209-й и 215-й. С Калининского фронта прибывает 232-я штурмовая авиадивизия под командованием полковника А.Г. Валькова. Летом 1943 года из состава Северо-Западного фронта на Волховский фронт перебрасывается 240-я истребительная авиадивизия полковника Г.В. Зимина. И вдруг в глаза бросается запись: 29 января 1943 года в оперативное подчинение 14-й Воздушной армии Волховского фронта прибывает 1-й бомбардировочный авиакорпус Резерва Главного Командования, в составе двух бомбардировочных авиадивизий, но через непродолжительное время, уже 20 февраля 1943 года корпус убыл из состава армии. В состав корпуса, которым командовал генерал-лейтенант авиации Владимир Александрович Судец, входили 263-я бомбардировочная дивизия в составе 46-го, 202-го, 321-го бомбардировочных авиаполков и 293-я бомбардировочная дивизия в составе 780-го, 804-го, 854-го бомбардировочных авиаполков. Все полки были вооружены самолетами Пе-2.

На следующий день опять звонок от Михаила Романова. Просмотрев свои записи, он называет номер "нашего" мотора, но установленным на другом самолете!? В этих документах говорилось, что самолет Пе-2 с заводским номером № 29/06, с моторами М-105 №/№ 222-226, 222-225 был поставлен на учет в 804 бомбардировочный авиаполк 293 бомбардировочной авиадивизии, согласно приказа командира 804 БАП от 30.08.1942 года № 040, и утвержден приказом командира 293 БАД от 15.09.1942 года № 028.

Также Михаил зачитывает другие номера самолетов и моторов, поставленные на учет в августе 1942 года. Проанализировав доступные документы 293 БАД, мы узнали, что в августе 1942 года дивизией были приняты на учет большое количество самолетов Пе-2, которые имели следующие номера: 2433914, 2333914, 2133914. Так мы приходим к выводу: вполне возможно, что самолет Пе-2 № 29/06 ремонтировался, и поэтому мотор № 222-226 был заменен и установлен на самолет 2833914, который, скорее всего, был получен полком чуть позже. Заканчивая разговор, Михаил сообщил, что в ближайшее время собирается выехать в город Подольск в Центральный архив Министерства обороны РФ, где специально для нас сможет посмотреть документы 1-го бомбардировочного авиакорпуса, в который как раз и входила 293-я дивизия.

Вернувшись из архива, Михаил Романов сразу же связался с нами. Его поиски принесли радостный для нас результат. По проведенной им архивной работе было установлено, что самолет Пе-2 № 28/14 (сокращение написание полного номера 2833914) с моторами М-105 №/№ 222-226, 222-225 был списан из состава 46-го пикирующего бомбардировочного авиаполка 263 БАД 1 БАК 11 февраля 1943 года, как боевая потеря.

Такое сообщение порадовало нас, потому что были установлены имена погибших пилотов, но с другой стороны оно очень удивило, так как мы думали, что данный самолет будет проходить как боевая потеря 804-го бомбардировочного авиаполка 293-й дивизии, а оказалось что самолет списан из состава 46-го бомбардировочного авиаполка другой, братской дивизии 1-го бомбардировочного авиакорпуса - 263-й!

Это факт еще раз подтвердил выдвинутые ранее наши предположения, что в 804-м полку в период конца 1942 года самолет Пе-2 № 29/06 находился в ремонте (единственное Михаил не смог уточнить, по какой причине) и поэтому на самолете были заменены моторы, которые после ремонта оказались на самолете 28/14 в другом полку. Но самое главное - мы теперь знали полные данные на погибший экипаж. По проведенной архивной работе Михаилом Романовым было установлено: самолет Пе-2 46-го пикирующего бомбардировочного авиаполка 263 БАД 1 БАК, в составе экипажа: летчик, командир звена, младший лейтенант Филимошин Иван Георгиевич, штурман звена, старший лейтенант Третьяков Владимир Дмитриевич, стрелок-радист, сержант Гладков Борис Ефимович не вернулся с боевого задания 11 февраля 1943 года из района Смердыня.

Не вернулся с боевого задания! На авиационном языке это означало, что самолет и экипаж пропал без вести. Михаил Романов, проверяя списки потерь 46-го бомбардировочного полка, выписывал соцданные на погибших членов экипажа самолета:

- Филимошин Иван Георгиевич, младший лейтенант, командир звена, 1914 г.р. Уроженец: РСФСР, город Москва, улица Горького, д. 26, кв. 11, жена Калашникова Фаина Николаевна проживала по адресу: РСФСР, Челябинская область, город Златоуст, кадровый;

- Третьяков Владимир Дмитриевич, старший лейтенант, штурман звена, 1914 г.р. Уроженец: РСФСР, Архангельская область, Приозерный район, Кенозерский с/с, дер. Макуйловская, жена Антонина Матвеевна проживала по адресу: РСФСР, город Чкалов, Малый переулок д. 6. Мобилизован Плесецким РВК Архангельской обл.

В списках потерь не оказалось данных на стрелка-радиста погибшего самолета - сержанта Гладкова Бориса Ефимовича, но были данные на другого стрелка-радиста, который тоже значился не вернувшимся с боевого задания 11 февраля 1943 года:

- Сергеев Георгий Ефимович, сержант, стрелок-радист, 1919 г.р. Уроженец: РСФСР, Ивановская область, Ковровский район, село Андреевка, отец Ефим Кириллович. Мобилизован Ковровским РВК.

Может быть, в акте списания самолета писарь полка перепутал данные на стрелка-радиста самолета? Так как в акте значилась фамилия Гладкова, а в списках потерь полка за 11 февраля 1943 года была указана фамилия Сергеева! Но когда Михаил Романов стал поднимать и смотреть другие документы 46-го бомбардировочного авиаполка, стало все ясно! История гибели самолета Пе-2 была еще более трагичной:

Объяснительная записка

воздушного стрелка-радиста 2 АЭ 46 ПБАП

сержанта Гладкова Бориса Ефимовича

19 февраля 1942 года.

Командиру 46 ПБАП майору Рыбальченко.

11 февраля 1943 года после получения задачи лейтенант Решетников вел семерку, в которой справа в паре шел младший лейтенант Филимошин, ведомый с внешней стороны шел старший сержант Черный. Заходов на цель дано было два. В первый заход сбросили бомбы, при втором заходе после обстрела линии фронта с разворотом влево пошли на свою территорию.

В это время я смотрел в верхний люк и, что мог заметить: старший сержант Черный немного шел с превышением над нами, потом произошло мгновенное сближение самолетов. Самолет старшего сержанта Черного пошел под наш самолет, или же наш пошел на самолет Черного не могу понять. Факт тот, что я успел только убрать голову из люка, как произошел сильный удар, в кабине сделалось темно, и я каким то путем очутился в воздухе один, после чего раскрыл парашют и увидел, как центроплан врезался в землю, а хвост летел подо мной.

Я опустился на нашей территории.

Воздушный стрелок-радист, сержант (Гладков).

Столкновение в воздухе! Воздушная катастрофа! Вот оказывается, какие причины гибели найденного нами самолета. Все становится ясным, вот почему в списках потерь полка нет фамилии сержанта Гладкова, он остался жив, опустившись на парашюте, выброшенный из разваливавшегося в воздухе самолета. Из других документов выстраивается полная картина произошедшего:

Командиру 263 БАД.

По докладам прибывших членов экипажей самолетов столкнувшихся в воздухе при выполнении боевого задания 11 февраля 1943 года в районе дер. Смердыня установлено следующее:

1) 11 февраля 1943 года при втором заходе на цель после бомбометания и обстрела цели с пикирования столкнулись в воздухе самолеты командира звена младшего лейтенанта Филимошина, штурман старший лейтенант Третьяков, стрелок-радист сержант Гладков и пилота старшего сержанта Черного, штурман младший лейтенант Костюковский, стрелок-радист сержант Сергеев при обстоятельствах: идя плотным строем, ведущий звена младший лейтенант Филимошин произвел резкий противозенитный маневр, отвернув на внешнюю сторону и снизу подошел под самолет пилота старшего сержанта Черного и винтами ударил по Ф-3 ведомого самолета. Оба самолета упали в районе цели. Пилот старший сержант Черный не успел проделать маневр, который был проведен командиром звена.

2) Летчик младший лейтенант Филимошин и его штурман старший лейтенант Третьяков погибли. Выпрыгнули с парашютами и спаслись пилот старший сержант Черный, его штурман младший лейтенант Костюковский, стрелок-радист из экипажа командира звена Филимошина сержант Гладков, которые приземлились на передовых позициях. Стрелок-радист экипажа Черного сержант Сергеев также выпрыгнул с парашютом, но был расстрелян в воздухе противником. Сержант Сергеев похоронен в районе дер. Смердыня.

3) Старший сержант Черный, младший лейтенант Костюковский, сержант Гладков после приземления были доставлены к командующему 54 армии, после чего на самолете У-2 прибыли на свой аэродром.

Командир 46 ПБАП (Рыбальченко).

Ознакомившись с объяснительными записками других оставшихся в живых участников этого события - летчика второго самолета старшего сержанта Черного и его штурмана младшего лейтенанта Костюковского мы смогли полностью воссоздать и описать этот трагический вылет

11 февраля 1943 года на нанесение бомбоштурмового удара по немецкой линии обороны в районе Смердыня вылетели семь самолетов Пе-2 46-го бомбардировочного авиаполка, которые возглавил лейтенант Решетников. С правой стороны от лидирующего звена, шла пара ведущего младшего лейтенанта Филимошина и ведомого старшего сержанта Черного. В районе бомбометания в это время была облачность высотой примерно 1100-1200 метров. Во время подлета к цели из штаба полка поступила шифрограмма с приказанием сбросить бомбы с одного захода на цель. Подойдя к цели экипажи, наблюдали очень слабую видимость цели и ее почти не просматривали. Поэтому лидер группы решил нанести удар по запасной цели, и группа ушла дальше на территорию противника в район станции Ушаки.

Нанеся удар по станции Ушаки, на которой скопились железнодорожные составы с боеприпасами и сбросив с первого захода все бомбы, экипажи ушли на свою территорию, где сделали правый разворот с уходом опять на цель.

На втором заходе, при левом развороте над целью, самолет старшего сержанта Черного отстал от самолета ведущего младшего лейтенанта Филимошина. Сам Филимошин при этом обстреливал цель с бортового оружия. По прекращении стрельбы самолет Филимошина перешел на набор высоты. Старший сержант Черный следовал за самолетом ведущего, но догнать его не мог. Только когда, облегчив винты моторами и дав форсаж, он смог догнать самолет Филимошина, при этом набрав высоту около 1200-1300 метров и оказавшись немного выше самолета ведущего. В результате этого, оба самолета оказались выше всей пятерки самолетов на 100 метров. На этой высоте самолеты попали в редкую облачность. В это время стрелок экипажа Черного Сергеев докладывает летчику о появлении внизу истребителей противника, одновременно с ним самолеты противника увидел и штурман экипажа младший лейтенант Костюковский.

Стрелок-радист самолета Филимошина сержант Гладков вел осмотр воздушного пространства через верхний люк своей кабины и увидел мгновенное сближение своих самолетов и только то, что он успел убрать голову из люка, спасло ему жизнь. Так как в следующую секунду произошел сильный удар, в его кабине стало темно, и непонятным образом для самого себя он оказался в воздухе падающим вниз. Раскрыв парашют, вися на стропах, сержант Гладков видел падение и удар о землю центроплана своего самолета, а оторванная хвостовая часть падала ниже его.

Во время столкновения самолетов, как говорилось выше, штурман экипажа самолета Черного младший лейтенант Костюковский наблюдал за истребителями противника, которые находились ниже общей группы наших самолетов. Услышав сильный треск и почувствовав сильный удар, младший лейтенант Костюковский только и успел увидеть, как перед ним промелькнул фонарь от кабины летчика, сорванный Черным, в это же время ему в лицо хлестнула струя воздуха. Команды "прыгай" он не слышал, но, почувствовав падение самолета, выбросился на парашюте.

Члены экипажей других самолетов видели, как самолет Филимошина произвел резкий противозенитный маневр, отвернув на внешнюю сторону, так как самолеты перелетали линию фронта и по ним велся зенитный огонь с земли. Летчик Черный не успел повторить маневр ведущего и самолет Филимошина ударил винтами его самолет в районе кабины стрелка-радиста. В обломках падающих самолетов погибли летчик младший лейтенант Филимошин и его штурман старший лейтенант Третьяков. Остальные члены экипажей столкнувшихся самолетов выбросились на парашютах и опустились на землю в районе деревни Смердыня. Во время спуска на парашюте в воздухе был расстрелян огнем противника стрелок-радист из экипажа самолета Черного - сержант Сергеев, который приземлился на землю мертвым и был похоронен наземными войсками в районе линии фронта у деревни Смердыня.

Оставшиеся пять самолетов благополучно перелетели линию фронта, успешно маневрируя от огня зенитных орудий противника и избежав атаки немецких истребителей. Четыре самолета произвели посадку на свой аэродром, а пятый, в составе экипажа летчика лейтенанта Мельникова, штурмана младшего лейтенанта Гапоненко и стрелка-радиста старшины Онопко, совершили вынужденную посадку с убранными шасси северо-восточнее в 12 км от аэродрома в районе деревни Замостье. В результате вынужденной посадки на самолете была повреждена правая плоскость, экипаж полностью остался невредим и, спустя некоторое время, был доставлен на свой аэродром. Причиной вынужденной посадки оказался перерасход горючего.

Описывая эти трагические события февраля 1943 года, мы как будто вновь соприкоснулись с жестокой правдой о войне. На фронте погибали не только от пуль и снарядов противника, люди умирали от голода и болезней, пропадали без вести и гибли в трагических катастрофах. Но трагедия их смерти, ничуть не умаляет их заслуг перед Родиной. Ни младший лейтенант Иван Филимошин, ни старший лейтенант Владимир Третьяков не знали, что их самолет погибнет от столкновения со своим же самолетом. Поднимая самолет в воздух на боевое задание, они готовы были принять смерть от истребителей противника или огня зенитных пушек немцев. Они знали, что уходили в бессмертие. А самое главное - они верили, что на земле, на той земле, за которую они сражаются, останется добрая память о них. Подтверждением этих слов и стали поиски и находки поисковиков. Ребята из поискового отряда "Любань" под руководством Игоря Сурова, нашедшие обломки самолета и по-человечески похоронившие останки экипажа, псковский поисковик Михаил Романов, который провел колоссальную архивную работу, чтобы помочь нам установить имена погибших летчиков, архангелогородец Игорь Иванович Ивлев и все его сотрудники, которые провели розыск родных Владимира Дмитриевича Третьякова, и нашли их уже не в Архангельске, где были родные корни штурмана, а в городе Санкт-Петербурге... И сам сын Владимира Третьякова - Юрий Владимирович Третьяков, который более полувека бережно хранил память о своем отце, которого помнил лишь по сохранившимся фотографиям и рассказам своей матери...


Настоятель Макарьевского монастыря отец Давид произвел отпевание на месте падения самолета.


Завершить рассказ об этих поисках хочется описанием трагических событий февраля 1943 года, которые развернулись на земле в этих местах и были описаны сыном командующего 54-й армии Волховского фронта генерал-лейтенанта Сухомлина Александра Васильевича Владимиром Александровичем Сухомлиным:

"Наступление началось 10 февраля 1943 г. Части 55-й армии прорвали оборону противника и в течение первого дня наступления продвинулись на глубину 4-5 км, заняв несколько населенных пунктов, включая Красный Бор и ст. Поповку. Однако на второй день наступление стало замедляться и вскоре остановилось, так как противник сумел оперативно перебросить с других участков фронта дополнительные силы.

В этот же день 54-я армия, выполняя приказ командующего Волховского фронта, начала наступление в направлении населенных пунктов Макарьевская Пустынь - Егорьевка с задачей прорвать оборону противника, выйти на рубеж Костово, Бородулино и частью сил перерезать шоссе и железную дорогу в районе Любань. Главной целью являлся выход в тыл синявинской группировке немцев.

Армия начала прорыв, имея ударную группу в составе трех эшелонов. Первый эшелон - три стрелковые дивизии со средствами усиления; второй эшелон - две стрелковые дивизии, стрелковая бригада и танковая бригада, и третий эшелон (резерв) - одна стрелковая дивизия.

После артиллеристской и авиационной подготовки первый эшелон ударной группы перешел в наступление. Однако проломить передний край обороны противника не удалось. 11 февраля 1943 г. штурм был повторен после перестройки боевых порядков в дивизиях первого эшелона. Передний край был прорван на участке 4 километра, и боевые действия развернулись в глубине обороны. Однако такие фланговые мощные узлы сопротивления противника с сильно укрепленными позициями, какими являлись населенные пункты Макарьевская Пустынь и Смердынь, взять не удалось. Невзирая на это, наступления продолжалось. Необходимо было преодолеть 16-ти километровую глубину лесисто-болотистого пространства с целью выйти на выгодный рубеж для последующих действий. Второй эшелон армии вводился в сложных условиях огневого воздействия с флангов, действуя на узком участке прорыва. В этих сложных условиях командиры полков и дивизий не лучшим образом управляли своими частями и подразделениями, артиллерия зачастую не могла оказывать поддержку пехоте, маневр танковыми частями осложнялся лесами и глубоким снежным покровом.

Соединение наших армий во второй день операции приостановило свое наступление, что позволило противнику усилить оборонявшиеся части в полосе наступательных действий. К концу четвертого дня наступление по существу заглохло. Все попытки расширить прорыв на флангах также не увенчались успехом и 21 февраля 1943 г. 54-я армия перешла к обороне. Слабые успехи, достигнутые армиями в этой операции, А.В. Сухомлин объяснял большой сложностью организации наступательных действий и управления соединениями в условиях лесисто-болотистой местности при сильно укрепленных позициях противника, трудностями эффективного использования танков в этих условиях, недостаточной подготовленностью подразделений и частей для ведения боев в лесах, отсутствием необходимого превосходства в живой силе и технике для преодоления столь сильной обороны...".


Фонд поисковых отрядов Ленинградской области
Илья Прокофьев



Предыдущая   Следующая


На начало

СОДЕРЖАНИЕ

Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно

Экипажи

Андреев П. В. - Муляр С. В.
Белин Е. В.
Белугин В. П. - Гончар П. М. - Алтухов А. Ф.
Бендюг Ф. Ф.
Блинков А. Н. - Рощин Н. И.
Богомолов В. С.
Болдырев Ф. Д. - Калинин М. А. - Спиривак П. Г.
Бондаренко В. М.
Борзенко Б. Е.
Боровин Н. М. - Веневцев М. Г.
Бувин А. В.
Буряк Д. П.
Быстров В. С. - Антонов А. А. - Морозов Н. А.
Васильев В. И.
Волчек С. А.
Воробьев А. И.
Гапеев Н. К.
Гармаш В. Д. - Алмакаев Г. М.
Гестрин П. Г. - Носков С. И. - Максимов А. Е.
Глухов Г. И. - Яйченя М. С. - Команов А. Ф.
Голиков И. И. - Рязанцев И. Т. - Белых К. Н.
Головачев В. Б.
Голубовский Ю. М. - Зарубин Н. Д. - Комендантов М. М.
Гончар Н. Ф. - Акименко Н. Г. - Решетов К. Г.
Горбанев Г. В. - Маркелов М. М. - Глебов Г. И.
Горшков Н. А.
Гудзь Н. И.
Гусенко П. Я. - Левин Н. Д. - Пальмин Н. Н.
Додонов А. И. - Диков П. Ф.
Долбилов И. Н.
Жуков П. И. - Толда В. Г. - Звездин Ф. А.
Захарченко Д. С.
Иванов В. А.
Иванов Д. И.
Игнатьев Н. И.
Иржевский В. Ф.
Камышников Г. Д. - Глуховченко М. П. - Фальков Г. В.
Капантин В. С.
Карташов Н. Н. - Ивлиев Н. А.
Кириллов В. Н.
Клишевич Ф. К.
Ковалев В. А.
Козицкий И. К.
Костенко Ф. Н.
Костюков В. Ф.
Котов В. И. - Бекетов А. П.
Кузовкин А. Н. - Сарычев В. И.
Лаврушев И. А.
Левин Я. А.
Лобанов М. Б.
Лобковский А. И.
Максимов Н. Н.
Максимов Г. Н. - Чупров К. А.
Масалов Г. П.
Мацаков Д. Т.
Медведев С. С.
Мельник П. М.
Михайлов П. М.
Мухар Д. Д. - Ситник И. И. - Пашкова Д. Д.
Мясников А. Ф.
Наконечный Н. Д.
Неделин В. Ф.
Новиков А. Г.
Новиков В. А.
Овсянников Л. А. - Пронин В. Ф. - Швалев И. П. - Рязанцев В. И.
Островский В. К.
Парижев В. И. - Павлов М. П.
Перелыгин Г. Е. - Насадюк Я. Я.
Петров В. И.
Полетаев А. Д. - Теплов И. А.
Попов К. А. - Симоненко П. П. - Хасанов Х. Ш.
Рычин А. А.
Сафронов Н. И.
Сахабутдинов Ф. С. - Кретов Е. В.
Севастьянов А. Т.
Семченко А. Л.
Серяков Б. А.
Сикорский П. В.
Солдатов А. В.
Соловьев А. С. - Комаров В. К. - Силкин И. В.
Солотенков П. И.
Солянов И. С. - Кириллин Н. И.
Старина Л. С. - Судаков Н. М.
Степанов М. П. - Курьянов А. Е. - Грищенко И. И.
Сырчин П. Т. - Любченко Д. С. - Комаров Н. В.
Ташлыков В. Я.
Ташлыков Н. В.
Титов П. П.
Титов Ф. Ф.
Товарнов Н. И. - Дмитриев И. В.
Тотмин Н. Я.
Трескин Г. А.
Труфанов М. И.
Турянский В. Н. - Корнилов К. Г. - Сагамонов Г. Г.
Тутуров К. К.
Умнов М. А. - Ухмылин А. В.
Федотов И. М.
Филимошин И. Г. - Третьяков В. Д. - Гладков Б. Е.
Хворов С. Н.
Целуев Н. Ф. - Лещев И. В. - Гончаров А. Д. - Ниличев А. М.
Челоукин В. В.
Чередков Н. Г.
Чирков А. В.
Чирков Е. М. - Чубаров П. Ф.
Чистяков В. Ф.
Шабунин В. П. - Носовский М. Л. - Кольцов И. М. - Петрушин И. А.
Шварц Е. Г. - Смородинов И. П. - Бочаров
Шевлягин А. М. - Павлов В. А. - Травкин Л. В. - Шмелев П. П.
Шишковец В. Н. - Данилов В. Ф.
Щукин Н. Р. - Сысоев В. Т.
Юзефович М. И. - Ожогин А. Я.
Юрьев Ф. П. - Коротков В. А. - Тихомиров Н. А.
Якимченко И. В. - Деньгин В. А.

Алфавитный указатель

Акименко Николай Григорьевич
Алмакаев Гиляджи Мурадымович
Алтухов Алексей Федорович
Андреев Петр Васильевич
Антонов Алексей Алексеевич
Бекетов Анатолий Павлович
Белин Евгений Васильевич
Белугин Виктор Павлович
Белых Константин Николаевич
Бендюг Федор Филиппович
Блинков Александр Никитич
Богомолов Владимир Сергеевич
Болдырев Феофил Дмитриевич
Бондаренко Василий Матвеевич
Борзенко Борис Евгеньевич
Боровин Николай Михайлович
Бочаров
Бувин Андрей Васильевич
Буряк Дмитрий Прокофьевич
Быстров Владимир Степанович
Васильев Василий Иванович
Веневцев Михаил Георгиевич
Волчек Степан Андреевич
Воробьев Афанасий Иванович
Гапеев Николай Кузьмич
Гармаш Василий Данилович
Гестрин Прокофий Григорьевич
Гладков Борис Ефимович
Глебов Григорий Иванович
Глухов Григорий Иванович
Глуховченко Михаил Павлович
Голиков Иван Иванович
Головачев Владимир Борисович
Голубовский Юрий Михайлович
Гончар Николай Федорович
Гончаров Александр Дмитриевич
Гончар Павел Максимович
Горбанев Григорий Васильевич
Горшков Николай Александрович
Грищенко Иван Игнатьевич
Гудзь Николай Иванович
Гусенко Павел Яковлевич
Данилов Василий Федорович
Деньгин Виктор Андреевич
Диков Павел Федорович
Дмитриев Иван Васильевич
Додонов Александр Иванович
Долбилов Иван Николаевич
Жуков Павел Иванович
Зарубин Никита Дмитриевич
Захарченко Даниил Степанович
Звездин Федор Александрович
Иванов Владимир Андреевич
Иванов Дмитрий Иванович
Ивлиев Николай Александрович
Игнатьев Николай Иванович
Иржевский Всеволод Федорович
Калинин Михаил Александрович
Камышников Георгий Дмитриевич
Капантин Валентин Сергеевич
Карташов Николай Николаевич
Кириллин Николай Иванович
Кириллов Виталий Николаевич
Клишевич Федор Клементьевич
Ковалев Владимир Александрович
Козицкий Иван Карпович
Кольцов Иван Матвеевич
Команов Афанасий Филиппович
Комаров Василий Кириллович
Комаров Николай Викторович
Комендантов Михаил Михайлович
Корнилов Кирилл Георгиевич
Коротков Василий Алексеевич
Костенко Филипп Никитович
Костюков Василий Филиппович
Котов Владимир Ильич
Кретов Егор Васильевич
Кузовкин Анатолий Николаевич
Курьянов Александр Евстафьевич
Лаврушев Илья Алексеевич
Левин Н. Д.
Левин Яков Абрамович
Лещев Иван Васильевич
Лобанов Михаил Борисович
Лобковский Александр Иванович
Любченко Даниил Спиридонович
Максимов Алексей Егорович
Максимов Гурий Николаевич
Максимов Николай Николаевич
Маркелов Михаил Михайлович
Масалов Герман Павлович
Мацаков Дмитрий Трофимович
Медведев Сергей Семенович
Мельник Павел Мартьянович
Михайлов Павел Михайлович
Морозов Николай Алексеевич
Муляр Степан Васильевич
Мухар Дмитрий Денисович
Мясников Александр Федорович
Наконечный Николай Димидович
Насадюк Яков Яковлевич
Неделин Виктор Фомич
Ниличев Алексей Михайлович
Новиков Алексей Герасимович
Новиков Владимир Алексеевич
Носков Сергей Иванович
Носовский Моисей Лазаревич
Овсянников Леонид Арсентьевич
Ожогин Александр Яковлевич
Островский Виктор Кузьмич
Павлов Василий Александрович
Павлов Михаил Павлович
Пальмин Николай Николаевич
Парижев Василий Иванович
Пашкова Д. Д.
Перелыгин Григорий Ефимович
Петров Владимир Иванович
Петрушин Иван Алимович
Полетаев Александр Дмитриевич
Попов Ксенофонтий Афанасьевич
Пронин Василий Федорович
Решетов Константин Григорьевич
Рощин Николай Иванович
Рычин Алексей Александрович
Рязанцев Владимир Иванович
Рязанцев Илья Тихонович
Сагамонов Граим (Грант) Григорьевич
Сарычев Владимир Иванович
Сафронов Николай Иванович
Сахабутдинов Фардетдин Сахабутдинович
Севастьянов Алексей Тихонович
Семченко Александр Леонович
Серяков Борис Алексеевич
Сикорский Павел Венедиктович
Силкин Илларион Васильевич
Симоненко Павел Пантелеевич
Ситник Иван Иванович
Смородинов Иван Петрович
Солдатов Алексей Васильевич
Соловьев Александр Сергеевич
Солотенков Петр Иванович
Солянов Иван Сергеевич
Спиривак Петр Гаврилович
Старина Л. С.
Степанов Михаил Петрович
Судаков Н. М.
Сырчин Петр Тимофеевич
Сысоев Василий Тимофеевич
Ташлыков Василий Яковлевич
Ташлыков Николай Васильевич
Теплов Иван Андреевич
Титов Павел Петрович
Титов Федор Филиппович
Тихомиров Николай Алексеевич
Товарнов Николай Иванович
Толда Василий Григорьевич
Тотмин Николай Яковлевич
Травкин Леонид Васильевич
Трескин Глеб Александрович
Третьяков Владимир Дмитриевич
Труфанов Михаил Иванович
Турянский Виктор Николаевич
Тутуров Константин Константинович
Умнов Михаил Александрович
Ухмылин Александр Васильевич
Фальков Георгий Васильевич
Федотов Иван Михайлович
Филимошин Иван Георгиевич
Хасанов Хатып Шарыпович
Хворов Семен Никитич
Целуев Николай Федорович
Челоукин Виктор Васильевич
Чередков Николай Григорьевич
Чирков Андрей Васильевич
Чирков Евгений Михайлович
Чистяков Валентин Федорович
Чубаров Павел Федорович
Чупров Кузьма Алексеевич
Шабунин Владимир Павлович
Швалев Иван Петрович
Шварц Евсей Григорьевич
Шевлягин Анатолий Михайлович
Шишковец Виктор Николаевич
Шмелев Петр Павлович
Щукин Николай Романович
Юзефович Михаил Иосифович
Юрьев Федор Петрович
Яйченя Марк Семенович
Якимченко Иван Васильевич
Об авторе
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"