Имена из солдатских медальонов. 5 том. Авиация
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"
Филимошин Иван Георгиевич
Третьяков Владимир Дмитриевич
Гладков Борис Ефимович
Третьяков В.Е.
Командир звена (приказ о назначении на должность заместителя командира АЭ пришел в полк после гибели пилота) 46-го бомбардировочного авиаполка 263-й бомбардировочной авиадивизии 1-го бомбардировочного авиакорпуса младший лейтенант (приказ о присвоении звания лейтенанта пришел в полк в мае 1943 года, после гибели пилота) ФИЛИМОШИН Иван Георгиевич, 1914 г.р., уроженец: РСФСР, город Москва, ул. Горького, д. 26, кв. 11.
Жена Калашникова Фаина Николаевна, проживала: РСФСР, Челябинская область, город Златоуст. Кадровый.Штурман звена 46-го бомбардировочного авиаполка 263-й бомбардировочной авиадивизии 1-го бомбардировочного авиакорпуса
старший лейтенант ТРЕТЬЯКОВ Владимир Дмитриевич, 1914 г.р., уроженец: РСФСР, Архангельская область, Приозерный район, Кенозерский сельский совет, деревня Макуйловская. Жена Антонина Матвеевна, проживала: РСФСР, город Чкалов, Малый переулок, д. 6.
Мобилизован Плесецким РВК Архангельской области. Кадровый.Экипаж самолета Пе-2 (заводской номер 2833914) с моторами М-105 №/№ 222-226 и 222-225 при выполнении боевого задания столкнулся с самолетом Пе-2 летчика сержанта Черного в районе Смердыня Тосненского района Ленинградской области. Воздушный стрелок-радист сержант ГЛАДКОВ Борис Ефимович выпрыгнул с парашютом и вернулся в полк.
Место падения самолета Пе-2 в районе урочища Кородыня, место впадения ручья Кородынька в реку Тигода Тосненского района Ленинградской области, обнаружено в октябре 2004 года поисковиками отряда "Любань" (командир Игорь Вячеславович Суров). При проведении поисковых работ установлено, что самолет взорвался. В воронке обнаружены кок с чашками винта на которых выбиты следующие номера: в 61 б1 28235540 серия 5. Рядом с воронкой обнаружены останки экипажа. Из личных вещей одного из членов экипажа найдена расческа. Обнаружены гильзы от авиавооружения самолета 12,7 мм 1941 года выпуска. На бирке от электроприбора дата выпуска: 1942 год.
3 апреля 2005 года специалистами Общественного фонда поисковых отрядов Ленинградской области проведено дополнительное обследование места падения самолета. На валу редуктора и шестерне обнаружен номер мотора 222-226.
Останки погибших торжественно захоронены 9 мая 2005 года на воинском мемориале "Березовая Аллея" в г. Любань Тосненского района Ленинградской области.
В мае 2005 года проведено дополнительное обследование места падения, на чашке винта обнаружен номер: 28235540. Обнаружен еще один крючок от парашюта. При разборке обломков редуктора на внутренних деталях (два полукольца) выбит один и тот же номер: 22505. На одном из лючков самолета обнаружен номер самолета, нанесенный красной краской через трафарет: 2833914.
По информации Михаила Романова (руководитель поискового отряда г. Пустошка Псковской области) в феврале 1943 года в целях обеспечения помощи Волховскому фронту привлекались части 3 ВА, в том числе 293-я бомбардировочная авиадивизия (в последствии 8-я гв. БАД), в составе трех полков: 780 БАП, 804 БАП, 854 БАП. По проведенной работе в Центральном архиве Министерства обороны РФ установлено, что именно в этих полках встречаются похожие номера моторов, погибшие в феврале 1943 года в Тосненском районе Ленинградской области. Архивной работой М. Романовым установлено, что мотор М-105 № 222-226 был поставлен на учет в 804 бап 293 бад (приказ 804 бап от 30.08.1942 года № 040), утвержден приказом 293 БАД от 15.09.1942 года № 028 (г. Ногинск), где самолет Пе-2 № 29/06 с моторами М-105 №/№ 222-226, 222-225. Проанализировав доступные документы 293 бад, установлено, что в августе 1942 года дивизией было принято на учет большое количество самолетов Пе-2, которые имели следующие номера: 2433914, 2333914, 2133914. Так вполне возможно, что самолет Пе-2 № 29/06 ремонтировался и поэтому мотор № 222-226 был заменен и установлен на самолет 2833914, который, скорее всего, был получен полком чуть позже.
Обломки самолета на месте падения.
По проведенной архивной работе Михаилом Романовым установлено: самолет Пе-2 № 28-14 (пропущены цифры с номером завода: 339) с моторами М-105 №/№ 222-226, 222-225, 46-го пикирующего бомбардировочного авиаполка 263 БАД 1 БАК, в составе экипажа: летчик, командир звена, младший лейтенант Филимошин Иван Георгиевич, штурман звена, старший лейтенант Третьяков Владимир Дмитриевич, стрелок-радист, сержант Гладков Борис Ефимович не вернулся с боевого задания 11 февраля 1943 года из района Смердыня. По документам 46 БАП, значится: 11 февраля 1943 года после первого захода на БШУ по станции Ушаки, при построении на второю атаку столкнулись в воздухе два самолета Пе-2, командира звена, младшего лейтенант Филимошина и летчика, старшего сержанта Черный. Самолеты упали и сгорели в районе цели. Из экипажей двух самолетов выпрыгнули на парашютах и спаслись: пилот, старший сержант Черный, его штурман, младший лейтенант Костюковский и стрелок-радист из экипажа Филимошина, сержант Гладков Б.Е. Командир звена, младший лейтенант Филимошин, штурман звена, старший лейтенант Третьяков - погибли вместе с самолетом, стрелок-радист из экипажа Черный - сержант Сергеев - расстрелян в воздухе при спуске на парашюте над линией фронта, опустился мертвым, похоронен наземными частями в районе Смердыня.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что самолет Пе-2 29/06 с моторами М-105 №/№ 222-226, 222-225, который в августе 1942 года числился за 804 БАП 293 БАД, впоследствии в связи с ремонтом был списан и уцелевшие моторы были установлены на самолет Пе-2 № 28-14 (полный номер: 2833914) и передан в состав 263 БАД в 46 БАП, где и погиб 11 февраля 1943 года.
28 января 2007 года родные погибшего штурмана экипажа, Третьякова В.Д. - сын Юрий Владимирович и три внука - были на месте гибели самолета, где настоятель Макарьевского монастыря отец Давид произвел отпевание погибших. В этот же день родные побывали на воинском захоронении на мемориале "Березовая Аллея" в г. Любань на могиле.
Настоятель Макарьевского монастыря отец Давид произвел отпевание на месте падения самолета.
Для сведения:
- Сергеев Георгий Ефимович, 1919 г.р., уроженец: РСФСР, Ивановская область, Ковровский район, село Андреевка, отец Ефим Кириллович. Мобилизован Ковровским РВК, сержант, стрелок-радист 46 бап 263 бад 1 БАК. Столкнулся с самолетом Пе-2 летчика Филимошина, спускаясь на парашюте, расстрелян противником в воздухе 11.02.43 г. в р-не Смердыня, похоронен наземными войсками в р-не Смердыня. Экипаж: летчик ст. серж. Черный, штурман мл. л-т Костюковский - применили парашюты, живы.
Продолжение: Погибшим в небе Любани, посвящается...
На начало
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственное слово Маршала авиации А.Н.Ефимова
От автора
Ты их запомни, Родина, всех назови поименно
Экипажи
Об автореАлфавитный указатель
Всероссийский информационно-поисковый центр "Отечество"