Документы Министерства Образования Российской Федерации
ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ от 9 июня 1994 г. Н9 59-М
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ С
УЧАЩИМИСЯ
Туристско-краеведческая деятельность является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени. Даже в сложных социально-экономических условиях, сложившихся в настоящее время в стране, она остается одной из стабильных и перспективных, о чем свидетельствует факт роста сети центров и станции юных туристов, детских туристских баз.
В последние годы заметно усилился интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию. В Российской Федерации развертывается туристско-краеведческое движение «Отечество», которое базируется на многолетнем опыте поисково-исследовательской и собирательской деятельности. Органам и учреждениям системы образования в этот сложный период необходимо сохранить бесценный опьп организации школьных музеев разных профилей туристских объединен и и учащихся, изыскать различные, в том числе финансовые возможности для дальнейшего развития школьного краеведения. В этих целях следует активнее использовать новую должность «педагог-организатор».
Практика работы центров и станций юных туристов показывает, что в настоящее время наиболее эффективной формой организации турисско-краеведческой деятельности учащихся являются полевые туристские лагеря, которые требуют минимальных экономических затрат и дают высокий педагогический эффект. Туристские полевые лагеря способствуют не только сохранению состава детских объединений, но и решению вопросов продолжения учебного процесса, подготовки детского туристского и краеведческого актива, обмену опытом работы педагогов, повышению их квалификации. Рекомендуем шире развивать сеть полевых профильных лагерей по видам туризма и направлениям краеведческой деятельности (истории, этнографии, экологии, археологии и др.), используя имеющийся опыт работы, кадровый потенциал, материальную базу центров и станций юных туристов. К их организации целесообразно привлекать взрослый туристский актив, туристские клубы. Прием в эти лагеря может осуществляться по путевкам органов управления образованием, центров и станций юных туристов, реализуемых по месту работы родителей.
Необходимо усилить внимание к работе детских туристских баз, обеспечению их постоянной загрузки в соответствии с профилем деятельности. Это возможно при условии тесного взаимодействия станций юных туристов, обеспечивающих содержание деятельности учащихся и баз, предоставляющих финансовые и материальные возможности для реализации образовательных программ. Целесообразно рассмотреть вопрос выделения используемых не в полной мере помещений, принадлежащих системе образования, станциям и центрам юных туристов под организацию туристских баз.
Сложившаяся практика проведения комплексных экскурсий по предметам школьной программы в учебное время должна быть продолжена, особенно для учащихся сельских школ. Помимо экскурсионной программы целесообразно предусматривать учебную работу в компьютерных классах, посещение промышленных предприятий. В жестких экономических условиях, когда многие школьники не имеют возможности совершать дальние экскурсии, могут осуществляться программы, ориентированные на изучение родного края, исторического и культурного наследия своего региона.
Рекомендуем эффективнее использовать в этих целях материальную базу образовательных учреждений всех типов. Встречаются случаи, когда директора учреждений образования отказывают туристским группам в ночлеге, что недопустимо. Руководителям образовательных учреждений рекомендуется устанавливать прямые контакты между учреждениями на договорной основе с целью открытия временных лагерей и баз на условиях прямого обмена, что позволит значительно сократить расходы.
В связи с распадом системы взрослого самодеятельного туризма теряются складывавшиеся десятилетиями формы работы, которые успешно использовались в детско-юношеском туризме. Это прежде всего подготовка общественных туристских кадров: туристских организаторов, инструкторов туризма, тренеров по туризму и других. Необходимо принять все меры по сохранению системы подготовки общественных туристских кадров и использованию их потенциала. Центрам и станциям юных туристов при активной помощи структур повышения квалификации педагогических кадров нужно продолжить работу по подготовке инструкторов по туризму, организаторов, созданию лицейских классов для профессиональной ориентации старших школьников.
В последние годы в систему детского туризма пришли многие работники туристских
клубов, советов по туризму и экскурсиям, общественный туристский актив.
Как правило, они имеют большой туристский опыт, однако, в большинстве своем, не имеют педагогического образования и стажа, что сказывается при установлении им разряда по оплате труда. При проведении аттестации работников станций, центров юных туристов, туристок» баз необходимо принимать во внимание профессиональную подготовку, туристские звания и разряды. Министерство рекомендует направлять этих специалистов на курсы повышения квалификации, оказывать им помощь в получении высшего педагогического образования. Рекомендуем в этой работе использовать опыт Центра детско-юношеского туризма Министерства образования Российской Федерации и Московского государственного открытого педагогического института по заочному обучению на платной основе работников станций юных туристов по специальности «Социальная педагогика» (специализация, «туризм и краеведение»), оплачивая их обучение за счет заинтересованных организаций I учреждений.
Для обеспечения безопасности проводимы туристско-краеведческих мероприятий важны» является вопрос организации и работы маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) органов управления образованием, которые необходимо создать при каждой станции юных туристов. Полномочия МКК будет давать Республиканская маршрутно-квалификационная комиссия, работающая при Центре детско-юношеского туризма! Министерства образования Российской Федерации. Категорийные походы с учащимися должны совершаться только после рассмотрения заявленных в МКК документов. Все туристские мероприятия должны проводиться в строгом соответствии с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций, экскурсии, (путешествий) с учащимися, воспитанника-! ми и студентами Российской Федерации», введенной в действие приказом Министерства образования Российской Федерации от 13.07.92 № 293.
Центрам и станциям юных туристов рекомен-1 дуется установить тесные контакты с территориальными поисково-спасательными службами и' отрядами Министерства Российской Федерации' по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, преобразованными из туристской контрольно-спасательной службы. Необходимо разработать планы совместной деятельности, профессиональной подготовки работников детского туризма по проведению профилактических и спасательных работ, подготовке юных спасателей из числа учащихся.
Заместитель Министра А. Г. А СМОЛОВ