№7 (27) Декабрь 1998
МНЕНИЕ
А. Орлов
Я ушел из поискового движения в 1991 году. Сделал это вполне сознательно,
так как мне стало совершенно понятно, что того поискового движения,
в котором мы все участвовали, движимые душой, совестью, а не соображениями
карьеры и выгоды, больше нет, и никогда не будет. Мы сделали величайшую
глупость - пошли под комсомол. Эта организация уже издыхала, и поисковики,
поисковое движение было нужно комсомольцам только для того, чтобы доказать,
что они занимаются живым делом, застолбиться в будущем, которое они
предвидели лучше нас. Смердящий комсомольский полутруп заразил наше
движение своими метастазами и благополучно скончался, но бывшие комсомольские
вожди не выпустят из своих рук поисковиков до тех пор, пока из этого
можно извлекать дивиденды. Не всегда речь идет о прямой финансовой
выгоде, зачастую более весома выгода политическая. “Комсомолята” своего
никогда не упускали. Сменилась политическая система, но они, как всегда,
наверху. Кто во власти, кто в коммерции, кто в бандитах, а многие и
там, и там, и там - “наш пострел везде поспел”...
Многие поисковики так и не сумели разглядеть и понять, что произошло.
Честный человек обычно наивен и доверчив, “лапшу на уши” старается
упорно не замечать - дескать, я занимаюсь святым, а все остальное не
моего ума дело. Именно с таких позиций многие, кто, конечно, вообще
над этим задумывался, посчитали, что Орлов не поделил власть с известным
товарищем, теперь ставшим весьма состоятельным господином. Дорогие
мои поисковики, за свои пятьдесят лет я доказал и себе, и другим своей
жизнью, что мне чужда любая власть. Я свободный человек с определенными
принципами, которые отстаивал, и буду отстаивать. Что касается поисковых
принципов, то здесь самое главное - чистые руки, к ним не должно ничего
прилипать... Уже во время проведения первой Вахты памяти в Мясном Бору
я увидел, к чему мы придем. Люди, которые никогда не замочили рук ни
в одной из воронок, - разве что перед телекамерами (реклама - двигатель
торговли!), - уже тогда оказались на переднем плане. Уже тогда они
знали, что самое главное в поисковом движении, уже тогда они стали
говорить за нас. Их ладони уже тогда вспотели от предвкушения капитала,
который они наживут на костях солдат, погибших в Великой Отечественной
войне за Родину, которой теперь у нас нет.
У них все получилось. Говоря словами В. Высоцкого, они “при деньгах,
при часах и при короне”. А мы остались с тем, с чего начинали. Это
грустно сознавать, но поисковое движение погибло еще тогда - в конце
восьмидесятых. Комсомол в поисковом движении - это раковая опухоль,
и сегодня поисковое движение - это раковый больной. У него может быть
даже достаточно румяное лицо, но жить ему осталось недолго. Наивно
в нынешней ситуации продолжать ковырять землицу, извлекая из нее груды
солдатских костей. Пользы от этого н и к а к о й! Я знаю, что мне сейчас
возразят: а солдатские медальоны? А имена, восстановленные из небытия?
Полноте, ребята! Все это было здорово и свято только тогда, давно,
в другой стране. Естественно, родственники погибших будут говорить
вам слова благодарности, смахивая набегающие на глаза слезы. Они, как
и вы, не ощущают перемену времен, смену эпохи. Для них время остановилось
в 41-ом. Теперь по-настоящему свято - оставить все как есть. Не трогать
то, что похоронила сама земля, что прибрал Господь. Мертвые сраму не
имут. Живые должны ощущать срам от того, что помогают делать “бабки”
на святых солдатских костях.
Нет бесспорных истин. Любая истина субъективна. Я не претендую на должность
пророка, но вряд ли мне можно отказать в том, что я несколько больше
пробыл в лесу, где лежат мертвые, и чуть больше видел, чем те, кто
пришел туда вслед за мной. Сказанное выше - мое субъективно мнение.
Им вполне можно пренебречь, но все не так просто, чтобы бездумно ворошить
мертвые кости, перенося в полиэтиленовых мешках останки людей с одного
места на другое. Свято ли это?
В свое время зашел разговор об индивидуальных контейнерах для останков
каждого найденного бойца. Помню, “ответственные товарищи” из поискового
движения задали мне вопрос: какого цвета должен быть такой контейнер
и что на нем должно быть изображено? Мой ответ был таким: контейнер
черный - цвета скорби и горя, изображать на нем ничего не надо. Через
некоторое время по телевидению я лицезрел, что из этого вышло. В Елоховском
кафедральном соборе г. Москвы патриарх всея Руси Алексий II “со товарищи”
освещал ящик ярко-красного цвета с православным крестом поверху...
Невдомек оказалось, что в Великой Отечественной за СССР гибли не только
православные или безбожники, а и иудеи, и мусульмане... Думать надо,
ребята. Думать! Пришла пора...
Предвижу вопрос: что с поиском - прекратить? Отвечу, - нет! Но изменить
формы работы. Поисковикам пора уже задуматься над тем, что может быть,
более свято привести в порядок одну из существующих братских могил,
одно из существующих неухоженными ныне кладбищ, чем создавать все новые
и новые. Всех солдат Великой Отечественной похоронить не сумели, как
не сумели похоронить достойно и солдат дурной чеченской компании, как
никого не похоронили достойно из достойных этого. По недомыслию, по
равнодушию, по подлости. За страну это уже сделало время. Природа.
Бог. Поисковикам себя упрекнуть не в чем. Они тоже сделали, что могли.
Надо оглядеться и подумать: что дальше? Может быть попробуем сами,
без комсомольских вождей?
А.Орлов,
бывший председатель штаба экспедиции “Долина” и один из ее организаторов,г.
Новгород
На снимках: Полулегальное захоронение останков на р.Полисть. Август 1986 года. Заседание новгородского ОК ВЛКСМ с участием местных властей, поисковиков из Казани и А.И.Орлова, на котором было принято решение об организации поисковой экспедиции имени Н.И.Орлова. Август 1987 года. Фото В. Ищенко.
Колонка редактора
Мнения
Новые издания
В год 30-летия поисковоо движения в Казани
Ветеран с обостренным чувством совести
Дядя Ваня нашелся
Последний бой майора Рожкова
Описание Новгородской операции, проведенной 52А марте 1943 года
Тропа разведчика
Посвящение
Наш юбилей
Год Рыжего Котенка
Северный олень