Методика подготовки поисковиков.
От редколлегии
Мозолят ноги нам военные пути,
Саднят ладони,
пусть, ведь дело свято.
Еще чуть-чуть, дружище, потерпи -
Полвека
ждут безвестные солдаты.
Не нам писать историю, но все ж
Мы пересмотрим
для себя хотя бы даты.
Ждать правды о войне нам невтерпеж -
В войну
мы смотрим из - под лезвия лопаты.
И бьет душа сквозь реберный заслон,
Как рвет рубашку
старая граната,
Когда в раскопе черный медальон
Откроет имя неизвестного
солдата.
Дороги наши и военные пути
Переплелись как судьбы
наших дедов.
Скорей бы всех незахороненных найти
Да чтоб дожить
до полной до Победы !
Эти стихи, написанные курским поисковиком Олегом Неверовым, являются выражением смысла деятельности КОПОО Центр "Поиск".
В настоящее время в практической педагогической среде наблюдается подъем интереса к осмыслению и организации поисковой деятельности. Это во многом обусловлено современной социальной ситуацией в России, необходимостью сохранения и восстановления национальной памяти.
Поисковая деятельность как педагогический феномен находится в стадии становления. Накоплен большой практический опыт, идет отработка понятийно-терминологического аппарата проблемы, поиск места поисковой деятельности в обществе, осмысление и систематизация ее функций и задач, методов и форм работы, разработка технологий подготовки организаторов поисковой деятельности.
Актуальным становится вопрос расширения рамок взаимодействия поисковиков с общественными и иными государственными и негосударственными структурами с целью привлечения их как к финансированию и организации поисковой деятельности, так и к пропаганде и публикации исторических находок.
Любой результат поисковой деятельности - это не просто экспонаты, а культурно-исторические находки. Это не только восстановление "белых пятен", забытых страниц, это и освоение культурных ценностей. Включение подростка в самые различные пласты культуры прошлого - бытовые, военные, профессиональные и т.д. - дает возможность духовно-исторического осмысления национальной культуры русского народа.
Организация поисковой деятельности должна строиться с учетом основных правил технологии педагогического проектирования. Методы и приемы поисковой работы определяются ее целевой направленностью и основываются на знаниях и опыте каждого ее участника.
Каждому участнику поискового движения должна быть понятна необходимость и важность принятия единой терминологии, общей системы приемов при проведении поисковых и эксгумационных работ.
Поиск останков без вести пропавших и незахороненных или возникающая по различным причинам необходимость перезахоронения погибших должны сопровождаться определенным комплексом мероприятий в соответствии с требованиями по их осуществлению. Прежде всего, это достойное захоронение людей, погибших при исполнении своего воинского долга. В условиях ведения боевых действий имели место случаи неподтверждения факта гибели военнослужащих, и погибшие значились без вести пропавшими. Поэтому возникает необходимость установления имен и выяснения судеб погибших, обстоятельств их гибели, проведения переучета по архивным документам в связи с выявлением новых данных и передача информации родственникам, а также поддержания в порядке захоронений павших.
Любые действия по поиску должны доводиться до конца. Поиском не должен заниматься тот, кто не осознал серьезности его назначения и не подготовлен к благородной, но нелегкой и очень ответственной деятельности.
Конечно, феномен поисковой деятельности требует дальнейшего научного осмысления. Однако, анализ практического опыта организации поисковой работы позволяет увидеть огромные возможности поисковой деятельности в развитии и воспитании подрастающего поколения.
В своей работе КОПОО Центр "Поиск" использует различные формы подготовки молодых поисковиков, которые предлагаются в данном методическом пособии.