Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024



Новости 2024 г.



НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ


В продолжение истории о самолете Пе-2, обнаруженном в районе урочища Кородыня в 2024 году…

Недавно мы рассказывали на нашем сайте историю обнаружения в районе урочища Кородыня Тосненского района Ленинградской области места падения самолета Пе-2 из состава 46-го бомбардировочного авиационного полка, который погиб при трагических обстоятельствах 11 февраля 1943 года.

Тогда мы вкратце описали обстоятельства гибели данного самолета, а вот о судьбе экипажа обещали рассказать в следующей публикации. Именно сейчас, вернувшись из поисковой экспедиции, и имея возможность использовать накопленные за многие годы поисково- исследовательской работы архивные, и другие собранные документы, мы сможем рассказать подробнее о судьбах членов экипажа данного самолета, и о том страшном и трагическим дне 11 февраля 1943 года.

Начнем с того, что этот день, был вторым днем начавшейся 10 февраля 1943 года Смердынской операции, которую начали войска 54-й армии Волховского фронта.

По замыслу Ставки Верховного Главнокомандования, именно в эти дни должны были начать наступление, навстречу друг другу, войска двух фронтов: Ленинградского, частями 55-й армии из района Колпино в направлении Красного Бора, и войска 54-й армии Волховского фронта по фронту Макарьевская Пустынь – Смердыня, с общей целью соединиться в районе станции Любань. Тем самым, эти две армии должны были перерезать пути снабжения и полностью окружить Мгинскую группировку противника, которая оказывала сильнейшее сопротивление войскам 67-й армии Ленинградского фронта и войскам 2-й Ударной и 8-й армий Волховского фронта, которые в районе так называемого «бутылочного горлышка», вели кровопролитные бои по расширению полосы прорыва блокады Ленинграда.

Но еще ранее, в целях усиления авиации под Ленинградом, в январе 1943 года в состав 14-й Воздушной армии Волховского фронта, прибывает 1-й бомбардировочный авиакорпус с Калининского фронта, в составе 263-й и 293-й бомбардировочных авиадивизий, оснащенные фронтовыми бомбардировщиками Пе-2.

11 февраля 1943 года для нанесения удара по немецкой линии обороны в районе Смердыня (полоса наступления войск Волховского фронта) вылетают бомбардировщики 1-го бомбардировочного авиакорпуса. Семерка самолетов Пе-2 46-го бомбардировочного авиаполка 263-й БАД под руководством лейтенанта Решетникова подходят к цели. С правой стороны от лидирующего звена шла пара ведущего, младшего лейтенанта Филимошина и ведомого, старшего сержанта Черного. В районе бомбометания высота облачности была 1100-1200 метров. Во время подлета к цели из штаба полка поступила шифрограмма с приказанием сбросить бомбы с одного захода на цель, но, подойдя к цели, экипажи из-за слабой видимости ее почти не просматривали. Лидер группы решил нанести удар по запасной цели, и группа ушла дальше на территорию противника в район станции Ушаки.

Нанеся удар по станции Ушаки, на которой скопились железнодорожные составы с боеприпасами, сбросив с первого захода все бомбы, экипажи ушли на свою территорию, где сделали правый разворот с повторным заходом на цель для обстрела из бортового оружия. На втором заходе, при левом развороте над целью, самолет старшего сержанта Черного отстал от самолета ведущего, младшего лейтенанта Филимошина. Сам Филимошин при этом обстреливал цель из бортового оружия. По прекращении стрельбы самолет Филимошина перешел в набор высоты. Старший сержант Черный следовал за самолетом ведущего, но несколько отстал. Дав форсаж, он смог догнать самолет Филимошина, на высоте около 1200-1300 метров. При этом оба самолета оказались выше остальной пятерки самолетов на 100 метров.

На этой высоте самолеты попали в редкую облачность. В это время стрелок экипажа Черного – Сергеев докладывает летчику о появлении внизу истребителей противника, одновременно с ним самолеты противника увидел и штурман экипажа, младший лейтенант Костюковский. Стрелок-радист самолета Филимошина – сержант Гладков вел осмотр воздушного пространства через верхний люк своей кабины. Вдруг он заметил приближение ведомого самолета сержанта Черного, и только то, что он успел убрать голову из люка, спасло ему жизнь. В следующую секунду произошел сильный удар, в его кабине стало темно, и непонятным для себя образом он оказался падающим вниз. Раскрыв парашют и опускаясь на землю, сержант Борис Ефимович Гладков видел падение и удар о землю центроплана своего самолета и гибель под ним своего командира, младшего лейтенанта Ивана Георгиевича Филимошина и штурмана, старшего лейтенанта Владимира Дмитриевича Третьякова.

Во время столкновения самолетов, как говорилось выше, штурман экипажа самолета Черного – младший лейтенант Костюковский наблюдал за истребителями противника, которые находились ниже общей группы наших самолетов. Услышав сильный треск и почувствовав сильный удар, Костюковский только и успел увидеть, как перед ним промелькнул фонарь от кабины летчика, сорванный Черным, в это же время ему в лицо хлестнула струя воздуха. Команды «прыгай» он не слышал, но почувствовав падение самолета, выпрыгнул с парашютом.

Члены экипажей других самолетов видели, как самолет Филимошина произвел резкий противозенитный маневр, отвернув на внешнюю сторону, так как самолеты перелетали линию фронта, и по ним велся зенитный огонь. Летчик Черный не успел повторить маневр ведущего, и самолет Филимошина ударил винтами его самолет в районе кабины стрелка-радиста. Очевидцы подтвердили, что в обломках падающих самолетов погибли летчик младший лейтенант Филимошин и его штурман, старший лейтенант Третьяков. Остальные члены экипажей столкнувшихся самолетов выбросились с парашютами и опустились на землю в районе деревни Смердыня. Во время спуска в воздухе огнем противника был расстрелян стрелок-радист из экипажа самолета Черного – сержант Сергеев Георгий Ефимович, который приземлился на землю мертвым, и был похоронен наземными войсками в районе линии фронта у деревни Смердыня.

«Крылья Татарстана». Экспедиция в Ленинградскую область. 2024 г.

Такова страшная правда войны. И эта правда открывается нам, сейчас живущим, на страницах пожелтевших архивных документов, и на рваных обломках дюраля, которые достают с четырехметровой глубины, из запаханной после войны авиационной воронки, которая осталась на месте падения самолета, заплывшей густой синей глиной, рядом со стертой с лица земли, жестоким смерчем войны бывшей деревни Кородыня.

Работы на месте падения. «Крылья Татарстана». Экспедиция в Ленинградскую область. 2024 г.

Работы на месте падения. «Крылья Татарстана». Экспедиция в Ленинградскую область. 2024 г.

Эта правда, открывается сейчас, в весенний апрельский день 2024 года, спустя 81-год, после этих трагических событий. А рядом, несет свои воды, старя река Тигода, по берегам которой местами стоят могучие ели, осины и ветвистые белые березы. Вокруг тишина, которая оглушает, потому что понимаешь, какой ад из разрывов и выстрелов стоял в этих местах десятилетия назад. Сколько крови солдатской, пролилось в эти безмятежные торфяные воды старой реки. Все это помнит земля, которая на многие годы сохранила тайну этих страшных событий. Когда Ленинградские поисковики поднимали обломки, то увидели, что самолет упал как раз на немецкие позиции. Один из его моторов, пробив бревенчатый накат немецкого блиндажа, ушел на глубину 4 метров, второй мотор разбился рядом, зайдя в глинистую почву на метр меньше. Среди разломанных бревен блиндажа, поисковики нашли, хорошо сохранившуюся немецкую каску. Скорее всего, блиндаж в это время был пуст, так как останков погибших в нем найти не удалось.

Работы на месте падения. Немецкая каска. «Крылья Татарстана». Экспедиция в Ленинградскую область. 2024 г.

Среди разломанных блоков цилиндров мотора поисковики нашли поршни, на которых хорошо сохранились продублированные заводские номера: 222-48 и 222-256. Именно по этим номерам, удалось полностью установить судьбу самолета и узнать имена членов экипажа. В соответствии с архивными документами, стало известно, что данные моторы были установлены на самолете Пе-2 № 2833902, который был выпущен на Иркутском заводе № 39 летом 1942 года.

Работы на месте падения. Поршень мотора. Немецкая каска. «Крылья Татарстана». Экспедиция в Ленинградскую область. 2024 г.

Опустившиеся на парашютах летчик самолета старший сержант Василий Черный и его штурман младший лейтенант Григорий Костюковский вернулись в свой полк на следующий день. Расстрелянный в воздухе, при спуске на парашюте, воздушный стрелок- радист Георгий Сергеев был подобран нашей пехотой, и похоронен в одной из неизвестных воронок от снарядов в районе бывшей деревни Смердыня.

Как мы уже писали ранее (https://otechestvort.ru/izdat/book11/309-filimoshin.htm; https://otechestvort.ru/izdat/book11/309-filimoshin2.htm) место падения второго самолета и останки младшего лейтенанта Ивана Филимошина и старшего лейтенанта Владимира Третьякова были обнаружены нами ранее, еще в 2004 году, ровно 20 лет назад. Оказалось, что расстояние между упавшими самолетами, всего 1 километр и 100 метров.

«Крылья Татарстана». Экспедиция в Ленинградскую область. 2024 г.

Третьяков Владимир Дмитриевич.

Уже к концу февраля 1943 года авиационные полки 1-го бомбардировочного авиакорпуса были выведены из-под Ленинграда. Сначала для усиления 6-й Воздушной армии Северо-Западного фронта, затем корпус вошел в состав 2-й Воздушной армии Воронежского фронта. Потом были тяжелые бои в составе Степного, 2-го и 1-го Украинских фронтов.

Василий Черный и Григорий Костюковский прошли все эти испытания с честью и вернулись живыми с этой страшной войны. Но давайте расскажем о них подробней.

«Крылья Татарстана». Экспедиция в Ленинградскую область. 2024 г.

Черный Василий Иванович.

Летчик самолета Василий Иванович Черный родился 16 октября 1919 года в селе Белижинцы Заславского (Изяславского) уезда Волынской Губернии (в годы войны Каменец-Подольской области, в настоящем - Хмельницкой области Украины). В 1937 году окончил 10 классов школы, а в 1939 году закончил обучение в Канской (г. Канск Красноярский край) автошколы и стал работать автомехаником. 12 июня 1940 года через Канский военкомат добровольно поступил курсантом в Омскую военную авиационную школу пилотов. Обучался в ней по ускоренной программе (1 год и два месяца) до августа 1941 года. 13 августа 1941 года направлен для прохождения дальнейшей службы на должность военного пилота в состав 165-го резервного авиационного полка Забайкальского военного округа. С 22 октября 1941 года летчик-инструктор 23-го запасного авиационного полка (Забайкальский ВО).

С июня 1942 года летчик 46-го бомбардировочного авиационного полка. 30 октября 1942 года в составе полка прибыл на Калининский фронт. В марте 1943 года назначен на должность старшего летчика 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (бывший 321-й БАП). В одном из боевых вылетов 9 марта 1943 года получил тяжелое ранение.

Приказом по войскам Воронежского фронта от 8 мая 1943 года присвоено первоочередное офицерское звание гвардии младший лейтенант. А ровно через год, приказом командующего 5-й Воздушной армии от 8 мая 1944 года, присвоено воинское звание гвардии лейтенант. 28 августа 1944 года назначен на должность командира звена. Приказом по войскам 2-й Воздушной армии от 22 октября 1944 года присвоено воинское звание гвардии старший лейтенант.

После окончания Второй Мировой войны с 9 мая 1945 года по сентябрь 1947 года проходил службы в группе советских войск в Австрии. В этот промежуток времени (27 сентября 1946 года) назначен на должность заместителя командира авиационной эскадрильи 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 2-й Воздушной армии ЦГВ. С 22 ноября 1947 года на должности командира звена самолетов По-2 Липецких Высших офицерских летно-тактических курсов (ВОЛТК) усовершенствования командиров частей ВВС ВС СССР. 13 августа 1948 года присвоено воинское звание капитан. С 14 марта 1953 года слушатель курсов подготовки командиров АЭ бомбардировочной авиации ВОЛТК ВВС. 19 октября 1953 года окончил курсы и направлен в распоряжение ВВС Дальневосточного военного округа, а на следующий день присвоено воинское звание майор. С 25 декабря 1953 года заместитель командира АЭ 343-го транспортно-десантного авиационного полка (ТДАП) 1-й ТАД АДД. 16 февраля 1954 года – командир авиационной эскадрильи. 23 октября 1954 года – в соответствии с приказом Главнокомандующего ВВС присвоено звание классной квалификации - «военный летчик 2 класса». С 23 сентября 1955 года заместитель командира 343-го ТДАП по летной подготовке. 20 сентября 1956 года присвоено воинское звание подполковник. С 27 февраля 1957 года на должности старшего инструктора-летчика по летной подготовке 21-й гвардейской военно-транспортной авиадивизии 54-й Воздушной армии.

10 мая 1957 года Василий Иванович был уволен в отставку с правом ношения военной формы, и уехал вместе с семьей в Киевскую область Украинской ССР.

За годы войны Василий Иванович Черный был награжден орденами Красной Звезды (07.03.43г.), Красного Знамени (21.06.44г.), Отечественной войны 1 степени (21.03.45г.), медалями «За Победу над Германией», «За взятие Берлина», «За взятие Праги», Чехословацкой медалью «За храбрость перед врагом» (1946 год) и прошел дорогами войны принимая участия в боях на Калининском, Волховском, Северо-Западном, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах.

«Крылья Татарстана». Экспедиция в Ленинградскую область. 2024 г.

Костюковский Григорий Зельманович.

Штурман самолета Григорий Зельманович Костюковский родился 13 декабря 1921 года в губернском городе Полтаве. Семья проживала по адресу – улица Шевченко дом № 27. В 1939 году окончил 10 классов. 20 ноября 1939 года вступил в Красную Армию и стал курсантом Харьковского военного авиационного училища. После окончания училища в ноябре 1940 года с присвоением воинского звания младший лейтенант, назначен на должность младшего летчика-наблюдателя в состав 208-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Полк в это время находился в стадии формирования, и даже не имел своих самолетов. Входил в состав 46-й авиационной дивизии Московского ВО. С началом Великой Отечественной войны семья (отец Костюковский Зельман Иосифович) была эвакуирована в Казахскую ССР в город Караганду. А сам Григорий вместе с полком принял участие в боях под Москвой в составе ВВС Западного фронта.

10 марта 1942 года, Г.З. Костюковский назначен на должность стрелка-бомбардира в состав 46-го бомбардировочного авиационного полка. На Калининский фронт, вместе с полком, который до этого проходил переформирование и получал новые самолеты Пе-2 прибыл в октябре 1942 года. В составе полка принимал участие в боях на Калининском, Волховском и Северо-Западном фронтах. В 1943 году переведен на должность штурмана звена в состав братского 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (263-й БАД).

В ноябре 1944 года Г.З. Костюковский представлен командованием полка к ордену Отечественной войны 2 степени, но приказом командира 2-го гв.БАК от 12 декабря 1944 года награжден орденом Красной Звезды. 30 декабря 1944 года присвоено очередное воинское звание - гвардии лейтенант.

7 января 1945 года вручена медаль «За оборону Москвы», которой были отмечены его заслуги при обороне города осенью 1941 года.

В боевом вылете 12 февраля 1945 года на «свободную охоту» в район Бреслау его самолет был сбит, и весь экипаж в составе: командира звена гвардии лейтенанта Сапеги Виктора Петровича, штурмана звена, гвардии лейтенанта Костюковского Григория Зельмановича и выполнявшего роль воздушного стрелка-радиста, начальника связи АЭ гвардии младшего лейтенанта Акинишева Ивана Степановича посчитали пропавшими без вести.

«Крылья Татарстана». Экспедиция в Ленинградскую область. 2024 г.

Сапега Виктор Петрович.

«Крылья Татарстана». Экспедиция в Ленинградскую область. 2024 г.

Акинишев Иван Степанович.

В журнале боевых действий 1-й БАД за 12 февраля 1945 года говорилось:

«…82-й гв.БАП произвел 13 самолетовылетов, на бомбардирование мелкими группами и отдельными экипажами охотников войск и техники противника в пунктах Швейдниц – Пфаффендорф и аэродром противника Ламсдорф. Вел боевую разведку в районе Шейлиц, Герлиц и Ламсдорф. Один экипаж охотник с задания не вернулся…».

Но как позже оказалось, летчик и штурман самолета остались живы, выпрыгнули с подбитого самолета и опустившись на парашютах попали в плен. В архивных документах указывается, что Григорий Костюковский попал в плен в районе г.Нейсе. Был направлен в лагерь военнопленных №13Б в г.Вейден. Был освобожден нашими частями 23 апреля 1945 года и уже на следующий день (24 апреля) прибыл в свою часть. Но 27 июля 1945 года в городе Вене задержан НКВД и направлен для прохождения спецпроверки в 12-ю запасную стрелковую дивизию. После проверки в авиацию не вернулся, был уволен из Красной Армии в запас 3 декабря 1945 года.

За годы войны Григорий Зельманович Костюковский принял участие в боях на Западном, Калининском, Волховском, Северо-Западном, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. В 1985 году, в год 40-летия Победы в войне был награжден орденом Отечественной войны 2 степени.

«Крылья Татарстана». Экспедиция в Ленинградскую область. 2024 г.

Воздушным стрелком-радистом в том вылете в составе экипажа был сержант Георгий Ефимович Сергеев. Как говорилось выше, он смог выпрыгнуть с парашютом из развалившегося в воздухе самолета, но спускаясь на парашюте был расстрелян противником в воздухе. Мертвым он опустился в расположение наших частей и его похоронили наземные войска в районе Смердыня рядом с линией фронта.

Родился Георгий в 1919 году в селе Андреевка Ковровского уезда Владимирской губернии (в 40-е годы Ивановская область, Ковровский район, село Андреевка). Там же проживала семья - отец Ефим Кириллович Сергеев. Мобилизован в Красную Армию 10 октября 1939 года Ковровским РВК.

Начало Великой Отечественной войны встретил в составе 48-го бомбардировочного авиационного полка на Юго-Западном фронте, где до 5 октября 1941 года совершил 16 боевых вылетов на самолете СБ. После переформирования полка попал в состав 261-го бомбардировочного авиационного полка на самолетах Пе-2. С 20 июля 1942 года полк стал действовать на Западном направлении, и в августе 1942 года вошел в состав 204-й бомбардировочной авиационной дивизии. 30 октября 1942 года сержант Г.Е. Сергеев приказом командующего Западным фронтом награжден медалью «За отвагу». В наградных документах упоминается, что к сентябрю 1942 года он совершил 34 боевых вылетов и в одном из боев лично сбил самолет противника Ме-109. В последствии был переведен в состав 46- го бомбардировочного авиационного полка.

В архивных документах 46-го БАП, в которых описывается произошедшая катастрофа говорится, что Г.Е. Сергеев был похоронен в районе деревни Смердыня. Но к сожалению, в других документах о безвозвратных потерях полка и дивизии в целом, Георгий Ефимович Сергеев учтен как пропавший без вести. Так, в книге учета потерь 263-й БАД записано: «место захоронения неизвестно». Единственное, что оставляет надежду найти дополнительные сведения о точном месте захоронения Георгия Ефимовича, это письмо, присланное отцу погибшего в марте 1943 года от имени инструктора политотдела 14-й Воздушной армии капитана Николая Павловича Минакова, который писал: «…Уважаемый Ефим Кириллович. Ваш сын Сергеев Георгий Ефимович погиб при исполнении служебных обязанностей 11 февраля 1943 года. Если Вы не получили от Командования его части уведомление о смерти, пишите запрос по адресу: 1831 полевая почта, часть 35. Минаков Н.П. 3 марта 1943 года…»

«Крылья Татарстана». Экспедиция в Ленинградскую область. 2024 г.

Минаков Николай Павлович.

ППС №1831 – относилась к Управлению 14-й Воздушной армии. И если действительно, видно, что по документам полка и дивизии Г.Е.Сергеев учтен пропавшим без вести, то скорее всего в архивных документах политотдела 14-й Воздушной армии, нам удастся найти дополнительные сведения.

Поиск продолжается…




Информацию подготовил И.Г.Прокофьев,
ведущий специалист ВИПЦ,
руководитель отдела РОМО "Объединение "Отечество" РТ,
координатор проектов «Крылья Татарстана» и
«Восстанавливаем легенду - самолет Пе-2»,
г.Казань.




«Крылья Татарстана» - проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Выполняется РОМО «Объединение «Отечество» РТ при поддержке Правительства Республики Татарстан и ПАО «Татнефть», с использованием средств гранта Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества.

«Восстанавливаем легенду – самолет Пе-2» – проект, направленный на широкое освещение работы по восстановлению легендарного самолета Великой Отечественной войны Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин, найденных в ходе поисковых экспедиций, реализуемый АНО ВИПЦ с использованием средств гранта Раиса Республики Татарстан на развитие гражданского общества.





Наверх